Непродолжительное правление Андроника (1183–1185) было ознаменовано многочисленными и необычайными даже по тем временам проявлениями жестокости и произвола властей. По утверждению историка Никиты Хониата, византийский император «считал потерянным день, когда он не ослепил или не казнил кого-либо из своих подданных». Попытка агентов Андроника схватить аристократа Исаака Ангела послужила толчком к восстанию недовольных. Исаак сумел с мечом в руках вырваться и на коне примчался искать убежища в соборе Святой Софии в Константинополе.
Вокруг него тотчас стал собираться народ, и утром 12 сентября 1185 года Исаака провозгласили царём. Весь город вооружился, заключённых выпустили из темниц, и с патриархом во главе восставшие двинулись к резиденции Андроника. Сломив сопротивление малочисленного отряда стражи, толпа ворвалась во дворец.
Император пытался бежать, переодевшись русским купцом, но был немедленно пойман. Исаак приказал отрубить ему руку и выколоть один глаз, после чего изуродованного, истекающего кровью Андроника посадили на верблюда и повезли по улицам Константинополя: несколько часов разъярённая толпа терзала и мучила несчастного – била палками, забрасывала камнями. «Все накинулись на него, как голодные собаки, и не было зла, которого не причинили ему, – вспоминал Хониат. – Одни кололи его рожнами и мечами, другие пачкали ноздри его калом, третьи, намочив губку скотскими и человеческими извержениями, выжимали их ему на лицо. Его самого и его родителей поносили срамными словами. Какая-то развратница выплеснула ему в лицо горшок с горячей водой…» На ипподроме Андроника подвесили вниз головой к перекладине и держали так, продолжая избивать, пока он не испустил дух.
Поверженный и искалеченный тиран всё же победил своих палачей. Несмотря на страшные мучения, он не издал ни малейшего стона, и только без конца повторял ставшую крылатой фразу: «Господи, помилуй меня! Зачем ломаете вы поломанный тростник?»
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества