30 июня 1971 года погибли космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.
В 21.25 по московскому времени спускаемый аппарат космического корабля «Союз–11», отделился от первой в мире орбитальной станции «Салют–1», и возвращался на землю. Экипаж корабля состоял из командира подполковника Георгия Добровольского, бортинженера Владислава Волкова и инженера исследователя Виктора Пацаева. В 1.35 в ночь на 30 июня двигатели корабля включились на торможение. Через 12 минут разделились отсеки. Корабль вошёл в плазму, откуда связи с Землёй не было. Однако после выхода из неё Добровольский молчал, хотя его просили вести репортаж о снижении. В Центральном управлении полётом (ЦУПе) не понимали, что происходит. В 2.02 над степью раскрылся парашют спускаемого аппарата, и он успешно приземлился в заданном районе. Связи с космонавтами по-прежнему не было. В 2.16 специалисты открыли люк спускаемого аппарата. В кабине «Союза» работали приборы. На лицах членов экипажа, спокойно сидевших в креслах, были тёмные пятна. Тела мёртвых космонавтов были ещё тёплые, и выглядели, как живые. Реанимация оказалась безуспешной.
6 июня их провожали в космос. Задача перед экипажем стояла очень ответственная и сложная: обжить станцию «Салют», первая экспедиция к которой «Союза–10» провалилась. На миссию «Салют» – возлагались огромные надежды. Лунная гонка была проиграна: к началу 1970-х годов американцы уже несколько раз побывали на Луне. Руководитель СССР Л.И. Брежнев решил, что нужно строить орбитальные станции.
В ЦКБ Владимира Челомея строилась военно-орбитальная станция «Алмаз» для фото- и радиоразведки и защиты советских космических аппаратов от вражеских спутников. Для этого на станции хотели установить не только космические пушки, но и ракеты «космос – космос»». Работы над гражданской станцией, которые также поручили Челомею, шли медленно, были проблемы с системой жизнеобеспечения. И тогда родилась смелая идея: чтобы быстро сделать орбитальную станцию, использовать корпус «Алмаза» и все системы, разработанные для «Союза». Эту идею активно поддержал секретарь ЦК КПСС, генерал-полковник Дмитрий Устинов, курировавший космос. На «Салюте» установили небольшой телескоп, фотоаппараты для зондирования Земли. Для полёта на станцию сформировали несколько экипажей. В первый вошли Георгий Шонин, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников. Во второй вошли: Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Пётр Колодин, (дублёры Владимир Шаталов, Владислав Волков и Виктор Пацаев). На всякий случай была и запасная четвёрка – Георгий Добровольский, Виталий Севастьянов и Анатолий Воронов.
Однако командира первого экипажа Шонина, пропустившего несколько важных тренировок, пришлось заменить на уже летавшего на «Союзе» Шаталова. Новый экипаж «Союза–10» в составе Шаталова, Елисеева и Рукавишникова через 2 дня после запуска «Салюта», 21 апреля 1971 года отправился на орбиту. Когда автоматика подвела корабль к станции, Шаталов взял управление на себя и пристыковал транспортник с «Салюту», но сцепка разошлась, и во время стягивания началась раскачка. Экипаж не понимал, что делать, не отключил управляющие двигатели и сломал стыковочный узел. Позже выяснилось, что двигатели имели конструктивную ошибку, которая сыграет роковую роль в судьбе следующего экипажа.
Перейти в «Салют» космонавты не смогли. ЦУП дал команду на срочную расстыковку, но автоматика не сработала. Экипаж, казалось, был обречён: запас кислорода и пищи на «Союзе» был невелик. Думали даже отстрелить бытовой отсек вручную, но тогда стыковочный узел оказался бы занят, и следующая экспедиция к «Салюту» стала бы невозможной. Через несколько часов в ЦУПе, нашли решение. Рукавишников вскрыл управляющий электронный узел, и расстыковку провели вручную. Экипаж «Союза–10» выжил чудом, космонавты получили Звёзды Героя, а сам полёт был объявлен очередной победой советской космонавтики.
Тем временем ресурс «Салюта» стремительно заканчивался. Тянуть с запуском «Союза–11» было нельзя. Но неудачная стыковка «Союза–10» заставляла даже горячие головы задуматься о том, что будет, если и этот полёт закончится крахом. Все помнили, что из-за конструктивных и технологических дефектов на том же «Союзе» не раскрылись оба парашюта, что привело к гибели Владимира Комарова.
К началу июня 1971-го основной экипаж «Союза–11» – Леонов, Кубасов и Колодин – был полностью готов к полёту. Леонова после выхода в открытый космос в 1965-м знал весь мир, Кубасов первым в мире провёл в космосе сварочные работы. А вот Пётр Колодин в космос летел впервые, потому и рвался в этот полёт больше других. Перед отъездом на Байконур он был дома у Леонова, который отмечал своё 37-летие. Леонов хотел разбить на счастье тарелку, но она не разбилась.
За три дня до старта во время медосмотра у Кубасова нашли затемнение в лёгком. Кубасова заменили Волковым, но тот заявил, что полетит только со своим экипажем. Не в восторге от Волкова, имевшего сложный характер, был и Леонов. В результате Госкомиссия лишь за 11 часов до запуска «Союза–11» решила полностью заменить экипаж, отправив в космос Добровольского, Волкова и Пацаева. Позывной им дали «Янтари».
Ранним утром 6 июня на космодроме экипаж был одет в пилотки и комбинезоны. Скафандров на них не было – советские корабли считались вполне надёжными. По герметичности космических аппаратов замечаний не было, и решили следующее поколение кораблей строить без системы жизнеобеспечения скафандров. 6 июня в 7.55 ракета-носитель с кораблём «Союз–11» оторвалась от стартового стола. В 8.58 7 июня «Союз–11» состыковался с «Салютом». Экипаж тщательно проверил герметичность соединений нового орбитального комплекса. Убедившись, что всё в норме, Пацаев в 10.45 перешёл на станцию. За ним пошли остальные. Но «Салют» был сильно задымлён – пахла изоляция двух вентиляторов, сгоревших за время автономного полёта, поэтому работали в респираторах, а спали в «Союзе». Система регенерации воздуха лишь на второй день очистила внутренний воздух от гари. Ко всему прочему не открылся шкаф с астрофизическими приборами. Программа исследований была скомкана. Однако Пацаев при помощи бортового телескопа «Орион» всё же провёл первые в мире астрономические наблюдения за пределами атмосферы.
Из-за малой загрузки экипажа работой у космонавтов появилось много свободного времени. Начались конфликты между Добровольским, формальным командиром экипажа и Волковым, неформальным лидером, принимавшим участие в создании космических аппаратов. ЦУП с большим трудом сглаживал конфликты. На 10-й день полёта на станции опять возникло сильное задымление. Экипажу приказали срочно готовить корабль к экстренному возвращению на землю.
29 июня, проведя на орбите больше 23 суток, экипаж подготовил станцию для приёма следующей экспедиции, законсервировал её, перешёл на «Союз–11» и задраил за собой люк. Но табло «люк открыт» не погасло. Добровольский и Волков вдвоём стали закручивать штурвал, но аварийное табло всё горело. Предположили, что барахлит датчик герметичности, вновь открыли люк, Добровольский заклеил датчик пластырем. Табло погасло. Дальше всё шло, вроде бы, нормально. Корабль отработал торможение, отстрелил бытовой и агрегатные отсеки. Волков передал, что загорелось табло «Спуск». Это были последние переговоры с землёй.
Гибель экипажа «Союз-11» была страшным ударом по престижу Советского Союза, тем более, что 27 июня на старте взорвалась лунная ракета М–1. Третью экспедицию на «Салют» отменили, а станцию в октябре 1971-го затопили в Тихом океане.
О трагедии объявили на следующий день, 1 июля.
Разгерметизация произошла из-за нештатного открытия одного из клапанов, предназначенных для выравнивания давления внутри и снаружи спускаемого аппарата во время парашютирования. Воздушные клапаны на «Союзах» открывались автоматически. Но имелась ещё и ручная заслонка, предусмотренная на случай аварийного приводнения, чтобы в аппарат не поступала вода. Один клапан непонятно почему открылся в космосе на высоте 140 км, сразу после разделения отсеков. Телеметрия показала, что с момента разделения за полминуты давление в спускаемой камере упало до нуля. Ручное управление клапанами находилось на верхней панели корабля, над космонавтами. Чтобы до него дотянуться нужно было встать из кресла. Космонавты же испытывали сильные боли от декомпрессии, а счёт шёл на секунды. Пацаев пытался достать кран, но через 20 секунд все потеряли сознание.
Комиссия по расследованию причин катастрофы, председателем которой назначили академика Мстислава Келдыша, выяснила, что клапан сработал не штатно из-за производственного брака. Такой же брак нашли ещё на двух уже готовых кораблях. Келдыш предложил смоделировать процесс разделения отсеков корабля при посадке в большой барокамере Звёздного городка. Для проведения экспертизы клапаны установили с заведомыми технологическими дефектами, которые якобы имели место при их монтаже. Эксперимент провели дважды, но к всеобщему удивлению клапаны ни разу не открылись.
Госкомиссия работала два года, но чётких ответов о причинах трагедии она так и не дала.
После этого космические корабли «Союз» были усовершенствованы, а в штатной экипировке экипажей появились скафандры с системой жизнеобеспечения. Гибель «Янтарей» спасла жизнь многим советским космонавтам.
https://zen.yandex.ru/media/aeslib/bilet-v-odin-konec-5e6f1dc2ce4a8916cd8edc44?&utm_campaign=dbr
профессор
Игорь Михайлович Мацкевич
30 июня 1971 года погиб экипаж космического корабля Союз-11. 19 апреля 1971 года в СССР на космическую орбиту была выведена первая в мире орбитальная станция «Салют». К работе на ней готовились три экипажа: основной (Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников), дублирующий (Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин) и резервный (Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев).
Первым к станции в апреле 1971 года отправился экипаж Владимира Шаталова. «Союз-10» был состыкован с «Салютом», однако перейти на станцию экипажу не удалось. Из-за технических недоработок стыковочного узла корабля «Союз» не получилось обеспечить герметичность стыковочной полости, и экипаж вернулся на Землю.
К старту начал готовиться экипаж Алексея Леонова. Однако за двое суток до старта медики не позволили лететь в космос бортинженеру Валерию Кубасову. За 10 часов до старта было принято решение о полете экипажа Георгия Добровольского на космическом корабле «Союз-11». В течение 23 дней космонавтам удалось провести уникальные эксперименты на орбите. Однако, 30 июня, когда они уже спускались на Землю неожиданно открылся клапан дыхательной вентиляции, соединяющий кабину с наружной средой. Давление в спускаемом аппарате резко упало, космонавты потеряли сознание, и не смогли закрыть клапан. Так, из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж погиб.
В память о героях космоса названы кратеры на Луне, малые планеты Солнечной системы. Установлены бюсты и памятные доски в местах, связанных с жизнью и деятельностью космонавтов.
30 июня 2021 года Роскосмос рассекретил переговоры членов экипажа
Опубликованы последние слова члена экипажа космического корабля «Союз-11» Владислава Волкова, погибшего полвека назад, 30 июня 1971 года при возвращении с орбитальной станции «Салют» на Землю.
Последнее, что услышали от космонавтов с Земли, было шутливое пожелание Волкова: «Завтра встретимся, готовьте коньяк!» Кроме того, из расшифровки переговоров следует, что Волков (позывной «Янтарь-2»), а также находившиеся с ним Георгий Добровольский («Янтарь-1») и Виктор Пацаев («Янтарь-3») закрыли люки, доложили обстановку и сверили время. При этом измерительный пункт «Заря» сообщал о физическом состоянии членов экипажа.
Как следует из расшифровки, в 21:15 29 июня 1971 года Центр управления полетами дал членам экипажа добро на закрытие переходного люка со станцией, а затем и на расстыковку. «Прошло разделение, прошло разделение… Визуально наблюдаем расхождение. Станция пошла слева от нас, с разворотом», — предупреждал Волков. «Заря» при этом передала, что посадка будет происходить за 10 минут до восхода Солнца. Также Волков сообщал, что справа «висит дождь»: «Здорово летит, красиво!» Затем ему задали вопрос об ориентации корабля относительно Земли. В ответ ЦУП призвал не торопиться, затем Пацаев рассказал, что по нижнему срезу иллюминатора уже виден горизонт. Позже загорелся сигнал «Спуск», и «Заря» подтвердила, что все правильно, и попрощалась с экипажем до следующего сеанса связи.
https://lenta.ru/news/2021/06/30/last/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
30 июня 1908 года в районе реки Подкаменная Тунгуска произошла космическая катастрофа.
В историю это событие под названием – падение Тунгусского метеорита.
Таинственный взрыв утром 30 июня 1908 года считается крупнейшим падением небесного тела на Землю в новейшей истории. Привлекает он ученых множеством необъяснимых деталей — например, достоверных крупных осколков «метеорита» так и не нашли, несмотря на долгие поиски и множество экспедиций.
Другая загадка Тунгусского феномена — причина пожаров, охвативших район эпицентра площадью более 160 квадратных километров.
О возникшем при падении тела жаре Семен Семенов, житель фактории Ванавара (в 70 км на юго-востоке от эпицентра взрыва), рассказывал так: «…вдруг на севере небо раздвоилось, и в нем широко и высоко над лесом появился огонь, который охватил всю северную часть неба. В этот момент мне стало так горячо, словно на мне загорелась рубашка. Я хотел разорвать и сбросить с себя рубашку, но небо захлопнулось, и раздался сильный удар. Меня сбросило с крыльца сажени на три».
Большим энтузиастом изучения Тунгусского феномена стал советский ученый Леонид Кулик. В 1927—1939 годах он организовал и возглавил несколько экспедиций, основной целью которых считались поиски остатков «метеорита».
Именно экспедиции Кулика позволили установить, что в месте предполагаемого падения метеорита на значительной площади (около 2000 км²) повален лес, причем в эпицентре деревья остались стоять, лишенные ветвей и коры.
Современные российские ученые предложили новое объяснение феномену Тунгусской катастрофы, волнующей исследователей уже более века. По их расчетам, значительные разрушения в районе Подкаменной Тунгуски связаны не с падением космического объекта на Землю, а с ударными волнами, возникшими при сквозном прохождении железного астероида сквозь атмосферу Земли. Новая версия объясняет отсутствие на поверхности Земли метеоритных фрагментов.
Основываясь на расчетах траектории и массы космического объекта, внешних сил и изменений начальной скорости, ученые Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН при участии коллег из нескольких российских академических институтов и университетов представили новое объяснение Тунгусского феномена. Они показали, что разрушения, созданные Тунгусским космическим телом, могли быть вызваны ударной волной.
Взрывной удар мог возникнуть при прохождении космического тела через атмосферу Земли при условии, что оно состояло не из льда, как кометные ядра, а из железа.
В качестве примера ученые приводят Аризонский метеорит с начальным размером более 50 метров, который образовал 50 тыс. лет назад в месте падения кратер диаметром 1200 и глубиной 200 метров.
«Мы рассчитали траекторные характеристики для космических объектов диаметром от 200 до 50 метров, состоящих из железа, льда или каменных пород, таких как кварц и лунный грунт. Модель показывает, что Тунгусское тело не могло состоять из камня или льда, поскольку низкая прочность этих внутренне неоднородных материалов, в отличие от железа, приводит к быстрому разрушению таких тел в атмосфере в условиях колоссального аэродинамического давления», — рассказал руководитель проекта Сергей Карпов, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института физики им Л. В. Киренского КНЦ СО РАН.
Основываясь на результатах моделирования, исследователи показали, что Тунгусский феномен был вызван железным астероидом с наиболее вероятным размером от 100 до 200 метров. Этот астероид прошел сквозь атмосферу Земли на минимальной высоте полета 10−15 километров со скоростью около 20 километров в секунду, при этом угол вхождения в атмосферу должен был быть меньше 11◦5.
При этом он не упал на Землю, а продолжил свое движение по околосолнечной орбите, потеряв около половины своей начальной массы, которая могла превышать три миллиона тонн, сохранив при этом свою целостность.
«Если мы допустим полную потерю массы вскоре после прохождения эпицентра или близко к нему, то доказательством этому было присутствие капель метеоритного железа на земной поверхности вдоль траектории и вокруг нее», — пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.
Расчеты показали, что возникновение ударной волны связано с резким увеличением скорости испарения тела при приближении к эпицентру в верхних слоях тропосферы — для двухсотметрового тела — до 500 тысяч тонн в секунду из-за сильного нагрева его поверхности. Именно эта огромная масса может мгновенно расширяться в виде высокотемпературной плазмы, создавая эффект взрыва.
Объяснение пожаров в районе Каменной Тунгуски связано с действием светового излучения высокой интенсивности, порождаемого головой болида с температурой излучающей поверхности свыше 10000 градусов на минимальной высоте полета.
Ученым предстоит выяснить еще ряд вопросов в рамках предложенной модели. К ним, в частности, относятся расчеты амплитуды ударной волны в районе эпицентра в разных условиях и изменение температуры поверхности астероида на длине траектории, развитие во времени процесса прохождения тела в атмосфере, включая его разрушение.
https://hi-tech.mail.ru/news/uchenye_nashli_obyasnenie_tungusskoy_katastrofe/
профессор
Игорь Михайлович Мацкевич