Организованная контрабанда сигарет в Западной Африке

К

Айша Кехо Даун (OCCRP), КАЙНОЗО, Гастон Савадого (L’Evenement) и том Стокс (OCCRP)

Компания Britsh American и контрабанда сигарет 

Миллиарды сигарет, большинство из которых производятся летучими мышами, ежегодно контрабандой переправляются на север через Мали на серые рынки Сахеля и Северной Африки.

Основные Выводы

  • Доходы от контрабанды сигарет подпитывают кровавую борьбу между джихадистами, вооруженными ополченцами и коррумпированными военными офицерами, которая превратила север Мали в беззаконную зону боевых действий.
  • Летучие мыши начали переизбыток предложения Мали вскоре после того, как Север попал к боевикам, зная, что его продукт будет кормом для торговцев людьми, согласно десяткам интервью.
  • Внутренние документы свидетельствуют о том, что нит использовали своих информаторов в Западной Африке для того, чтобы быть в курсе незаконной торговли.
  • Правительство Мали годами игнорировало вопиюще ложные налоговые данные Imperial Brands, акционера государственной табачной компании, которая распространяет табак в районах, контролируемых боевиками.

Спрятанные внутри пикапов и охраняемые вооруженными ополченцами и джихадистами, миллиарды нелегальных сигарет каждый год прокладывают себе путь через беззаконные пустыни Северного Мали, направляясь в Сахель и Северную Африку.

Прибыль от их долгого путешествия подпитывает многочисленные вооруженные конфликты на севере Мали, наполняя карманы ответвлений «Аль-Каиды» и так называемой группировки «Исламское государство» (ИГ), а также местных ополченцев и коррумпированных государственных и военных чиновников. Это насилие теперь распространяется по всей Западной Африке, перемещая более двух миллионов человек в Буркина-Фасо, Чаде, Мали и Нигере.

Сигареты, производимые одной из крупнейших в мире табачных компаний British American Tobacco (BAT) и распространяемые с помощью другой крупной, Imperial Brands, через компанию, частично принадлежащую малийскому государству, доминируют в этой грязной и опасной торговле.

Теперь расследование OCCRP может показать, что это не случайность.

Секреты, содержащиеся в просочившихся документах, подкрепленные торговыми данными и десятками интервью с повстанцами, бывшими сотрудниками BAT, экспертами и официальными лицами, показывают, что BAT начала переизбыток Мали с чистой этикеткой сигареты вскоре после того, как Север попал к боевикам, зная, что его продукт будет кормом для торговцев.

В течение многих лет компания сотрудничала с государственной табачной компанией Мали, дочерней компанией Imperial Brands, чтобы распространять сигареты в регионах, контролируемых повстанческими ополченцами, и по всей стране. Источники говорят, что эти сигареты, доставленные грузовиками на север с помощью военных и полиции, затем попадают в руки джихадистов и ополченцев. Внутренний документ предполагает, что бат использовала информаторов в Западной Африке, чтобы быть в курсе всей незаконной торговли.

Фото: Эдин Пасович/OCCRP

Грязное дело выходит далеко за пределы пустыни. Отчет OCCRP показал, что малийское правительство не только помогает распространять сигареты BAT, но и, по-видимому, закрывает глаза на грубые нарушения бухгалтерского учета в своем партнере Imperial и даже возможное торговое мошенничество.

И это продолжается и сегодня. Данные государственной торговли и экспертный анализ показывают, что BAT и Imperial продолжают переизбыток предложения в стране с миллиардами сигарет больше, чем ей нужно. Между тем, годовой доход НДТ только в 2019 году превысил общий ВВП Мали и Буркина-Фасо.

Малийский случай является последним, который показывает, что ведущие табачные компании мира не всегда соблюдают условия, изложенные в серии исторических соглашений между 2004 и 2010 годами с Европейским союзом (ЕС), в которых они согласились предотвратить попадание своих сигарет в руки преступников, только обеспечивая законный спрос. Эти соглашения были заключены после судебных споров между тремя компаниями и ЕС по поводу контрабанды сигарет.

“Это их игровая площадка”, — сказала Хана Росс, экономист из Университета Кейптауна, который занимается исследованием табака.

— Они знают, что им все сойдет с рук. Гораздо проще подкупить. Гораздо проще обмануть систему, — сказала она. — Правительства здесь, как правило, слабы. Именно здесь они делают то, что больше не осмеливаются делать в Европе.”

Пресс-секретарь заявил, что бат выступает против незаконной торговли табаком, которую компания назвала “серьезным, высокоорганизованным преступлением».”

“В НИТ мы создали группы по борьбе с незаконной торговлей, действующие на глобальном и местном уровнях. Мы также располагаем надежной политикой и процедурами для борьбы с этим вопросом и полностью поддерживаем регулирующие органы, правительства и международные организации в их усилиях по ликвидации всех форм незаконной торговли.”

Imperial заявила, что она привержена обеспечению высоких стандартов корпоративного управления и “полностью выступает против контрабанды, которая не приносит пользы никому, кроме вовлеченных преступников.”

Малийское правительство не ответило на просьбы прокомментировать эту историю.

Credit: AP Photo/Rebecca BlackwellMalian soldiers traveling in convoy across the desert arrive at the entrance to Kidal in northern Mali.

The Tobacco People

In the deserts of northern Mali, cigarette smugglers are called “kel tabac,” the tobacco people.

Нелегальные сигареты из столицы, Бамако, портов Гвинеи, Бенина и того загружаются в автоколонны с вооруженной охраной и везутся на север по тысячам километров извилистых дорог и пустынных трасс в Ливию и Алжир, а также на восток до Судана.

Контрабанда уже давно стала частью жизни в обширном и практически пустом Сахельском регионе, где вооруженные повстанцы претендуют на лоскутное одеяло постоянно меняющихся территорий. Джихадистские движения, связанные с Аль-Каидой и ИГ, сепаратистские силы Туарегов и местные этнические ополченцы по очереди контролируют дороги и контрольно-пропускные пункты на этом пути.

Перемещение нелегального табака-это трудная и опасная работа, причем поездки занимают от трех до 10 дней. Многие дальнобойщики убиты военными или вооруженными группами по пути. Но это хорошо оплачивается: в стране, где большинство людей живет менее чем на 1,90 доллара в день, водители могут рассчитывать заработать от 6 000 до 10 000 евро за перевозку груза контрабандных сигарет.

Это также прибыльная торговля для наркобаронов и коррумпированных местных чиновников в беспокойных северных районах Мали.

Хама АГ Сид Ахмед, представитель Национального Движения за освобождение Азавада (МНЛА), вооруженного движения за независимость туарегов, которое время от времени контролирует большую часть северной части Мали, заявил, что государственные чиновники и организованная преступность работают вместе, чтобы получить прибыль от контрабанды.

“К некоторым военным офицерам, сотрудникам спецслужб, руководителям военных зон в северных регионах обращаются наркобароны”, — сказал он.

“Большие суммы денег выплачиваются за контракт, связанный с оказанной или подлежащей оказанию услугой.”

Бывший инсайдер табачной промышленности сказал, что различные воинствующие группировки, от сепаратистов-туарегов, которые десятилетиями воюют с малийским государством, до более поздних ответвлений джихадистов ИГ, также принимают участие в этом процессе.

“Товар сопровождает на север малийская армия или жандармерия [полиция], чтобы защитить его от так называемых бандитов”,-сказал бывший чиновник, который говорил только на условиях анонимности из соображений безопасности. — Он будет отдан туарегам для дальнейшего путешествия в Тимбукту, а потом туареги позаботятся о том, что находится в Сахеле.”

В условиях продолжающегося насилия и беззакония малийские обычаи оставили большую часть севера страны. Самба Усман туре, бывший сотрудник дистрибьютора BAT в Мали, а ныне член Национального комитета по борьбе с табаком, сказал, что вооруженные группы стали привратниками контрабандных маршрутов в Алжир, Ливию и Нигер.

«Вооруженные группы играют роль таможни», — сказал он OCCRP. — Да, [Бэт] знает.”

Comments are closed.