19 августа 1990 года группа арестантов из Якутска захватила самолет, взяв в заложники 70 пассажиров.
Самолет Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» должен был совершить регулярный рейс по маршруту Нерюнгри — Якутск. Вместе с обычными пассажирами в то время перевозили арестантов. Автозак сильно опоздал и прибыл с 15 заключенными и тремя конвоирами. Преступников поспешно посадили в самолет, допустив многочисленные ошибки: положенные досмотры и личные обыски осужденные не проводились. Более того, на всех осужденных не хватило наручников (нашлось всего три экземпляра), и почти все опасные преступники отправились в путешествие фактически, что называется готовые ко всему. Скорее всего охранников просто подкупили.
Спустя 10 минут после взлета стюардесса Татьяна Шарфагалиева выглянула в салон и увидела у одного из заключенных обрез ружья в руках, после чего нажала тревожную кнопку и подала сигнал опасности. Чуть позже она постучалась в дверь пилотской кабины, с запиской в руках. В записке было нацарапано: «Девочки! Передайте командиру… взорвем все… только без паники. Прошу прощения, но у нас нет другого выхода. Лучше смерть, чем такая жизнь».
Оказалось, что через несколько минут после взлета лидер захватчиков Андрей Исаков (бывший спортсмен, обвинявшийся в рэкете) наставил обрез на женщину с ребенком, угрожая застрелить их, если конвоиры не отдадут оружие. Другой преступник по фамилии Евдокимов (имевший за плечами три судимости) достал какой-то мешок с торчавшими из него проводами и заявил, что это бомба и, если их требования не будут выполняться, самолет будет взорван. Как позже выяснилось, бомбы у преступников все же не было, они выдавали за нее большой кусок хозяйственного мыла. А вот обрез ружья был. Один из преступников подкупил сотрудника изолятора временного содержания, и тот незадолго до этапирования передал ему обрез.
Пока конвоиры пытались уговорить бандитов сдаться, в салоне появился бортинженер рейса Алексей Камошин, вышедший «на разведку» с табельными пистолетом. Оценив ситуацию, он приказал конвою сложить оружие. Двое сержантов – Валерий Варлыга и Игорь Смурыгин — послушались сразу, а третий – Сергей Борщ — отказался. В тот момент Борщ сильно волновался, из-за чего автомат в его руках «плясал». От страха конвоир случайно нажал на курок и выстрелил в воздух. Однако разгерметизации салона не произошло: захватчики поняли, что оружие конвоиров заряжено холостыми патронами.
Спустя 1 час 45 минут самолет по требованию преступников снова приземлился в Нерюнгри: преступники потребовали привести из ИВС еще двух своих подельников.
Самолет дозаправили. Кроме того, бандитам передали два автомата, два пистолета, три рации и несколько бронежилетов. Взамен с борта самолета отпустили женщин и детей, по своей воле Ту-154 покинули еще шестеро заключенных, отказавшиеся участвовать в продолжении угона. В общей сложности на борту осталось 11 захватчиков.
Самолет взлетел и направлялся в Красноярск, а затем в Ташкент. Приземлившись в последнем пункте назначения, бандиты потребовали у руководства страны обеспечить им вылет за границу — Пакистан. Требование и на этот раз было выполнено.
Когда самолет вошел в воздушное пространство Пакистана, его встретили пакистанские истребители, которые в любой момент могли его сбить. Ситуацию спас бортрадист: он передавал в эфир сообщение, прося не открывать огонь, потому что самолет, пересекший границы, гражданский и захвачен террористами.
Самолет приземлился в пакистанском городе Карачи. Пакистанские власти приняли бандитов с распростертыми объятьями: им улыбались, жали руки и целовали. Также сделали коллективный снимок. Преступники тогда обрадовались, решив, что в Пакистане им дадут укрытие.
Но, как только пакистанцы удостоверились, что все воздушные террористы у них в руках и у тех при себе больше нет оружия, они заперли их в местном полицейском участке. На всех захватчиков надели кандалы, которые они больше не снимали до самого освобождения.
Бандитам объявили, что они обвиняются в угоне самолета и в воздушном терроризме, что по законам Пакистана карается смертной казнью. Тем же вечером советский самолет с пассажирами-заложниками вернулся в СССР. Они провели в плену у бандитов более суток.
Героически в этих условиях вели себя члены экипажа воздушного судна:
Командир – Анатолий Листопадов;
Второй пилот – Сергей Турьев;
Штурман – Александр Орловский;
Бортинженер – Алексей Камошин;
Бортпроводники: Тамара Шафаргалиева, Наталья Флиппенко, Сергей Рыбников.
Первоначально бандитов приговорили к смертной казни, но позднее, как иностранцев, решили пожалеть и заменить наказание пожизненным лишением свободы. А потом и вовсе понизили сроки до 20 с лишним лет, что давало шанс выхода на свободу.
Незадачливые террористы сами наказали себя так, как их не могли наказать в СССР. Конечно, и советские тюрьмы были далеки от идеальных, но по сравнению с пакистанскими это были практически санатории. Температура в тюрьмах достигала 60 градусов, воды практически не давали. Пища была отвратительного качества, а сокамерники болели страшными и неизвестными болезнями, которыми начинали болеть и российские бандиты. У всех была непрекращающаяся диарея. Кандалы на ногах заключенных не снимались, вместо душа арестанты получали ведро воды на 15 человек, а за проступки их били палкой.
Двое угонщиков, не выдержав, покончили жизнь самоубийством, один умер от инфаркта в тюремном госпитале. «Каждый день, проведённый здесь, кажется нам сплошной жутью и кошмаром,– писал в Генеральную прокуратуру России организатор побега Андрей Исаков.– Только смерть и надежда когда-нибудь вырваться на родину могут быть избавлением».
В сентябре 1998 году решение исламабадского суда было пересмотрено, и террористов помиловали. Все восемь человек изъявили желание вернуться в Россию, хотя им предлагали остаться в Пакистане.
В России прибывших уголовников ждали новые сроки лишения свободы. Правда, им зачли то время, в течение которого они отбывали наказания в тюрьмах Пакистана.
По материалам:
- https://lenta.ru/articles/2020/08/19/airprison/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Угон_Ту-154_в_Пакистан