Осип Беньяминович Шор

Живая Энциклопедия Союза криминалистов и криминологов

Осип (Остап) Беньяминович Шор
(30.05.1899 – 06.11.1978 годы)

 

— известный авантюрист, главный прототип Остапа Бендера и брат поэта Анатолия Фиолетова.

Осип Шор родился в Никополе (Днепропетровская область, Украина), в семье Беньямина Хаимовича Шора и Екатерины (Куни) Герцевны Бергер. Мать была дочерью одесского банкира, отец — владельцем магазина колониальных товаров, что давало семье большую прибыль. У Осипа был старший брат Натан и сестра Эльза (в будущем художник-постановщик Эльза Давыдовна Рапопорт, 1913 — 1998). В 1901 году отец умер от сердечного приступа и Екатерина вместе с детьми переехала жить в Одессу. Там они жили в доме № 78, который находился по улице Полтавской победы (ныне это ул. Канатная).
Канатная улица (с 1909 по 1920 гг ул. Полтавской победы), где Осип с матерью и братом жил первые несколько лет после переезда в Одессу

Через несколько лет Екатерина Бергер вышла замуж за купца Давида Рапопорта из Санкт-Петербурга, а Осип и Натан остались жить у дедушки.
Свидетельство о рождении О.Б. Шора

Братья любили читать приключенческую литературу и грезили кругосветным плаванием. Однако их деду это не слишком нравилось, поэтому он устроил их на работу к себе в лавку, где они должны были помогать ему в торговле, хозяйстве и даже в контрабанде. У деда дома часто собирались тогдашние криминальные авторитеты, бандиты и мошенники, что сильно повлияло на развитие Осипа. В 1906 году Осип поступил на учебу в мужскую гимназию Илиади (частная гимназия И. Р. Раппопорта, сегодня Одесская школа № 68). Его любимым предметом было правоведение и в будущем именно знания юриспруденции не раз помогали Осипу. Шор был красивым, атлетического телосложения, любил заниматься спортом и хорошо играл в футбол (при росте в 1 м 90 см Осип был одним из лучших нападающих), благодаря которому познакомился с будущим писателем Юрием Олешей, занимался классической борьбой и гиревым спортом. Спортивные достижения Осипа Шора высоко оценил известный тогда русский футболист и авиатор Сергей Уточкин, который предсказывал парню большое будущее.

Большой мечтой Осипа было уехать в Бразилию или Аргентину, поэтому он даже начал по-особому одеваться: носил светлую одежду, белую капитанскую фуражку и, конечно же, белый шарф. Поступив на физико-математический факультет Новороссийского университета, вскоре бросил его. В 1916 году Осип, решив переехать к матери в Петроград, собственноручно написал заявление о поступлении на механический факультет Технологического института имени императора Николая I, но гражданская война в России сделала учёбу невозможной. В городе начался голод, а сам Осип заболел бронхитом. Позже об этих событиях он вспоминал так:

«Как-то, проснувшись, я увидел, как с потолка моей комнаты капает вода. Все было серым. Мрачным и сырым. Я подошел к зеркалу. То, что я там увидел, повергло меня в уныние. Я решил рвануть на юг, в любимую Одессу, к маме, брату, сестре, друзьям…»

Осип хотел жить легко и красиво, но на это требовались деньги. Как известно, великий комбинатор знал 500 относительно честных способов изъятия денег у населения. Осип Шор знал 500. Упомянем лишь о нескольких эпизодах из его насыщенной жизни…..

«Курица, несущая золотые яйца…»
— У Осипа Шора были друзья из различных слоев общества. Однажды главарь местной шайки Васька Косой поделился с Осипом своей печалью: хотел взять банк, да он неприступен: дверь весит кило двести, да к тому же оборудована новейшим научным изобретением – кодовым замком. Шор не поленился сходить в банк и тут же успокоил приятеля: если не удается зайти через вход, нужно проникнуть в банк через выход. Оговорив свой процент от операции, Осип посоветовал Ваське Косому и его подельникам переодеться в трубочистов и среди бела дня открыто проникнуть в банк через трубы, гарантировав, что они совсем не привлекут к себе внимания. Ограбление удалось.
— Осип спас бизнес и другого своего приятеля, купца Евлампия Кутякина. Торговал купец вином, отправляя его в разные города. А в качестве консерванта использовал сахар. Однако его вино прокисало раньше, чем прибывало в пункт назначения. Все бы ничего, если бы не объявившийся конкурент Кутякина, виноторговец Розенбаум. Шор взялся уладить дело. Как бы между делом он поделился с Розенбаумом секретом своей бабки: чтобы вино не прокисло, нужно добавить в него борной кислоты. В итоге покупать у Розенбаума вино отказались даже самые горькие пьяницы, и купец разорился.
— Раввину Берштейну, жаловавшемуся на облупившееся здание синагоги, Осип Шор посоветовал… продавать места в Раю. Святой отец долго думал, после чего повесил на стене своей синагоги план Рая с расстановкой мест и прейскурантом. Каждый мог зарезервировать себе уютное местечко по своему положению и доходу. Прихожане кричали, спорили и пихались локтями, выбирая себе райское обиталище. В итоге Берштейн отремонтировал не только синагогу, но и собственный дом.
Говорят, что гения от обывателя отличает необычный взгляд на обычные вещи. Как-то раз Остап Шор шел по одной из захолустных Одесских улочек и увидел у забора общипанную курицу. Казалось бы, куда прозаичнее: любой из нас не обратил бы на нее внимания или в крайнем случае брезгливо обошел мутантку. Но только не Шор. Он мгновенно сообразил, что лысая курица будет нести золотые яйца. Остап накинул на бедняжку пиджак и ускорил шаг. Представил свое открытие Остап на сельскохозяйственной выставке. Он представился профессором и заявил, что путем многочисленных скрещиваний ему удалось вывести гениальную породу куриц, которых не нужно ощипывать! Безусловно, это экономит и время, и финансы. Вскоре о лысой курице — мечте всех мясников и домохозяек – стало известно всюду. Газеты пестрели фотографиями и статьями об уникальном виде куриц как революции в птицеводстве. Было создано специальное научное общество, предводителем которого и стал Осип Шор, исполнявший роль седовласого ученого. Он организовал платные лекции, на которые записывались агенты со всех птицефабрик Украины и России. Вскоре фирма «Идеальная курица» заключила контракты на поставку лысых куриц сотням птицефабрик. Конечно, ни одной лысой курицы они больше не увидели. А профессор растворился вместе с полученным авансом. Одураченные мясники нашли курицу с привязанной к ней запиской: «Одесским селекционерам удалось вывести курицу без костей и даже без головы».

Революционные события застали Шора в Петрограде. Он решил, что с него хватит, и отправился к родным в Одессу. В кармане у него не было ни копейки, но великого комбинатора это не смущало. Услышав, что на агитационный пароход требуется художник, он нанялся писать плакаты, хотя никогда не держал в руках кисти. Впрочем, в шахматы он тоже не играл, но это не помешало ему объявить себя гроссмейстером и участвовать в шахматном турнире. Шор наведывался пожарным инспектором в различные учреждения и получал откуп, и даже умудрился из чисто меркантильных соображений жениться на хозяйке мясной лавки, ставшей прототипом мадам Грицацуевой. Эти эпизоды из биографии Шора хорошо всем знакомы по роману и фильмам. А вот о самых пикантных фактах писатели умолчали. По приезду в голодную Одессу Осип Шор устроился работать в уголовный розыск. Не то чтобы ему особенно туда хотелось, просто в этом месте Шор нашел хоть какое-то подобие порядка. За первые три революционных года власть в Одессе менялась более десятка раз, кругом сновали бандиты и жулики менее щепетильных, чем у Шора, взглядов. Нужно отметить, что из бывшего мошенника получился старательный опер. Осип Шор с ретивостью выполнял свои должностные обязанности: благодаря острому уму мгновенно вычислял воришек, на допросах зверствовал так, что всегда доставал всю нужную информацию, при оказании сопротивления на арестах ликвидировал бандитов безжалостно. Конечно, он несколько раз перешел дорожку крупному авторитету Мишке Япончику, раскрыв ограбления банков и арестовав всех виновных. Япончик распорядился Осипа ликвидировать. Но это было не так легко: в ходе перестрелки четверо киллеров погибли, а Осип не получил ни царапины. Но по трагическому стечению обстоятельств Япончику все-таки удалось отомстить прыткому оперу….

Ошибка бандитов
В мебельной мастерской на Дерибасовской счастливая пара обсуждала покупку мебели для их будущей квартиры. Жених смотрел влюбленными глазами на свою избранницу, красавицу поэтессу Зинаиду Шишову, когда его окликнули: «Господин Шор?» «Да?» — отозвался мужчина, после чего прозвучали четыре выстрела. Мужчина умер мгновенно. По ошибке бандитов это был старший брат Осипа, Натан Шор поэт известный под псевдонимом Анатолий Фиолетовый, а также сотрудник уголовного розыска.

Месть Осипа

Узнав о произошедшем, Осип Шор впал в ярость. Несколько суток подряд. Не ев и не спав, он рыскал по подворотням, собирая улики, даже пропустил похороны брата. Но его убийц он вычислил. Осип с ноги открыл дверь подвала. За овальным столом при свете тусклой желтой лампочки сидели несколько человек. Осип сел за стол и положил перед собой казенный маузер. По негласным бандитским законам рядом с пистолетом «гостя» легли хозяйские револьверы, ножи и кастеты. На вопрос Шора убийца его брата встал из-за стола. Банда знала об ошибке и о том, что убрала почти своего человека – поэта Фиолетового, друга Багрицкого. «Стреляй!» — распахнул свою грудь убийца. Но Осип достал из кармана носовой платок и вытер слезы – возможно, он плакал первый раз в своей жизни. Он просидел в бандитском логове до утра, вспоминая за стаканом водки о брате и читая его стихи. А на утро сдал свой маузер в Одесский уголовный розыск вместе с удостоверением. Осип Шор дал себе слово больше не браться за оружие и уехал в Петроград, подальше от соблазна. По иронии судьбы сразу же по приезду он попал в Петроградский сизо за драку. Он всего лишь заступился за свою случайную спутницу в ресторане. Его отпустили тотчас, как пришел ответ на запрос в одесский уголовный розыск.
Шор был занятным рассказчиком с большим опытом авантюрных приключений, и рассказывал о своих похождениях известному писателю Валентину Катаеву, у которого зародилась идея описать его приключения. Своей идеей и рассказами о похождениях Шора Катаев поделился с неизвестными тогда журналистами Ильёй Ильфом и своим младшим братом Евгением Петровым, которым предложил совместно написать книгу — они в качестве литературных негров, готовящих за гонорар черновики и варианты, а Катаев, как маститый писатель — редактор и автор. Однако Ильф и Петров решили написать книгу самостоятельно по подсказанному Катаевым сюжету. Так появились знаменитые «Двенадцать стульев», роман, в значительной мере основанный на изложении похождений Осипа Шора. Роман приобрёл большую популярность и стал культовой книгой.
В 1934 году Осип Шор имел встречу с Ильфом и Петровым, после этого решил изменить жизнь и по объявлению в газете нашел работу на первом в стране тракторном заводе в Челябинске, куда и уехал из Москвы. Там он устроился рабочим. Как оказалось, директором завода работал одессит Ильичев, и вскоре Осип стал снабженцем.
Но когда в 1937 г. работники НКВД пришли арестовывать директора прямо в его рабочем кабинете, Осип вступился за него и затеял с чекистами драку. Его арестовали, дали пять лет лагерей. Началась война и он, как и многие, попросился на фронт, в основном с целью бежать из-под стражи. Он долго скрывался, пытаясь проникнуть в осаждённый Ленинград, где, как он узнал, остались его мать и сводная сестра. Затем переехал в Москву, где жил у своего друга детства писателя Юрия Олеши. После снятия блокады оказалось, что мать умерла от голода, а сестра эвакуирована в Ташкент.

Последние годы жизни Осипа Шора были весьма обыденны. Переборов страшную болезнь – рак кожи, Осип устроился работать проводником поезда Москва-Ташкент. Он так и не обзавелся семьей, а крепкое здоровье начало его подводить: перенеся два инфаркта и ослепнув, прототип Остапа Бендера скончался в 1978 году в возрасте 80-ти лет и был похоронен Востряковском кладбище в Москве.

В Никополе, на родине Осипа Шора, 19 декабря 2011 года открыт памятник ему.
Он представляет собой статую сидящего Шора, обнимающего стул. Памятник выполнен из Инкерманского мраморовидного известняка. Высота памятника — 1,7 м. Инициатором открытия памятника стал генеральный директор ВНЦ «Трубосталь» Александр Фельдман. На гранитном основании памятника золотыми буквами сделана надпись:
«Никопольчанин Осип Шор. Он же сын турецкоподанного Остап-Сулейман Берта Мария Бендер-бей, он же Остап Ибрагимович, он же прототип великого комбинатора Остапа Бендера (И. Ильф и Е. Петров)».

Собрал Гулаков Руслан Николаевич

This entry was posted in 2. Актуальные материалы. Bookmark the permalink.

Comments are closed.