12 августа 1937 года погиб лётчик Сигизмунд Леваневский, воздушный ас, один из первых Героев Советского Союза.
На четырёхмоторном бомбардировщике «Н–209» он совершал перелёт из СССР в США через Северный полюс. Около шести часов вечера 13 августа связь с экипажем оборвалась. На поиски «Н-209» были брошены 24 самолёта и один дирижабль, но все усилия оказались тщетными. Дирижабль в итоге разбился, находившиеся на его борту спасатели погибли.
По одной из версий, в самолёте Леваневского сработало взрывное устройство.
Известно, что за два часа до отлёта к Леваневскому подошёл чекист с письменным приказом Ежова передать жене Рузвельта подарок Сталина – две шубы и банку чёрной икры. Гостинцы были упакованы в большую картонную коробку и вполне могли оказаться бомбой. Леваневский сильно рисковал, садясь за штурвал «Н-209». Сталин возражал против перелёта, считая ошибкой показывать американцам новый советский бомбардировщик. Конструктор Волховитинов в последний момент не был взят в полёт.
Через несколько лет уголовное дело по поводу исчезновения «Н-209» прекратили.
До сих пор не найдено никаких следов катастрофы.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.
Post Scriptum.
В четверг 12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А с экипажем из 6 человек под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в город Фэрбенкс (штат Аляска). Накануне метеорологи сообщили, что погода ухудшается. Рекомендовалось отложить полет на один день, но Леваневский не захотел вылетать в пятницу 13-го числа — он был суеверен и внимательно относился к приметам. Вечером 12 августа самолет стартовал с аэродрома в Щёлково (теперь это аэродром Чкаловский). Вылет проходил при большом стечении народа и в присутствии официальных лиц в праздничной обстановке. Лишь немногие из присутствующих заметили подозрительный дымок, шедший из крайнего правого двигателя.
Около двух часов дня 13 августа экипаж самолета рапортовал в Москву о достижении Северного полюса. Всё это время полет шел в крайне тяжелых условиях, при температуре в кабине от -25 до -35 С°. Экипаж работал исключительно в кислородных масках. Внезапно через час с самолёта была получена аварийная радиограмма об отказе крайнего правого двигателя.
Вот текст этого последнего сообщения самолета Леваневского: «14 часов 32 минуты. Отказал правый крайний мотор из-за неисправности маслосистемы. Идём на трёх моторах. Высота полёта 4600 метров при сплошной облачности».
После этого связь с самолётом прервалась. В американский городок Фэрбенкс самолет Леваневского так и не прибыл. Все усилия, предпринятые для того, чтобы найти пропавший самолет, были безрезультатны.
Как и при каких обстоятельствах погиб экипаж Леваневского, до сих пор остается тайной.
По материалам интернет-ресурсов
профессор
Игорь Михайлович Мацкевич