Амелия Эрхарт совершила несколько рискованных перелетов через Атлантический океан в том числе в одиночестве. Ее мечта была совершить кругосветный перелет.
1 июня 1937 года Амелия Эрхарт вместе со штурманом Фредериком Нунаном стартовала на подаренном ей университетом Пердью в Штате Индиана самолете Локхид-Электра» L-10E.
Во время подлета к острову Хауленд на котором по поручению Президента Ф. Рузвельта была специально построена взлетно-посадочная полоса для самолета Эрхарт от нее были получены голосовые сигналы. Однако ответные сигналы она не получала. Пеленгатор самолета тоже не работал.
Первые обычные сообщения о том, что погода облачная и пасмурная, были получены в 2:45 2 июля. Сообщения прерывались помехами, но в этот момент самолет все еще находился на большом расстоянии от Хауленда.
В 6:14 был получен еще один сигнал, в котором говорилось, что самолет находится в пределах 200 миль (320 км), и требовалось, чтобы корабль использовал свой пеленгатор, чтобы указать направление для посадки самолета. Эрхарт начала насвистывать в микрофон, чтобы дать постоянный сигнал к началу пеленгации. Именно в этот момент радисты на корабле «Итаске» поняли, что их система RDF не может настроиться на частоту самолета. Радист корабля Лео Беллартс позже признался, что он обливался холодным потом, потому что ничего не мог сделать. В 6:45 утра, когда до острова оставалось около 100 миль (160 км) от Эрхарт пришло сообщение, что она не слышит радиосигналов с корабля и не видит остров. Самолет находится на высоте 1000 футов.
В радиожурнале Итаски (позиция 1) в 7:30-7:40 утра говорится: «У Эрхарт заканчивается бензин. Осталось всего на ½ часа. Она не может нас слышать. Мы постоянно отправляем ей сигнал в одно и тоже время».
В своем последнем сообщении в 8:43 утра Эрхарт передала: «Мы на линии 157 337. Мы повторим это сообщение. Мы повторим это на 6210 килоциклах. Подождите.» Однако несколько мгновений спустя она вернулась на ту же частоту (3105 кГц) и сообщила: «Мы работаем на линии север и юг». Передачи Эрхарт, по-видимому, указывали на то, что она и штурман Нунан полагали, что они достигли намеченной линии острова Хауленда, что было неверно, потому что они ошибались в своих расчетах примерно на пять морских миль (10 км). Корабль «Итаска» некоторое время использовала свои котлы, работающие на мазуте, для образования дыма, но Эрхарт этого не заметила.
Когда по расчетам на борту самолета Эрхарт закончилось топливо, ВМС США начали поисково-спасательную операцию. Это была самая масштабная и дорогая операция за всю историю американского флота. Корабли и 66 самолетов в течение 2 недель осмотрели 220 000 квадратных миль водной поверхности; было проверено множество небольших необитаемых островов и рифов, но все усилия оказались безрезультатны. Через 14 дней руководство флота заявило, что надежды более нет: по всей видимости, Амелия Эрхарт и Фред Нунан, потерпев крушение, погибли в океане. 5 января 1939 года Эрхарт и Нуна были объявлены умершими.
В мае 2013 года было объявлено, что предполагаемые обломки самолета Эрхарт обнаружены гидролокатором в районе атолла Никумароро в архипелаге Феникс. На поверхность их достать пока не удается.
По материалам Интернет-ресурсов
профессор Игорь Михайлович Мацкевич