Бомбардировщик ДБ-3ф вылетел для нанесения бомбового удара по нацистской механизированной колонне на дороге Молодечно-Рядошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной батареи нацистам удалось подпить самолёт — вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту.
Гастелло впервые в мире совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли. Экипаж Гастелло был интернациональным: лейтенант А.А. Бурденюк — украинец, сержант А.А. Калинин — ненец, лейтенант Г.Н. Скоробогатый — русский, сам Гастелло — белорус.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.
Николай Гастелло участвовал в 1939 году в боях на Халхин-Голе, участвовал в советско-финской («зимней») войне, участвовал в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служит Н. Ф. Гастелло, перебазируется к западным границам СССР, в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
В эпоху гласности предпринимались неоднократные попытки представить подвиг Гастелло как исключительно пропагандистский манёвр советских средств информации. Вариантов было много, но основной акцент был сделан на двух:
1) в действительности огненный таран совершил экипаж капитана А.С. Маслова (самолет был сбит в тот же день и примерно в том же районе боевых действий, и в отличие экипажа Гастелло останки летчиков были найдены в 1951 году);
2) никакого огненного тарана не было вовсе.
Когда в современной России говорят об искажении исторических фактов о победе советского народа в войне, то часто возникает вопрос – не мы ли сами (во всяком случае те, кто пытаются подвергнуть сомнению каждый факт такого известного подвига) делаем все для того, чтобы у нашего молодого поколения не было уверенности в значимости и масштабности победы нашей страны над нацизмом.
По материалам интернет-ресурсов.