Впереди лето, и тысячи людей уже строят планы, где и как провести отпуск, чтобы хорошо отдохнуть и набраться ярких, памятных впечатлений. К сожалению, это удается не всем…
Ласковое море
Чужая жадность стоила Наталье Ивановне и Алексею Николаевичу самого дорогого — жизни их дочери. Анна Шевцова поехала на море с мальчиками Мишей и Денисом. На это время у Миши пришелся день рождения, и мама решила устроить прогулку на катере. Дети были в восторге: катер такой красивый, там и музыка, и шары, и много чего еще!
На этом же катере оказались и Евгения Ищенко с мужем. По пляжу ходил зазывала, предлагал прокатиться в открытое море. Они согласились. Правда, когда шла посадка, Евгения обратила внимание, что за ними все шли и шли люди. Она уточнила у капитана — а выдержит ли катер столько пассажиров? Капитан ответил: девушка, не разводите панику, мы катаем по нескольку раз в день, все под контролем! Вода была очень близко к уровню борта и Евгения высказала опасение супругу. Он ответил, что, наверное, так и должно быть, капитан же знает. В море катер остановился, программа предусматривала купание. Все желающие начали прыгать за борт, Евгения и супруг тоже. Анна осталась, она плохо держалась на воде.
Но через несколько минут раздался крик: «Все за борт, мы тонем!». Началась паника: все кричали и прыгали с катера, потому что он на глазах уходил под воду. Аня бросилась вслед за детьми и стала тонуть. Дениска нырял за ней, кричал: «Помогите моей маме!». Но спасти женщину не удалось. Утонула также и Евгения…
На каждом курорте, на чем бы он ни специализировался, туристов регулярно предупреждают о том, что нужно избегать услуг так называемых частников, организующих всевозможные развлечения. Тем не менее отдыхающие часто соглашаются на сомнительные предложения. Потом следователи находят виновных, но вернуть к жизни погибших уже нельзя…
Анне Шевцовой не суждено больше увидеть море. В ходе расследования уголовного дела было установлено, что на судне находилось 49 пассажиров при максимально допустимом количестве 11-ти человек, в том числе 19 малолетних и несовершеннолетних. Следователи собрали доказательства, что затонувший катер не первый год эксплуатировался с нарушениями, катание туристов с риском для жизни происходило из сезона в сезон. Это была умышленная, длительная, систематическая деятельность, направленная на получение прибыли. Владелец пошел даже на то, чтобы внести в судно технические изменения, позволяющие ради денег перевозить больший объем пассажиров, подвергая их жизнь опасности. Капитан судна свою вину признавал, а собственник катера пытался уйти от ответственности за две смерти и скрылся от следствия.
Горы манят
Светлана и Татьяна снимали видео, чтобы показать родным. Но снимки пополнили рабочие архивы следователей. Они были коллегами, близко общались. Идея поехать в Домбай принадлежала Свете. Таня тоже хотела, чтобы отпуск был наполнен интересными событиями. Поэтому по прилету, уже в такси приняли предложение об экскурсии с гидом.
Связавшись с ним, девушки действительно хорошо отдохнули — поднимались на канатной дороге, и договорились о походе к водопаду и леднику Алибек в Тебердинском заповеднике. Им было невдомек, что это будет поход по запретным местам.
Туристический маршрут заканчивается у водопада Алибек, дальше идти нельзя. Но гид повел группу по экстремальной дороге, по камням и скалам. Две женщины, которым дорога далась особенно тяжело, предпочли остаться внизу, а четверо пошли дальше — осмотреть ледяной грот.
Грот — это тающий ледник, рядом речка и большое озеро. Гид предложил сфотографироваться, выстроил всех под гротом, а потом попросил девушку Женю из группы сфотографировать его одного. Света увидела, как вдруг начал обваливаться грот и подумала: хорошо, что мы отошли. Но гид внезапно закричал: «Уходим! Уходим!»
«Мы же в горах, а в горах кричать нельзя», — отметила про себя Света, убегая. Она была уверена, что они успеют, но услышала, как закричали девочки сзади и обернулась. В этот момент ее нагнала большая глыба. Все пошло кувырком, ледник буквально перемалывал тех, кто оказался на пути и сносил в реку.
Светлана очнулась, когда ее вынесла река, и увидела, что вместо стопы у нее висел окровавленный кусок мяса. Медсестра, работавшая в реанимации, она помнила, что надо держать крепко ногу, чтобы остановить кровь. Сидя в реке, увидела, что гид несет Таню на руках. Она сразу поняла, что подругу уже на спасти…
Гид закричал: «Вылазьте из речки!». Подумалось: «Как я пойду, у меня нет ноги?» На руках заползла на валун. Себе сказала: «Люди на войне ползают, когда ноги отрывает»…
Гид вызвал спасателей. Весть о случившемся разнеслась через социальные сети. Туристы не спешили оказывать помощь, но охотно снимали все на телефон и выкладывали в интернет. Спасатели поняли, что Татьяне уже не помочь. Светлана была в сознании и держалась, Женя находилась в тяжелом состоянии. Она с полчаса пролежала на льду, у нее был раздавлен тазобедренный сустав. Ее укутали в фольгированное одеяло, пытались согреть руками. Но все тщетно…
Светлану предстояло спустить с горы. Вызвать на место спецтехнику или вертолет было невозможно — громкий звук и вибрация могли спровоцировать сход ледника. Решили нести вручную. За дело взялись МЧС и добровольные спасатели. Вчетвером несли пострадавшую, потом смена, другие 4 человека. Светлана подумала: «Господи, как им тяжело, ноги в камнях застревают, носилки тяжелые».
Место происшествия осмотрели эксперты и следователи. Чтобы разобраться в обстоятельствах трагедии, предстояло проанализировать огромный объем информации. Фотографии, видео, переписка, контент, размещенный на страницах гида в соцсетях, — значение имела каждая деталь.
В расследовании такого вида преступлений всегда очень трудно разделить случайность, которая может произойти с кем угодно и где угодно, и результат преступной халатности со стороны третьих лиц. В данном случае ледник, который находится в высокогорной труднодоступной местности, был потенциально опасным объектом. Маршрута туда не существует, тропы нет, висят предупреждающие объявление и вывески. Но, несмотря на это, гид повел в опасную зону группу неподготовленных людей, доверивших ему не только свой досуг, но и жизнь.
В ходе следствия было выяснено, что это не первая группа туристов, которые он водил на свой страх и риск. Но эта группа первой дошла до ледника так близко. Следователям удалось собрать необходимые сведения, позволившие доказать вину гида в случившемся и добиться наказания.
Конечно, лучше гор могут быть только горы, на которых ты никогда не бывал. Но эта стихия прощает не все ошибки. И на этот раз горы не простили излишней доверчивости Светлане. Не простили её и семья погибшей подруги. Родственники не хотят с нею общаться, Танина мама винит ее. Можно понять: дочь погибла, а идея поехать в горы была чья?
Обиды на гида Светлана не держит. Спасателей, врачей и тех, кто помогал ей в беде, вспоминает с благодарностью. Девушке предстоит установка протеза, после этого ей придется учиться жить по-новому…
Прокатимся… на шаре!
Мало кто хочет взять на себя ответственность за трагедию. Хотя бывает и такое…
Владелец экстремального аттракциона уйти от ответа не пытался и вину не отрицал. Это было происшествие с шаром, который должен был скатиться с горы, но упал в пропасть, по скалам. Внутри этого шара находились два молодых парня — Денис и Владимир. Зазывала тоже уверял их: все безопасно — внизу их поймает напарник. Друзья залезли в надувной шар или зорб. Его подтолкнули. Но что-то пошло не так. На глазах у всех зорб, набравший огромную скорость, сорвался в пропасть и пролетел, ударяясь в скалы, полтора километра, прежде чем упал на землю.
Дмитрий Пак, Владимир Щербов и Денис Бураков были знакомы много лет. Но после того, как Денис погиб, Володя и Дима встречаются редко. Отдых, который они теперь вспоминают с болью, начинался обычно: после встречи Нового года компания собралась в горы. Сноубордисты и лыжники два дня откатались без происшествий.
Домбай — места почти родные, все знакомо. Поэтому новый аттракцион заприметили сразу — большой надувной шар, на котором можно скатиться по склону. Денис и Володя сели первыми. Денис дал Диме свой телефон: «Сними на камеру, как мы покатимся». В кадр попало, как шар сорвался в пропасть. Денис выпал, когда шар еще бился о стены ущелья. Скорее всего, его страховочные лямки лопнули.
Владимир очнулся, когда зорб уже остановился. Сумел выбраться, но доползти до друга не смог. Оставшиеся на склоне люди понимали — парней надо спасать. Но как, если толком даже неизвестно, куда приземлился шар? Начали звонить спасателям. Шар укатился в сторону Гоначхирского ущелья. Поднявшись на канатках на хребет, увидели, что шар лежит внизу, в районе озера.
Высота снега в ущелье была больше полутора метров. Вертолет мог спровоцировать сход лавины. Поэтому пострадавших несли на руках. Денису становилось все хуже, он начинал бредить. Врач бежала навстречу с сумками и лекарствами, обколола его. Спуск занял несколько часов, Дениса и Владимира передали врачам скорой. Все готовы были поверить в чудо. Но его не случилось, Денис не выжил.
В обстоятельствах трагедии предстояло разобраться следователям. Нужно было исследовать место, куда упал зорб, весивший почти центнер. Следователь с сотрудниками МЧС вручную тащили его несколько часов.
В расследовании таких происшествий помогает современная техника. С использованием геодезической аппаратуры, квадрокоптера и других технических устройств удалось детально установить траекторию падения зорба. Полученные сведения помогли сделать заключение: в трагедии виноваты не случайность, не порыв ветра или переменчивая погода гор, а владелец аттракциона.
Опасное развлечение запустили для туристов без должной проверки. А цена этой халатности — жизнь Дениса. В течение года состоялся приговор, виновный был наказан. На склонах курортов Карачаево-Черкесии подобных развлечений больше нет…
Там, за облаками…
Шар на горном склоне — диковинка. А вот прогулка по небу — мечта многих романтиков.
Люди готовы платить за впечатления, красивые виды и… высокую вероятность не вернуться из-за облаков живыми.
Ярослав Шишкин устраивал романтический полет, чтобы впечатлить свою девушку. Пара и не догадывалась, что человек, который управлял воздушным шаром, однажды уже едва не отправил на тот свет своих клиентов, когда экстренно пришлось ронять этот шар на поле.
Александр Галкин завел целый воздушный «автопарк». Правда, подпольный. У него было три воздушных судна, но он зарегистрировал в установленном порядке для частных пролетов только одно из них. Более того, у него не было даже свидетельства эксплуатанта на производство коммерческих перелетов. Когда предприимчивый продавец романтики попал в фокус внимания следователей и сотрудников МВД, выяснилось, что отсутствие необходимой регистрации, лицензий и сертификатов — далеко не единственные нарушения.
Было проведено оперативно-разыскное мероприятие «Проверочная закупка». У Галкина «закупили» услугу по полету на воздушном аэростате на территории Ростовской области. В ходе проверки было установлено, что высота, на которой летал аэростат, составляла 2800 метров. Уже сам подъем на такую высоту — это угроза жизни и здоровью. При неблагоприятном развитии событий последствия могли быть вплоть до острого нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной системы, инсультов и инфарктов. Могли развиться невроз и психоз.
Поджидали риски и другого рода. На такой высоте проходят трассы международного и гражданского воздушного сообщения. Более того, воздушный шар пролетел над территорией военного аэродрома, где располагались военно-космические силы РФ и в любой момент могли подняться в воздух авиационные суда. Так и произошло, шар в итоге едва не столкнулся с военным вертолетом.
Спасло мастерство военных пилотов. Они сделали все возможное, чтобы уйти от столкновения, которое неминуемо привело бы к трагедии. Пока пилоты вертолета уводили машину от столкновения, воздухоплаватель Галкин разыгрывал для клиентов спектакль, якобы пытался убрать со своего направления военное воздушное судно, как бы выходил с ним на связь, но все это была лишь наигранная самодеятельность.
Проведенная судебная экспертиза показала, что обвиняемым в ходе полетов неоднократно превышалась допустимая для аэростата высота. Кроме того, специалисты зафиксировали технические недостатки, изменения конструкции и иные нарушения, которые в ходе эксплуатации могли повлиять на безопасность полета. Сам подозреваемый не только отрицал свою вину, но еще и пытался помешать следствию. Но под тяжестью собранных доказательств по уголовному делу его вина была доказана. «Деятельность» Галкина удалось пресечь до того, как случилось непоправимое.
Основной причиной происшествий на отдыхе становится алчность владельцев аттракционов. Так было и в истории с шаром, и с прогулочным катером, который затонул из-за перегрузки и морская прогулка обернулась трагедией. Сбежавший судовладелец был объявлен в федеральный розыск, найден и не смог уйти от ответственности. Признался, что понимал: так много людей грузить нельзя, но как иначе сделать бизнес рентабельным? Двести жизней подвергались фатальному риску каждый день ради того, чтобы владелец катера стал богаче!
Пассажиры затонувшего катера после трагедии создали общий чат и назвали его «Титаник». В нем следили за ходом расследования, обменивались новостями, поддерживали друг друга. Родители Анны воспитывают внуков, они — самые близкие люди для Дениса и Миши. Стараются, чтобы жизнь мальчишек была полноценной. Но сколько еще тех, кто в погоне за наживой готов принести в жертву доверчивого туриста? И как не стать очередной жертвой чьей-то жадности?
Следователи делают всё возможное, чтобы предотвратить наступление преступного случая — остановить тех, кто пренебрегает чужими жизнями, любыми способами стремится набить свой карман. Но хотелось бы напомнить и самим гражданам, которые часто надеются на «русское авось» или на Всевышнего, что Господь нас без нас создал, но нас без нас — не сбережет…