10 сентября 1754 года утром Москву со скоростью молнии облетела новость, взбудоражившая полгорода. Толпы любопытных ринулись к дому пензенского воеводы Жукова на Большой Никитской, где случилась трагедия. Рассказывали, что когда малолетний сын воеводы Пётр заглянул в спальню матери, то нашёл её убитой. Рядом лежало бездыханное тело шестнадцатилетней дочери.
Расследование преступления продолжалось недолго. Уже к вечеру были арестованы все основные участники, включая главаря шайки Алексея Жукова, задумавшего и с изуверским хладнокровием приведшего в исполнение план убийства матери и сестры (сам воевода находился в это время в Пензе). Алексею помогали его молодая жена Варвара, три дворовые девки, кучер Михаил Григорьев, плотник Иван Сизов и еще несколько лиц из прислуги. В ночь на 10 сентября вся эта компания ввалилась шумной гурьбой в дом воеводы, и пока Сизов с одним из сообщников под наблюдением Алексея душили подушками женщин, а потом, для верности, разбивали им головы топорами, остальные бегали по комнатам в поисках шкатулки с деньгами и драгоценностями («Тысяч сорок припрятано там, – уверял Алексей. – Матери моей, старухе, это без надобности, а нам с Варварой пригодится»). Заодно брали всё, что под руки попадалось: шёлковые платки, серебряные приборы из буфета, посуду, одна девка даже пуховую подушку прихватила. Награбленное погрузили в коляску и с гиком, песнями оглашая улицы спящего города, покатили к Мясницким воротам. В доме Настасьи Полтевой, тёщи Алексея, вскрыли шкатулку – а там, вместо ожидаемых сорока тысяч – 563 рубля 20 копеек. Конфуз с деньгами, однако, не омрачил всеобщего веселья: пьяная вакханалия с песнями и плясками продолжалась до утра…
После ареста и пыток преступники во всём сознались; каждый охотно давал показания и на себя и на других. Михаил Григорьев зачем-то оговорил своего дядю Захара Иванова: «Знал, что готовим убийство, но не донёс». 70-летнего старика трижды били, пока не испустил дух, так и не признавшись в преступлении, которого не совершал. Приговорили всех к казни – четвертованию. Ждать своей участи осуждённым пришлось долгих 12 лет. Все эти годы они провели в одиночных камерах, в цепях с кандалами.
В 1767 году Екатерина II заменила смертный приговор прилюдным церковным покаянием и ссылкой. Жуковы были отправлены на Соловки. Спустя несколько лет Алексей, видимо, окончательно выжив из ума, находясь в церкви во время провозглашения многолетия Екатерине, стал вдруг выкрикивать в адрес императрицы непристойности. Его посадили в кандалы и свезли в Архангельск на следствие. В феврале 1776 года из Петербурга пришло распоряжение Екатерины: «блевание» Жукова оставить без внимания, «ибо уже такого утопшего в злодеяниях человека никакое, кажется, физическое наказание к желаемому раскаянию привести не может».
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.
10 сентября 1931 года в Нью-Йорке застрелен босс мафии Сальваторе Маранцано. 63-летний «капо» был осведомлён о готовящемся против него заговоре.
Однако роковой просчёт дона Сальваторе заключался в предположении, что убийцами могут быть только сами мафиози: до сих пор во внутренних войнах «Коза ностра» участвовали исключительно выходцы из Италии, члены семейных кланов. Поэтому, когда 10 сентября в приёмную его офиса на Парк-авеню вошли четыре человека с ярко выраженной еврейской внешностью и представились детективами, это не вызвало подозрения ни у охраны, ни у самого Маранцано, который находился под следствием и в любой момент мог ожидать обыска.
Босс мафии был расстрелян в упор из нескольких стволов в собственном кабинете. Как впоследствии выяснилось, четверо неизвестных принадлежали к банде профессиональных убийц «Багси энд Майер Моб», которой руководили Майер Лански и «Лаки Лучано». В течение трёх месяцев киллеров держали в полной изоляции на специально снятой квартире в Бронксе. Их тщательно готовили к операции: корректировали внешность, учили, как вести себя, двигаться, говорить, чтобы походить на полицейских агентов. Всё это обошлось организаторам убийства в 80 тысяч долларов.
Дон Сальваторе между тем тоже не сидел сложа руки, а готовился к решительным действиям. Утром 10 сентября он связался по телефону с Лучано и пригласил его к себе в офис якобы для беседы. «Гостя» ждали к двум часам дня. На это же время был вызван известный наёмный убийца Винсент Колл по кличке Бешеная Собака. Однако Лучано на рандеву не явился, а вместо себя отправил к боссу мафии полицейских-киллеров. Те потрудились на славу (Маранцано было нанесено 11 огнестрельных и 6 ножевых ранений). Уходя, они столкнулись лицом к лицу с Бешеной Собакой, который прибыла в назначенное время…
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.
10 сентября 1977 года в марсельской тюрьме Бометт в 4.40 утра гильотинирован убийца Хамид Джандуби. Это было в последний раз, когда гильотина использовалась как орудие казни.
21-летняя Элизабет Буске подала заявление в полицию на Джандуби, утверждая, что он пытался заставить её заниматься проституцией. Весной 1973 года Джандуби был арестован, но вскоре был освобожден из-под стражи и вошёл в доверие к двум другим девушкам, а затем заставил их заниматься проституцией. Идея отомстить своей обвинительнице не покидала Джандуби. В июле 1974 года он похитил Буске и притащил её к себе домой, где, на глазах у испуганных девочек, её избил, после чего прижёг её грудь и гениталии зажжённой сигаретой. Потом Джандуби на своём автомобиле вывез её на окраину Марселя и задушил. Через месяц Джандуби похитил ещё одну девушку, но той удалось сбежать и сообщить о нём в полицию.
После длительного предварительного судебного разбирательства Джандуби предстал перед судом, и ему был вынесен обвинительный приговор. 10 сентября 1977 года Джандуби проинформировали, что он будет казнен на гильотине. Его прошение президенту Валери Жискар д`Эстену было отклонено.
18 сентября 1981 года смертная казнь во Франции была отменена.
По материалам Википедии
профессор
Игорь Михайлович Мацкевич