Расследование: внутри теневого, нездорового бизнеса вакцин против желтой лихорадки в Нигерии
Недобросовестные бизнесмены продают вакцины в контролируемых обстоятельствах и без соблюдения руководящих принципов NAFDAC.
Эбука Онедзи
Во второй и заключительной части этого доклада Эбука Онеджи исследует, почему дефицит вакцин против желтой лихорадки возник в тех районах Нигерии, где они были наиболее необходимы, и как деловые люди наживались на этой ситуации, пренебрегая заботами о здоровье и этическими соображениями. Прочтите первую часть здесь.
Сообщение о странных смертях от » неизвестной’ болезни, позже подтвержденной как желтая лихорадка в некоторых общинах штата Энугу, привело к спешке с вакцинами в штате в конце прошлого года.
После того как нигерийский отдел по инфекционным заболеваниям NCDC подтвердил, что странные смерти, по оценкам жителей выше 50 и ниже 40, были вызваны желтой лихорадкой, правительство штата Энугу 19 ноября 2020 года начало «массовую вакцинацию» в трех наиболее пострадавших районах местного самоуправления.
По словам исполнительного секретаря Агентства развития первичной медико-санитарной помощи штата Энугу (ENS-PHCDA) Джорджа Угву, учения были нацелены почти на миллион жителей районов местного самоуправления Игбоезе-Норт, Нсукка и Иси-УЗО.
На фоне паники по поводу странных смертей жители соседних городов также стремились получить прививки.
3 декабря 2020 года житель Энугуа предупредил PREMIUM TIMES о вероятном сговоре между правительственными чиновниками здравоохранения и «торговцами вакцинами» При продаже и введении уколов отчаявшимся нигерийцам по цене N1 000.
“Они копят его и перенаправляют в частные больницы,где продают по 1000 долларов за укол”, — сказал резидент. Он добавил, что правительственная больница направила его к частному торговцу вакцинами.
Два месяца расследования «премиум Таймс» подтвердили, что частные торговцы вакцинами сотрудничали с государственными чиновниками здравоохранения, чтобы продавать уколы отчаявшимся гражданам.
Отчаянные поиски
Когда стало известно о странных смертях, Ннабуифе Эзеани отчаянно нуждался в вакцинах для себя и своей семьи. Он является коренным жителем Опи в Северном районе местного самоуправления нсукка (LGA) штата – одной из пострадавших общин.
“Когда мы узнали, что эта болезнь вызвана комарами, мы знали, что никто не был в безопасности, независимо от того, где вы находитесь, и это вызвало большую панику среди тех из нас, кто живет в Энугу”, — сказал он PREMIUM TIMES.
“В городе Энугу преобладает народ Нсукка. По крайней мере, 6 из 10 человек, живущих в Энугу, родом из этого района, и мы любим путешествовать домой почти каждые выходные. Моя община, Опи, находится всего в нескольких минутах езды от’ Enugu; это пограничный город, известный хорошим пальмовым вином, поэтому мы часто бываем дома.”
Г-н Эзеани сказал, что, когда правительство объявило кампанию вакцинации против желтой лихорадки, его люди предупредили его не возвращаться домой, пока он сам и его семья не будут вакцинированы.
— Я также рассчитал риски, — сказал он.
“Иногда, если я еду домой, я возвращаюсь и нахожу комаров из деревни в своей машине.”
К сожалению, г-н Эзеани не нашел вакцин ни в одном из государственных медицинских учреждений, которые он посетил в ноябре прошлого года.
“Большинство государственных больниц, которые мы посетили, сказали, что у них нет вакцин против желтой лихорадки”, — сказал он.
Г-н Эзеани сказал, что такая же ситуация была и в учебной больнице Университета штата Энугу, также называемой «Парк-Лейн». Но тут произошло нечто странное.
— Когда мы уходили, медсестра позвонила моей жене и дала ей листок бумаги со словами: «позвоните по этому номеру, она даст вам вакцины по цене N1 000 на человека».”
Адвокат сказал, что он позвонил по этому номеру, и женщина направила его в методистский собор в Увани, чтобы сделать прививку.
Адрес, указанный мистеру Эзеани, отличался от того, что было на клочке бумаги, что указывало на то, что дилеры являются торговцами вакцинами.
— Она сказала, что мы должны приехать быстро, потому что люди заказывают вакцины. Когда мы приехали туда, она сделала прививку мне и моей семье, всем шестерым,и мы заплатили N6 000.”
Г-н Эзеани сказал, что его жена спросила женщину, почему она получает свои вакцины и является ли она лицензированным дилером.
— Такие юристы, как вы, приходили ко мне с подобными вопросами, и я сказал им, что веду частный бизнес. Я привез свои вакцины из Абуджи, а когда они закончатся, я привезу еще одну партию”, — цитирует ее слова г-н Эзеани.
‘Торговцы Вакцинами’
Выслушав рассказ г-на Эзеани, этот репортер отправился на поиски вакцин против желтой лихорадки в медицинских учреждениях в Энугу. В Центрах первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в Огуи, Увани, Трансэкулу и Абакпе вакцин не было.
После того, как ему сказали, что в больнице «Парк-Лейн» нет вакцин, репортер, как и Мистер Эзеани, был загнан в угол сотрудниками, которые дали ему такую же бумажную карточку. “Позвоните по номеру на карточке, вам дадут вакцины”, — сказал чиновник.
На следующее утро дама, назвавшаяся Викторией, направила репортера в свой дом в поместье РСС в транс-Экулу.
Добравшись туда, репортер выдал себя за бизнесмена, который только что вернулся в страну, чтобы встретиться со своей невестой.
— Я уже привита, но мне нужна прививка для моего жениха. Я из города Опи, и мне сказали, что мы оба должны сделать прививки перед возвращением домой, чтобы избежать инфекции, — сказал он Виктории, пухлой светлокожей женщине.
Она заколебалась, когда обнаружила, что репортер не пришел с какой-либо колбой или холодовой цепью, чтобы сохранить вакцину, но, тем не менее, решил продать, в нарушение закона и руководящих принципов, введенных нигерийским агентством по продовольствию и лекарствам, NAFDAC, по распределению вакцины.
В статье 12 Закона о NAFDAC 2004 года содержатся руководящие принципы надлежащего распределения продуктов питания и лекарственных препаратов и осуждается дистрибьюторами или их агентами, которые продают или поставляют вакцины, грубо нарушая закон.
“Иди и попроси их дать тебе холодную чистую воду, чтобы мы могли положить ее (вакцину) в нее. Убедитесь, что вы держите его в холодильнике, как только вернетесь домой, пока не будете готовы сделать ей инъекцию”, — сказала она.
Получив холодную воду, репортер заплатил N1 000 и получил бланк для заполнения. Форма содержит сотни имен людей, которые уже заплатили за джеб.
“Она должна ввести все это, это 7,5 миллиона. Положи его между сумками. Если повезет, следующий набор людей может не найти, где купить, — сказала Виктория, протягивая карточку репортеру.
На вопрос, как они получают свои запасы, Виктория ответила: “Когда вы посмотрите на карточку, которую я вам дала, вы увидите название компании, с которой мы работаем. Он расположен в Абудже. Мой босс получает наши товары из Китая и Индии – все виды вакцин, не только от желтой лихорадки.”
На вопрос, зарегистрирована ли она должным образом и имеет ли право продавать и вводить вакцины, Виктория уклонилась от ответа и сказала: “наша компания хорошо известна в Абудже.”
Большая часть разговора велась на языке Игбо.
Поиски
‘Optimum Vaccine and Preventive Health Services LTD » — так было написано на карточке, которую Виктория дала репортеру. Адрес-No 38 Nyerere Close Opp. Районная Больница Асокоро, Абуджа Асокоро.
Поиски упомянутой компании превратились в погоню за дикими гусями, так как во всем районе такого адреса нет. Телефонные номера на карточке отключались каждый раз, когда ее набирали.
Но дальнейшие проверки на странице компании в Facebook показали другой адрес и номер телефона.
Связавшись по телефону, человек, назвавшийся Мистером Филиппом, и чиновник компании договорились продать вакцины от желтой лихорадки нашему репортеру, который переоделся владельцем аптеки в Энугуа.
В день сделки, вместо того чтобы отвезти репортера в офис компании, как было условлено ранее, Мистер Филлип настоял на том, чтобы сделка состоялась на открытой дороге недалеко от перекрестка Мистера Биггса в районе Джаби в Абудже.
Мистер Филипп,который, казалось, спешил, продал два репортеру за N4 000. Он не просил репортера предъявить свое удостоверение уполномоченного владельца аптеки и не интересовался, имеет ли он право покупать и вводить вакцины, как это предусмотрено руководящими принципами NAFDAC.
Несмотря на то, что репортер не принес с собой никакой холодной фляжки, чтобы укрыть уколы, мистер Филлипс тем не менее продал их. Он сказал репортеру, чтобы тот позвонил ему позже вечером для любых других вопросов, так как он спешит доставить вакцины в некоторые больницы.
Выдавая себя за новичка в этом бизнесе, репортер связался с мистером Филиппом, чтобы попросить его правильно ориентироваться в тонкостях торговли вакцинами.
“Многие люди придут и скажут вам, что они слышали, что вакцина бесплатна. Не слушайте их, потому что они все равно вернутся и попросят вас продать им”, — объяснил торговец вакцинами в четверг вечером по телефону.
Мистер Филлип сказал, что торговля вакцинами-это большой бизнес, и правительство не может справиться с ним в одиночку. Он сказал, что его компания зарегистрирована и имеет необходимые лицензии на импорт, распространение и поставку вакцин.
“Мы находимся в партнерстве с правительством, общественными учреждениями здравоохранения и Министерством здравоохранения.
“Мы покупаем из Индии, где есть открытый рынок вакцин. Если у вас есть лицензия, вы можете импортировать. Правительство знает об этом. Вакцина «оптимум» зарегистрирована в ЦКБ, и это первое, когда речь заходит об этом бизнесе.
“Мы поставляем более 30 различных вакцин, в том числе от рака шейки матки. Более 30 различных вакцин. Здесь, в Абудже, мы снабжаем многие больницы, включая общую больницу гарки.”
Когда «премиум Таймс» позже официально связалась с мистером Филиппом, он отрицал, что когда-либо продавал или распространял вакцины на обочине дороги или любому неуполномоченному дилеру.
Он утверждал, что его компания должным образом зарегистрирована и имеет дело только с лицензированными покупателями вакцин, такими как больницы.
Нарушение руководящих принципов NAFDAC
Закон Nafdac 2004 года, раздел 12, содержит руководящие принципы надлежащей практики распределения (GDP) агентства, которые применяются ко всем лицам и компаниям, участвующим в любом аспекте распределения фармацевтической продукции, такой как вакцины, от места производства до места использования.
В соответствии с разделом 1.10 регламента дистрибьюторы или их агенты должны поставлять фармацевтическую продукцию только физическим или юридическим лицам, которые сами уполномочены приобретать такую продукцию либо на основании разрешения действовать в качестве дистрибьютора, либо на продажу, поставку или введение продукции непосредственно пациенту.
Виктория продала вакцину неуполномоченному торговцу в Энугуа. Она также нарушила руководство по холодовой цепи, поставив ее покупателю, у которого не было средств для поддержания холодовой цепи вакцины.
Кроме того, она не могла предоставить никаких средств идентификации в качестве лицензированного агента или дистрибьютора.
С другой стороны, мистер Филипп продал на обочине неизвестному покупателю, у которого нет холодильной цепи.
Заявление дилера о том, что его компания зарегистрирована в комиссии по делам сотрудничества (CAC), не было проверено в ходе поиска на веб-сайте комиссии.
PREMIUM TIMES далее написала FOI в CAC. Получив и заверив 16 февраля печатью генерального регистратора комиссии, ФО запросил полную информацию о статусе регистрации компании.
Более месяца спустя ответа от комиссии не последовало.
NAFDAC отвечает
Получив уведомление о результатах этого расследования, департамент фармаконадзора NAFDAC заявил, что немедленно начнет независимое расследование.
“Дело не только в санкциях”, — сказал глава подразделения фрэден Битрус, когда этот репортер спросил, какие действия агентство предпримет в отношении соучастников поставок. — Это » вопрос жизни и смерти”.
Г-н Битрус объяснил, что такие сомнительные сделки и небезопасное распространение вакцины, если их допустить, поставят под угрозу многие жизни.
“Мы должны немедленно вмешаться и пробить такого рода договоренности, чтобы служить сдерживающим фактором для других в этом бизнесе”, — сказал он.
На департамент фармаконадзора НАФДАК возложена функция расследования, мониторинга и задержания торговцев лекарствами и вакцинами, нарушающих руководящие принципы агентства в отношении продажи и распространения таких продуктов.
Также известный как отдел безопасности лекарственных средств, этот отдел также отвечает за оценку и профилактику воздействия лекарственных средств.
Волновые Эффекты
В первой части этого исследования подробно описывалось, как суеверия, приводящие к резистентности к вакцинам, плохое хранение вакцин и нерегулярное электроснабжение в ПМСП способствовали тому, что желтая лихорадка, которую можно предотвратить с помощью вакцин, остается эндемичной в Нигерии.
Резкая практика продажи и распространения вакцин также в значительной степени способствует тому, что внедрение вакцин против желтой лихорадки в Нигерии не дает желаемых результатов, говорят эксперты в области здравоохранения.
По словам Иябо Дарадары, директора отдела логистики и медицинских товаров NPHCDA, эти нарушения в руководящих принципах распределения могут сделать вакцины неэффективными, а также опасными для здоровья.
“Когда вы смотрите на цепочку распространения от внедрения вакцины в Энугуа до участия частных дилеров, есть много пробелов”, — сказал Эммануэль Эгброко, главный операционный директор Inocul8, нигерийского поставщика вакцин.
“Холодовые цепи вакцины были разорваны. Опять же, почему такая большая больница, как Парк-Лейн, не может обеспечить вакцинами, а ее персонал направляет пациентов к неизвестным продавцам вакцин?
“Есть свидетельства сговора и пробелов, которые правительство не прилагает особых усилий для устранения”, — пояснил он.
Этот доклад основан на предыдущих расследованиях, которые показали, как правительственные чиновники вступают в сговор с отчаявшимися путешественниками, чтобы обойти требование о карточке желтой лихорадки для въезда и выезда из страны.
Желтые карточки выдаются после иммунизации в государственной больнице и подтверждаются подписью и печатью управления здравоохранения порта.
Но отчаянные путешественники используют поддельные желтые карточки, полученные от коррумпированных должностных лиц аэропорта , чтобы обойти требование о проезде, согласно проверке Devex, тем самым увеличивая риск распространения эпидемически опасного заболевания на другие страны.
Другой отчет ICIR показал, как не менее 80 000 желтых карточек сейчас продаются на рынках и улицах.
Вакцинация от желтой лихорадки
Желтая лихорадка-это острое вирусное геморрагическое заболевание, которое может убить в течение 10 дней, если симптомы становятся серьезными.
Вакцинация против желтой лихорадки была введена в Нигерии в 2004 году в качестве одной из вакцин, которые, как ожидается, будут предоставляться детям бесплатно во время обычной иммунизации. Несмотря на это, в стране по-прежнему наблюдаются повторяющиеся вспышки заболевания.
По данным NCDC, все более регулярные вспышки заболевания велики из-за того, что многие люди не иммунизированы. NPHCDA заявило, что вакцины, закупленные правительством, не могут охватить всю страну, отсюда и низкий уровень иммунизации.
— Вакцины от желтой лихорадки бесплатны только для детей младше 5 лет. Единственное время, когда вакцины бесплатны для широкой общественности, — это когда есть вспышка болезни и кампания отключена”, — сказал представитель NPHCDA.
— Как только кампания закончится, любой, кому нужна вакцина, должен будет получить ее.”
https://www.premiumtimesng.com/news/headlines/452316-investigation-inside-the-shady-unhealthy-yellow-fever-vaccine-business-in-nigeria-2.html