Вагончик тронется, а иск останется

Арестованы активы крупных железнодорожных операторов

Как стало известно “Ъ”, по антикоррупционному иску Генпрокуратуры арестованы акции одной из крупнейших российских компаний в области лизинга железнодорожных вагонов АО «Вектор Рейл» и ее дочерних структур, включая «СГ-Транс» (ведущий оператор по транспортировке сжиженных газов). Надзор требует, чтобы их владельцы, бывший вице-президент ОАО РЖД Салман Бабаев и его сыновья, а также их партнер Алексей Тайчер, выплатили государству более 30 млрд руб. Истец считает, что ответчики использовали свою работу в РЖД для совершения ряда невыгодных для государства сделок и незаконного личного обогащения.

Ответчиками по иску, принятому Октябрьским райсудом Екатеринбурга, помимо Алексея Тайчера и его бывшего руководителя по работе в РЖД Салмана Бабаева выступают сыновья последнего Тимур и Руслан Бабаевы и принадлежащая им компания «Вектор Рейл». Последняя является собственником оператора перевозок сжиженных углеводородных газов «СГ-Транс». И если Алексей Тайчер с июня 2024 года находится в СИЗО по обвинению в мошенническом хищении у ПАО «Трансфин-М» 710 млн руб., то господа Бабаевы, по сведениям “Ъ”, фигурантами уголовных дел в настоящее время не являются.

Еще одним ответчиком является созданное в 2010 году в Свердловской области и принадлежащее РЖД АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК). Это крупнейший в стране грузовой железнодорожный оператор, предоставляющий транспортные услуги предприятиям топливно-энергетического комплекса, металлургической, строительной и сельскохозяйственной отраслей промышленности по всей России. Третьим лицом заявлено ОАО РЖД.

Поводом для иска стало выявление Генпрокуратурой нарушений законодательства о противодействии коррупции в деятельности должностных лиц госкомпании, а также ее дочерних структур, «имеющих стратегическое значение для страны».

В иске, имеющемся в распоряжении “Ъ”, говорится, что уставный капитал АО ФГК, сформированный исключительно за счет имущества ОАО РЖД, превышает 87 млрд руб., а актив включает 134,4 тыс. единиц подвижного состава, что позволяет государству обеспечивать грузоперевозки и сдерживать рост тарифов частных операторов на них.

Однако, как считает истец, в 2015 году контроль над АО ФГК установил гражданин Израиля и резидент Великобритании Алексей Тайчер, занявший должность генерального директора и члена совета директоров компании. Этого результата, по данным прокуратуры, он достиг при содействии старшего вице-президента ОАО РЖД Салмана Бабаева, чьим советником господин Тайчер являлся ранее. Наряду с этим господин Тайчер при протекции Салмана Бабаева назначался на иные руководящие посты в ОАО РЖД и его дочерних структур. В частности, в 2007–2012 годах господин Тайчер был его замом, первым заместителем генерального директора ОАО «Первая грузовая компания» (принадлежало РЖД), руководителем которого до 2011 года являлся господин Бабаев.

В АО ФГК господин Тайчер под непосредственным кураторством вице-президента ОАО РЖД по коммерческой деятельности Бабаева проработал до 2018 года. Затем он еще год занимал пост советника гендиректора-предправления ОАО РЖД.

По данным прокуратуры, замещение указанных должностей позволило обоим «оказывать неограниченное влияние на административно-хозяйственные процессы и организационно-распорядительные решения дочерних компаний ОАО РЖД, получать конфиденциальную информацию об их операционной деятельности, доходах, прибыльности и высоколиквидных активах». Доступ к этим сведениям дал возможность господам Тайчеру и Бабаеву «выбирать интересующее их имущество из состава государственной компании, а далее своей властью обращать его в личную собственность и собственность подконтрольных лиц, несмотря на недопустимость вступления в конфликт интересов, то есть удовлетворять свою корыстную заинтересованность за счет государства».

Генпрокуратура установила, что в 2012–2013 годах АО ФГК заключило с ПАО «Трансфин-М» (принадлежало ОАО РЖД) восемь договоров лизинга 12,6 тыс. грузовых железнодорожных вагонов.

В 2017 году господин Тайчер, «вопреки решению совета директоров ФГК и в отсутствие экономической целесообразности для этой организации», подписал с «Трансфин-М» соглашение об увеличении размера платы за пользование вагонами. Благодаря этому затраты ФГК увеличились на 1,1 млрд руб., а доходы ПАО выросли на ту же сумму.

Как стало известно “Ъ”, по антикоррупционному иску Генпрокуратуры арестованы акции одной из крупнейших российских компаний в области лизинга железнодорожных вагонов АО «Вектор Рейл» и ее дочерних структур, включая «СГ-Транс» (ведущий оператор по транспортировке сжиженных газов). Надзор требует, чтобы их владельцы, бывший вице-президент ОАО РЖД Салман Бабаев и его сыновья, а также их партнер Алексей Тайчер, выплатили государству более 30 млрд руб. Истец считает, что ответчики использовали свою работу в РЖД для совершения ряда невыгодных для государства сделок и незаконного личного обогащения.

Ответчиками по иску, принятому Октябрьским райсудом Екатеринбурга, помимо Алексея Тайчера и его бывшего руководителя по работе в РЖД Салмана Бабаева выступают сыновья последнего Тимур и Руслан Бабаевы и принадлежащая им компания «Вектор Рейл». Последняя является собственником оператора перевозок сжиженных углеводородных газов «СГ-Транс». И если Алексей Тайчер с июня 2024 года находится в СИЗО по обвинению в мошенническом хищении у ПАО «Трансфин-М» 710 млн руб., то господа Бабаевы, по сведениям “Ъ”, фигурантами уголовных дел в настоящее время не являются.

Еще одним ответчиком является созданное в 2010 году в Свердловской области и принадлежащее РЖД АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК). Это крупнейший в стране грузовой железнодорожный оператор, предоставляющий транспортные услуги предприятиям топливно-энергетического комплекса, металлургической, строительной и сельскохозяйственной отраслей промышленности по всей России. Третьим лицом заявлено ОАО РЖД.

Поводом для иска стало выявление Генпрокуратурой нарушений законодательства о противодействии коррупции в деятельности должностных лиц госкомпании, а также ее дочерних структур, «имеющих стратегическое значение для страны».

В иске, имеющемся в распоряжении “Ъ”, говорится, что уставный капитал АО ФГК, сформированный исключительно за счет имущества ОАО РЖД, превышает 87 млрд руб., а актив включает 134,4 тыс. единиц подвижного состава, что позволяет государству обеспечивать грузоперевозки и сдерживать рост тарифов частных операторов на них.

Однако, как считает истец, в 2015 году контроль над АО ФГК установил гражданин Израиля и резидент Великобритании Алексей Тайчер, занявший должность генерального директора и члена совета директоров компании. Этого результата, по данным прокуратуры, он достиг при содействии старшего вице-президента ОАО РЖД Салмана Бабаева, чьим советником господин Тайчер являлся ранее. Наряду с этим господин Тайчер при протекции Салмана Бабаева назначался на иные руководящие посты в ОАО РЖД и его дочерних структур. В частности, в 2007–2012 годах господин Тайчер был его замом, первым заместителем генерального директора ОАО «Первая грузовая компания» (принадлежало РЖД), руководителем которого до 2011 года являлся господин Бабаев.

В АО ФГК господин Тайчер под непосредственным кураторством вице-президента ОАО РЖД по коммерческой деятельности Бабаева проработал до 2018 года. Затем он еще год занимал пост советника гендиректора-предправления ОАО РЖД.

По данным прокуратуры, замещение указанных должностей позволило обоим «оказывать неограниченное влияние на административно-хозяйственные процессы и организационно-распорядительные решения дочерних компаний ОАО РЖД, получать конфиденциальную информацию об их операционной деятельности, доходах, прибыльности и высоколиквидных активах». Доступ к этим сведениям дал возможность господам Тайчеру и Бабаеву «выбирать интересующее их имущество из состава государственной компании, а далее своей властью обращать его в личную собственность и собственность подконтрольных лиц, несмотря на недопустимость вступления в конфликт интересов, то есть удовлетворять свою корыстную заинтересованность за счет государства».

Генпрокуратура установила, что в 2012–2013 годах АО ФГК заключило с ПАО «Трансфин-М» (принадлежало ОАО РЖД) восемь договоров лизинга 12,6 тыс. грузовых железнодорожных вагонов.

В 2017 году господин Тайчер, «вопреки решению совета директоров ФГК и в отсутствие экономической целесообразности для этой организации», подписал с «Трансфин-М» соглашение об увеличении размера платы за пользование вагонами. Благодаря этому затраты ФГК увеличились на 1,1 млрд руб., а доходы ПАО выросли на ту же сумму.

После этого господин Тайчер обеспечил заключение ПАО «Трансфин-М» фиктивных договоров займа с принадлежащим ему ООО «РейлСтрим». По этим контрактам на счета ООО поступило 937,5 млн руб., бОльшая часть которых (около 710 млн) была выведена за рубеж, после чего компания-заемщик обанкрочена. В рамках данного эпизода господин Тайчер и был арестован летом 2024 года.

Однако помимо этого, по данным прокуратуры, господин Тайчер в 2018 году также обеспечил продажу принадлежащих ПАО «Трансфин-М» 3075 железнодорожных вагонов стоимостью более 6,5 млрд руб. в пользу аффилированного с ним ООО РРЛ, которым владела кипрская компания. Позже РРЛ ликвидировали, а подвижной состав перерегистрировали на другую кипрскую фирму, которую господин Тайчер в 2021 году передал ООО «Вектор Рейл». Она, по данным Генпрокуратуры, принадлежала Салману Бабаеву и его сыновьям — Руслану и Тимуру.

«Последние знали и понимали, что переданное им имущество являлось частью государственной собственности, а Тайчер завладел правами на него путем использования служебного положения и должностных полномочий»,— отмечается в иске.

В 2019 году господин Тайчер, будучи советником председателя правления ОАО РЖД, узнал о планируемой продаже ею своей «дочки» — ПАО «Трансфин-М». В связи с этим, полагает прокуратура, он решил увеличить капитализацию компании за счет госсредств и в последующем создать условия для безальтернативной реализации этого общества «самому себе на нерыночных и неконкурентных условиях».

Для этого господин Тайчер организовал досрочное расторжение заключенных в 2012–2013 годах ФГК с ПАО «Трансфин-М» восьми договоров лизинга 12,6 тыс. грузовых железнодорожных вагонов и отказ АО ФГК от выкупа у компании арендуемых вагонов в 2020–2021 годах за 14 млрд руб.

В итоге «Трансфин-М» продал вагоны за 22,6 млрд руб. в АО «ВТБ-Лизинг». Последнее по предварительно заключенному в 2019 году соглашению предоставило этот подвижной состав в лизинг АО ФГК. По данным Генпрокуратуры, совершение этих сделок причинило последнему ущерб на 8,6 млрд руб. и привело к увеличению на 15% суммы ежемесячных платежей АО за аренду того же самого имущества, которое фактически из пользования общества не выбывало, установило надзорное ведомство.

В дальнейшем господин Тайчер приобрел акции ПАО «Трансфин-М» и «обратил в свою пользу 22,6 млрд руб., полученных обществом от реализации вагонов», «в результате чего незаконно обогатился за счет государства как единственного учредителя и собственника компании и ее дочерних организаций», говорится в иске.

Всего, по подсчетам надзора, господа Бабаев и Тайчер вывели в свою пользу из структур ОАО РЖД не менее 30,1 млрд руб., на которые приобрели высоколиквидные активы, оформив их на родственников и подконтрольных им лиц.

«В свою очередь, АО ФГК и АО “Вектор Рейл”, а также Тимур и Руслан Бабаевы совершили самостоятельное коррупционное правонарушение», способствовав отцу и Алексею Тайчеру «в совершении актов коррупции», указано в исковом заявлении.

Генпрокуратура просит взыскать с ответчиков (кроме ФГК) солидарно 30 млрд 101 млн руб., обратив средства в доход РФ как имущество, полученное коррупционным путем. Добиться взыскания денег ведомство намерено за счет имущества ответчиков, которое суд уже арестовал в обеспечение иска.

Под обеспечительные меры попали 100% акций АО «Вектор Рейл» и его дочерних компаний АО «СГ-Транс» и АО «Химинвесттранс», а также собственность и счета близких родственников господ Бабаевых и Тайчера, включая их детей, бывшую и нынешнюю жену последнего. Стоит отметить, что вторая жена господина Тайчера Эстер Гольберг, а также их дети являются гражданами Израиля и Великобритании и постоянно проживают за рубежом.

Предварительное слушание по иску в Октябрьском районном суде Екатеринбурга Свердловской области пройдет 14 марта. Оперативно получить комментарии от ответчиков “Ъ” не удалось. Адвокат господина Тайчера Мария Ярош сказала “Ъ”, что ей неизвестно об иске Генпрокуратуры к ее подзащитному, отметив, что никаких новых эпизодов по его уголовному делу не появлялось.

На время судебных разбирательств ответчиков обязали обеспечить бесперебойную работу своих предприятий.

Мария Локотецкая

Источник

This entry was posted in 1. Новости, 2. Актуальные материалы. Bookmark the permalink.

Comments are closed.