В 1919 году Саенко был назначен на пост командира комендантского взвода Харьковской ЧК, затем отряда особого назначения, помощника начальника уголовного розыска Харьковского губисполкома.
Саенко «прославился» массовым совершением внесудебных казней, в том числе расстрелял епископа Никодима. Владимир Хлебников вспоминал: «Специальность харьковского ЧК, где действовал Саенко, было, например, скальпирование и снимание перчатки с кистей рук» или «Тот город славился именем Саенки. Про него рассказывали, что он говорил, что из всех яблок он любит только глазные…».
Образ Саенко, как страшного комиссара, которого побаивался даже Нестор Махно нашёл отражение в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам».
Когда Белая Армия генерала Деникина ненадолго выбила большевиков из Харькова, была создана специальная комиссия по установлению фактов злодеяний Саенко. Из мест массового захоронения извлекались тела людей, казненных лично Саенко или по его приказу. Все трупы были изувечены.
Впрочем, следует отметить, что в 1918 году белогвардейцами в Белгороде был повешен родной брат Саенко – Владимир, так что повод для мести у страшного комиссара был более, чем достаточный.
В Гражданской войне в России рыцарей не было ни с одной стороны.
Степан Саенко счастливо избежал сталинских репрессий, хотя практически все его соратники были уничтожены. Он был директором завода, депутатом и общественным деятелем. Получил государственные награды и стал пенсионером союзного значения.
По материалам Интернет-ресурсов
профессор
Игорь Михайлович Мацкевич