12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени был произведён старт космического корабля «Восток». В самом начале подъёма ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали!». Во время полёта было несколько нестандартных ситуаций. Не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма, когда корабль поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной.
Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с математической задачей, при решении которой получался код разблокировки панели управления. Это было сделано для того, чтобы в момент внезапной паники космонавт не наделал глупостей.
В конце полёта тормозная двигательная установка сработала с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь – Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории (как и у остальных кораблей серий «Восток» и «Восход»), то есть с 8–10-кратными перегрузками, к которым Гагарина не готовили. Сложнее было пережить психологические нагрузки – после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся.
Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное.
При этом Гагарин мог опуститься на парашютах в ледяную воду Волги. Гагарину помогла хорошая предполётная подготовка – управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5–2 километрах от берега.
Первыми встретили Гагарина жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита (Румия). Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военнослужащих взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
За 108 минут полёта Юрий Алексеевич Гагарин вошёл в бессмертие.
По материалам Википедии
профессор
Игорь Михайлович Мацкевич