8 января 1977 года – беспрецедентная серия террористических актов в Москве.
Первая бомба взорвалась в 17:33 в вагоне московского метро на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская».
Второй взрыв прогремел в 18:05 в торговом зале продуктового магазина № 15 на улице Дзержинского (сейчас улица Большая Лубянка) рядом с КГБ. Третья бомба взорвалась в 18:10 у продовольственного магазина № 5 на улице 25 Октября (сейчас Никольская). В результате взрыва бомбы в столичном метро погибли 7 человек и ещё 37 получили ранения различной тяжести. На поиски преступников были брошены лучшие силы из числа оперативных сотрудников МВД, Прокуратуры и КГБ СССР. Операция получила кодовое название «Взрывники». После девятимесячного расследования чекистам удалось выйти на след предполагаемых террористов. В Ереване по подозрению в организации взрыва был арестован 32-летний Степан Затикян – известный армянский диссидент, один из создателей так называемой «Национально-объединённой партии Армении». Во время обыска в его квартире была обнаружена схема взрывного устройства, идентичного сработавшему в январе 1977 года в Москве. Затикян выступал за отделение Армении от СССР, призывал использовать диверсионно-террористические методы в борьбе с советской властью (с 1968 по 1972 гг. он отбыл тюремное заключение по статье «Антисоветская агитация и пропаганда»). В начале 1979 года суд, проходивший за закрытыми дверями, приговорил Затикяна и двух его сообщников к смертной казни.
По материалам:
- Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.
8 января 1990 года в Ташкенте арестован Сергей Мадуев по кличке Червонец.
Грабитель, убийца, «вор вне закона» – так он себя сам окрестил.
Первый раз сел в 1974 году, когда ему было 17: получил 8 лет за разбои и грабежи. Затем – новый срок. В декабре 1988-го ушёл в бега, несколько месяцев разбойничал, грабил и убивал, записав на свой счёт не меньше четырёх трупов. Искала его не только милиция, но и московские и тбилисские воры, приговорившие Червонца к смерти за то, что он сумел украсть часть денег из их общаков. Его взяли на ташкентском вокзале в поезде «Ташкент – Москва». Прикованный наручниками к одному из милиционеров, Мадуев выхватил из кармана гранату, зубами выдернул чеку и объявил, что берёт в заложники всю группу захвата. Ему прострелили руку, а гранату отшвырнули за дверь.
Какое-то время Червонец провёл в Бутырках, сидел в одиночке в коридоре смертников, затем был переведён в петербургские «Кресты». Оттуда 3 мая 1991 года он попытался бежать. В организации побега матёрому преступнику помогла следователь прокуратуры по особо важным делам Наталья Воронцова. Она передала своему подследственному в камеру его же наган, изъятый при задержании и приобщённый к делу. (Трудно сказать, что произошло между Мадуевым и Воронцовой. Версия романтической любви, в которую все сразу поверили, довольно сомнительна.) В сборном отделении изолятора Червонец достал револьвер и разогнал охрану, одного офицера взял в заложники. На этот раз преступнику не повезло: наган дал осечку и… пришлось сдаться.
Суд приговорил Червонца к расстрелу, однако приговор не был приведён в исполнение из-за моратория на смертную казнь. В декабре 2000 года Сергей Мадуев, прославившийся при жизни как герой кинофильма «Тюремный роман» (его роль сыграл Александр Абдулов), скончался от сердечно-сосудистой недостаточности в Соль-Илецкой колонии Оренбургской области.
По материалам:
- Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.