Президиум ВЦИК принял решение освободить лидеров русских анархистов из тюрем на один день – для участия в похоронах Петра Алексеевича Кропоткина.
В мае 1917 года после Февральской революции 74-летний Петр Алексеевич Кропоткин вернулся в Россию. 30 мая 1917 года в 2 часа 30 минут Кропоткин прибыл на Финляндский вокзал в Петроград. Отвечая 17 июня на приветствие солдат Семеновского полка, Кропоткин, в духе своих прежних оборонческих статей и писем, призвал их, «во-первых, сохранить то, что нам дала наша революция, не позволить императорам германскому и австрийскому вырвать у нас дорогую нам свободу и, во-вторых, приступить к строительству новых форм жизни, таких, чтобы доставить каждому и каждой благосостояние в обмен на их труд, облегчить им полную возможность развития и сознательного участия в устройстве новой общественной жизни».
Большевики предложили П. А. Кропоткину квартиру в Кремле, кремлевский паек. Народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский написал жене Кропоткина Софье Григорьевне письмо, где просил воздействовать на Петра Алексеевича, чтобы тот не отвергал помощи, исходящей от государственной власти. Но Кропоткин от помощи твердо отказался.
Кропоткину трижды пришлось менять квартиру, поскольку дома «бывших буржуев», в которых он поселялся, реквизировали.
В июле 1918 года Кропоткин обосновался с женой в подмосковном городе Дмитрове, получив «охранное» удостоверение, подписанное Председателем Совнаркома В. И. Лениным. В нем говорилось: «Дано сие удостоверение известнейшему русскому революционеру в том, что советские власти в тех местах, где будет проживать Петр Алексеевич Кропоткин, обязаны оказывать ему всяческое и всемерное содействие представителям Советской власти в этом городе необходимо принять все меры к тому, чтобы жизнь Петра Алексеевича была бы облегчена возможно более…»
Граф М.А. Олсуфьев, прежде уездный предводитель дворянства, продал Кропоткину за символическую плату пустующий дом на бывшей Дворянской улице, переименованной в Советскую (ныне — Кропоткинская). Несмотря на трудные условия жизни, Кропоткин продолжил активную общественную деятельность, тесно сотрудничал с Дмитровским союзом кооператоров, продолжал работу над новой книгой — «Этика».
Красный большевистский террор и диктатура партии большевиков заставили Кропоткина критично отнестись к Октябрьской революции.
В начале 1921 года Кропоткин тяжело заболел воспалением лёгких. Ленин экстренно направил в Дмитров группу лучших врачей во главе с народным комиссаром здравоохранения Н.А. Семашко. Кропоткину предлагали усиленное питание, спецпаек. Но Кропоткин не признавал никаких привилегий и от пайка отказался. Он умирал незаметно, стараясь никому не доставить хлопот.
Профессор
Игорь Михайлович Мацкевич
По материалам Википедии