Подполковник Геннадий Николаевич Осипович находился на боевом дежурстве в войсках ПВО на Сахалине. Неожиданная боевая тревога была объявлена в пятом часу утра, Осипович не предал этому особого значения, так как в 1983 году самолёты-разведчики США очень часто нарушали границы СССР. Осипович взлетел на Су-15ТМ (бортовой № 17) и набрал 8 500 метров. По радио ему передали, что спереди обнаружен самолет нарушитель. Осипович увидел огни летательного аппарата на удалении в 30 километров. Также были заметны два ряда светящихся иллюминаторов. Осипович утвердительно ответил на вопрос наземного оператора о том, горят ли мигалки, стало понятно, что это либо транспортный самолет, либо пассажирский. Осиповичу было приказано принудить самолет к посадке из-за нарушения государственных границ. Исполняя приказ Осипович вышел на одну высоту с «Боингом», чтобы другой пилот мог увидеть боевой истребитель рядом с собой, после чего подполковник начал мигать бортовыми огнями. Таким образом, он выполнил международные правила полета и дал специальный код, который предупреждает другой самолет о нарушениях границы. Однако никакой ответной реакции не последовали. Исполняя последующий приказ Осипович дал предупредительный залп из пушки, затем еще три очереди по встречному курсу на упреждение. Но и тут не последовало реакции. После этого поступил приказ от командира 40-й истребительной авиационной дивизии генерал-майора Анатолия Михайловича Корнукова на уничтожение цели. В этот момент пассажирский самолет южнокорейской авиакомпании «Боинг» (как выяснилось позже) находился недалеко от Невельска. Г.Н. Осипович сделал обходной маневр и зашел на «Боинг» снизу. Было выпущено две ракеты: тепловая попала в двигатель, а радиолокационная – под хвост. После этого огни у «Боинга» погасли, и самолет рухнул в воду у острова Монерон юго-восточнее Сахалина.
На летчика были составлены и последовательно отклонены представления на орден Ленина, а потом – Красного Знамени. В итоге Г.Н. Осиповича наградили в группе с другими офицерами орденом Красной Звезды с формулировкой «за успехи в боевой и политической подготовке».
В августе 1986 года Г.Н. Осипович катапультировался с неисправного самолета МиГ-21бис. Приземление прошло не очень удачно — он упал на глинобитную площадку и получил компрессионный перелом позвоночника. Ходить травма еще позволяла, а летать – уже нет.
5 ноября 1989 года подполковник Г.Н. Осипович был уволен из армии.
После увольнения проживал в городе Майкопе, где умер 23 сентября 2015 года.
Авиалайнер южнокорейской авиакомпании выполнял международный рейс KE007 (позывной — KAL 007) по маршруту Нью-Йорк-Анкоридж-Сеул. Полет должен был проходить над нейтральными водами Тихого океана, но самолёт по так и неустановленным причинам отклонился вправо от назначенного курса более, чем на 500 км. Лайнер вошёл в закрытое воздушное пространство СССР, после чего пролетел над Камчаткой, пройдя ряд военных объектов, и затем над островом Сахалин.
В результате крушения погибли все находившиеся на его борту 269 человек — 246 пассажиров и 23 члена экипажа.
По материалам Википедии
профессор
Игорь Михайлович Мацкевич