20 мая 1899 года американский автомобилист Джейкоб Джерман стал первым в истории человечества водителем, арестованным за нарушение правил уличного движения. Он «мчался» по Лексингтон-авеню в Нью-Йорке со скоростью выше разрешённых 12 миль в час (примерно 19 км/ч).
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества
20 мая 1994 года состоялась необычная, если не сказать невероятная, так называемая, «воровская сходка». Её необычность определялась местом проведения мероприятия – СИЗО Бутырка, куда, как понятно, посторонний человек может попасть только в случае совершения им противоправного деяния.
В процессе оперативной разработки группы крупных отечественных наркодельцов у сотрудников ФСК (ныне ФСБ) появилась информация, что группа «воров в законе» и «авторитетов» преступного мира собираются провести воровскую встречу в Бутырке. В расшифровке перехваченного разговора фигурировали двое – известный грузинский вор в законе Тенгиз Пицундский и Сергей Липчанский. Цель – уладить конфликт интересов в «крышевании» нефтяного бизнеса между грузинскими «ворами в законе» и солнцевской ОПГ.
Сотрудники ФСК решили провести антикриминальную операцию с московским РУОПом, сотрудники которого также были в курсе предстоящего события. Было известно, что «сходку» готовит солнцевская ОПГ. В ходе подготовки операции было установлено, что в СИЗО Бутырка наиболее известные криминальные авторитеты чувствуют себя совершенно вольготно и даже выходят на свободу по выходным дням и гуляют в ресторанах.
Сергей Липчанский по кличке «Сибиряк» стремился влиться в многочисленные ряды генералов преступного мира. В то время в Москве проживали примерно 120 воров в законе, из них половина – представители Грузии. Сибиряка решили «короновать» в СИЗО Бутырка.
Неплохо жили тогда в Бутырке и другие криминальные «авторитеты». Их одиночные камеры напоминали отдельные номера отелей – мягкая мебель, телевизоры, видеомагнитофоны, мобильная связь. Алкоголь, наркотики и женщины – всё это тоже входило в комплекс обслуживания.
Новый начальник СИЗО Бутырка Александр Волков, который был назначен только в феврале, пытался изменить дикие тюремные нравы, но развращённый деньгами коллектив стал сопротивляться. Дошло до прямых угроз жизни и здоровью самого начальника и его близким. Тогда Волков поставил «авторитетам» условие – или продукты, которые они получают будут распределяться между всеми, кто находится в СИЗО, или их не получит никто. Адвокаты «авторитетов» стали писать жалобы в ООН о нарушении прав человека. Большая часть жалоб ушла в Бельгию и Голландию. Сейчас многие лидеры российского криминалитета осели именно там, обзавелись недвижимостью, перевезли друзей и родственников.
Антикриминальная операция началась около полуночи, когда оперативники подтвердили, что в СИЗО Бутырка с улицы, как к себе домой, вошли больше дюжины людей. Воровская сходка была накрыта в служебном помещении при КПП, где на столиках были разложены: икра, балычок, экзотические фрукты, алкогольные напитки. К моменту захвата шестеро «авторитетов» успели покинуть СИЗО, но их задержали на выходе. Всего было задержано 34 человека.
Среди самых известных задержанных – Сибиряк, а также лидеры солнцевской ОПГ. У задержанных изъяли два пистолета, наркотики, медикаменты, мобильные телефоны, которые должны были быть переданы в камеры. У одного из солнцевских «авторитетов» нашли удостоверение помощника депутата Госдумы, у другого – помощника члена Совета Федерации.
Сразу были арестованы одиннадцать человек, которым вменялось ношение оружия и хранение наркотиков. Однако вскоре большинство участников «сходки» пришлось отпустить. Закон не предусматривал наказания за несанкционированное, но добровольное проникновение в СИЗО.
Бойцам РУОПа, участвовавшим в операции, начали поступать угрозы. Само подразделение в 2001 году было расформировано.
Замешанных в истории проникновения в СИЗО сотрудников Бутырки приговорили к различным, хотя и не слишком большим срокам заключения.
Сергей Липчанский, он же Сибиряк, пропал в 1996 году. Считается, что он стал жертвой очередной криминальной войны и был заживо сожжён на костре их автопокрышек.
Солнцевские «авторитеты», задержанные с оружием и наркотиками, отделались лёгким испугом.
Шакро Какачия, он же Шакро Старый, через 10 дней после ареста в Бутырке по решению суда был отпущен из СИЗО под подписку о невыезде. В сентябре 1995 года его опять арестовали. Потом опять отпустили. После этого он уехал в Германию, где был застрелен в августе 1996 года на подземной автостоянке.
Тенгиз Пицундский после ареста виновным себя не признавал. На допросах вёл себя вызывающе и даже угрожал следователю. Предъявленное ему обвинение в организации незаконной передачи запрещённых предметов в СИЗО суд счёл недоказанным и оправдал его по этому эпизоду. Осудили его на три года лишения свободы за приобретение и хранение наркотиков, обнаруженных в снимаемой им квартире, а также за использование поддельных документов о временной прописке в Москве. 24 августа 2001 года его убили в Сочи прямо на пляже.
Леонид Завадский был убит по подозрению в том, что он рассказал сотрудникам ФСК о предстоящей «сходке». Его труп был брошен на немецком кладбище в Лефортово. Убил его печально известный Сергей Мансуров, которого в свою очередь ликвидировали сотрудники правоохранительных органов во время штурма его огромной квартиры (с бассейном) на Петровке 19.
https://www.mzk1.ru/2019/04/sxodka-v-butyrke-i-posledstviya-dlya-vorov/
профессор
Игорь Михайлович Мацкевич