Tennant (1988) предлагает следующие общие рекомендации учителям, родителям и психологам.
-
Внимательно выслушивать ребенка.
-
Сверяться с ребенком, понимает ли взрослый смысл используемых ребенком слов, и наоборот.
-
Обсуждать на примерах, что такое «хорошие» и «плохие» прикосновения.
-
Обсуждать права ребенка, кто может до него дотрагиваться и кому не стоит этого позволять; кого ребенок имеет право трогать сам.
-
Объяснять ребенку, что «нехорошие» прикосновения могут исходить от близких людей.
-
Обучать ребенка говорить «нет» при попытках «нехороших» прикосновений.
-
Обсуждать с ребенком необходимость рассказывать взрослым о любых инцидентах, которые его смущают и вызывают неловкость.
-
Убедить в том, что его никто ни в чем не будет обвинять.
В целом исследователи считают, что наиболее сложная и длительная работа с детьми, пережившими насилие, происходит тогда, когда помимо факта совершенного насилия у ребенка существуют давние психологические и поведенческие проблемы. Тем не менее выделяются общие рекомендации для проведения психотерапии с такими детьми.
Основная цель работы психолога с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации травматических переживаний. В процессе консультирования этих детей чрезвычайно важным аспектом является установление контакта психолога с клиентом-ребенком, причем акцент должен быть сделан на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего, ребенок будет постоянно проверять адекватными и неадекватными способами, насколько психолог действительно о нем заботится.
Основные техники консультирования должны быть направлены на преодоление у ребенка чувства собственной неполноценности, ущербности, чувства вины, а также на формирование адекватной самооценки. Чувство вины приводит к тому, что ребенок лишается определенной свободы действий, поведение становится саморазрушающим — ребенок как бы застревает в прошлом, в травматической ситуации насилия. Следовательно, важно подвести ребенка к пониманию того, что забыть произошедшее нельзя, но жить с этим в новом качестве можно.
Задачи, стоящие перед психологом:
-
способствовать уменьшению у ребенка чувств стыда, вины, бессилия;
-
помочь в укреплении чувства собственной значимости;
-
сформировать новые поведенческие паттерны;
-
способствовать дифференцированию взаимодействия с окружающими людьми;
-
способствовать развитию восприятия ребенком собственного организма, самоопределения.
Консультирование лучше проводить в игровой или релаксационной комнате, нежели в кабинете или классе. Это способствует снятию напряжения у ребенка, появлению ощущения большей безопасности и контроля над ситуацией.
По данным исследований, игровая деятельность детей, переживших насилие, как правило, примитивна и хаотична, что отражает поведенческие проблемы; также эти дети чувствуют себя бессильными повлиять на поведение окружающих. Следовательно, именно посредством организации игровой деятельности психолог обучает ребенка контролировать свои импульсы и поддерживать социально одобряемое взаимодействие со взрослыми.
Дети, пережившие сексуальное насилие, нуждаются в усиленном внимании, понимании и поддержке со стороны психолога. Наличие сильного чувства вины не позволяет детям обсуждать свою проблему с психологом: они считают, что каким-то образом спровоцировали атаку или должны были бы сделать что-нибудь, чтобы ее предотвратить.
Стыд за себя не дает им раскрыться — дети больше боятся последующих вопросов и реакций, нежели непосредственно самого инцидента. Поэтому при интервьюировании детей следует избегать закрытых или направляющих вопросов, которые могли бы повлиять на ответы.
Следует с большой осторожностью использовать групповое психологическое консультирование для детей, переживших сексуальное насилие, поскольку их раны могут быть слишком свежими, чтобы высказывать свои чувства на группе. Детям необходимо научиться определять, какое поведение взрослых (имеются в виду поведенческие формы насилия) является неподобающим и как реагировать в соответствующих ситуациях.
Детей необходимо научить немедленно обращаться за помощью в случае возможного или уже случившегося насилия, несмотря на то, что взрослые-насильники убеждают их все держать в секрете. Детям необходимо помочь разобраться, какая информация должна быть конфиденциальной, а что следует сообщить окружающим; с кем им стоит поделиться своими проблемами и что делать в случае, если взрослый им не поверит. У детей, переживших насилие, проблема доверия окружающим и взрослым, в частности, одна из самых актуальных. Групповые дискуссии и упражнения могут помочь детям решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными.
В целом специалисты придерживаются эклектичного подхода в работе с такими детьми. Наиболее эффективными считаются визуализация, гипноз, работа с эмоциями, ведение дневника, написание писем, когнитивное переструктурирование, техника «пустого стула», психодрама, арт-терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия.
Источник: Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб: Речь, 2003. С. 137–140.