1 марта. История криминальных событий.

1 марта 1881 года в Петербурге совершено покушение на императора Александра II – седьмое по счёту и последнее.

Хватит трепаться, наш козырь — террор!» Как и за что народовольцы убили  царя-освободителя Александра II: История: Наука и техника: Lenta.ru

На набережной Екатерининского канала 19-летний Николай Рысаков, первым из заговорщиков оказавшийся на пути Александра, бросил бомбу под императорский экипаж. Взрывом убило нескольких человек – казака, сидевшего на козлах, двух конвойных, мальчика. Император вышел из кареты, пошатываясь. В этот момент к нему приблизился второй террорист Игнатий Гриневицкий, в руке он держал бомбу, завёрнутую в салфетку. С расстояния двух метров он швырнул её на мостовую между царём и собой.

Прогремел взрыв. Вверх взметнулись клочья одежды, земля. Александр и его убийца, смертельно раненые, осели на снег. Растерянность окружающих привела к тому, что в первые минуты царю помощи не оказали. Через некоторое время к месту взрыва подбежали кадеты, возвращавшиеся с парада, жандармский ротмистр Колюбакин и… третий террорист Емельянов – под видом случайного прохожего. При этом Емельянов держал под мышкой свёрток с бомбой. Подбежавшие помогли перенести царя в сани. Кто-то предложил везти его в госпиталь; услышав это, Александр прошептал: «Во дворец… там умереть…». Когда дворцовый медик увидел окровавленного полуживого императора, то лишился чувств. Через три часа Александр II, не приходя в сознание, скончался.

Организатора покушения А. Желябова и исполнителей – Н. Рысакова, Т. Михайлова, Н. Кибальчича и С. Перовскую приговорили к смертной казни.

Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.


1 марта 1932 года в Нью-Джерси неизвестным злоумышленником похищен двухлетний Чарльз Август Линдберг, сын знаменитого лётчика Чарльза Линдберга, прославившегося в 1927 году перелётом через Атлантику на одномоторном самолёте.

Чарльз Линдберг - биография летчика, Трансатлантический перелет, похищение  сына, Вторая мировая война, Американец номер 1

Пропажу малыша обнаружила няня поздним вечером; рядом с пустой детской кроваткой на подоконнике лежала записка: «Сэр! Приготовьте 50 тысяч долларов в пяти-, десяти– и двадцатидолларовых купюрах. Через пару дней мы сообщим, где оставить деньги. Предупреждаем вас хранить всё в тайне от прессы и полиции, если не хотите, чтобы с вашим сыном случилось несчастье».

Преступник проник в дом через окно детской на втором этаже с помощью приставной лестницы. Ни на конверте, ни на подоконнике не было никаких отпечатков пальцев. После опроса слуг и прочёсывания местности вокруг дома, не принёсших результатов, полицейское расследование зашло в тупик. Тогда Линдберг решил взять дело в свои руки. Тайком от полиции он установил контакт с похитителем и через месяц, в мае 1932 года, заплатил ему выкуп через посредника, некоего Джона Кондона, поместившего в одной из нью-йоркских газет объявление о своей готовности «оказать содействие в разрешении дела». В обмен на деньги преступник передал информацию о местонахождении малыша. Линдберг бросился на поиски сына, но… в указанном месте ребёнка не оказалось.

12 мая 1932 года в лесу близ Сауэрленда случайным прохожим был обнаружен разложившийся трупик мальчика. В морге несчастный отец опознал своего сына. Как показала экспертиза, маленький Чарльз был убит ударом по голове и захоронен в ночь похищения. Америка была потрясена случившимся. ФБР, полицейские управления нескольких штатов, три независимых детективных агентства и целая армия журналистов участвовали в расследовании этого преступления. Деньги, переданные через Кондона, были основной уликой: Линдберг переписал номера всех банкнот. Эта улика и помогла полиции «вычислить» преступника. 15 сентября 1934 года 35-летний эмигрант из Германии Бруно Хауптман был арестован после расчёта за 10 галлонов бензина 10-долларовыми купюрами, среди которых была банкнота с отмеченным серийным номером. Служащий бензоколонки записал номер автомашины подозрительного клиента и уведомил полицию. При обыске у Хауптмана были обнаружены несколько банкнот из выкупа, а в гараже – 14 тысяч долларов. По заключению экспертов, почерк немца и его плохой английский соответствовали особенностям письма автора послания с требованием выкупа. Джон Кондон показал, что узнал голос подозреваемого.

2 января 1935 года, почти три года спустя после убийства Линдберга-младшего, начался сенсационный процесс. Хауптман сопротивлялся любым попыткам склонить его к признанию. По всей видимости, в арсенал этих средств, помимо обычной психологической обработки и посулов смягчения наказания, входило и рукоприкладство. Именно этим может быть объяснена предпринятая Хауптманом в тюрьме попытка самоубийства. Многие сочувствовали обвиняемому, полагая, что его подставили. Присяжные, однако, были единодушны в своём приговоре: «виновен».

3 апреля 1936 года Бруно Хауптман, так и не признавший своей вины, был казнён в тюрьме штата Нью-Джерси на электрическом стуле.

Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.


1 марта 1995 года застрелен в подъезде своего дома на Новокузнецкой улице в Москве генеральный директор телевизионного канала ОРТ Владислав Листьев.

Несмотря на многочисленные заявления правоохранительных органов о том, что дело близко к раскрытию, ни убийцы, ни заказчики не были найдены. Срок привлечения к уголовной ответсnвенности по делу истёк в 2010 году.

Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.


1 марта 1990 года в 12.30 по местному времени в служебном кабинете в Бухаресте покончил с собой бывший председатель военного трибунала Попа Джоржица, человек, который вынес смертный приговор политическому руководителю Румынии Николае Чаушеску.

25 декабря 1989 году Попа позвонили из министерства обороны и сказали, что он должен возглавить процесс над каким-то террористом в Тырговиште. Через 5 минут у подъезда стоял броневик, который привёз генерала к вертолёту. Вместе с Попа в вертолет сели министр обороны генерал Стэнкулеску, прокурор, судья, секретарь, присяжные заседатели, будущий заместитель премьер-министра Румынии Г. Букан. Только когда вертолёт приземлился, Букан объявил, что судить им предстоит самого Чаушеску.

«Но почему пригласили меня?» – удивился Попа.

«Потому что вы – заместитель председателя военного трибунала Бухареста, а это дело проходит по вашему территориальному округу».

Суд приговорил Николае и Елену Чаушеску к расстрелу. Приговор привели в исполнение почти немедленно.

После возвращения в Бухарест Попа впал в депрессию. В больнице оказался адвокат Чаушеску, а вокруг циркулировали слухи, что процесс был полностью постановочным, поскольку семья Чаушеску была расстреляна ещё до его начала.

Попа захотел уехать на время из Румынии и попросил для себя дипломатический пост. Тогдашний министр обороны генерал Милитару обещал ему в этом помощь, а пока его поселили в квартиру, принадлежавшую министерству юстиции. Здесь Попа чувствовал себя, как в тюрьме. У него даже возникла идея просить политического убежища у американцев.

10 февраля вместе с семьёй Попа отпраздновал день рождения своей дочери Сорелы, а на другой день уехал в горы, на станцию Сеная. Здесь в охраняемом военном городке он провёл неделю. Катался на коньках, пытался отвлечься от тревожных мыслей о будущем. По возвращении в Бухарест ему предстояла встреча с Милитару, но накануне встречи министр обороны подал в отставку. Ещё через день Букан сообщил генералу, что МИД не утвердил его в должности военного атташе. Букан обещал поговорить об этой ситуации с премьер-министром Петре Романом.

Но Букану, озабоченному охотой за остатками секуритистов, некогда было заниматься Попой. Генерал Попа, решив действовать самостоятельно, добился аудиенции у министра юстиции.

1 марта 1990 г. Попа позвонил домой и сказал жене, что идёт на приём. Он был настроен оптимистично: «Кажется всё ещё устроится». Но попасть к министру не удалось. Все утро Попа проторчал в приёмной, однако принят не был.

После этого Попа вернулся в свой кабинет и написал несколько писем.

  1. Жене Норе: «Я кончаю жизнь самоубийством ради тебя и Сорелы. Так вам будет спокойнее. Я люблю вас. Простите меня, простите тех, кто толкнул меня на это…»
  2. Сослуживцам: «Я не вижу другого выхода, чтобы освободить себя от этого страха, который делает мою жизнь невыносимой. Я никого ни в чём не упрекаю и прощаю тех, по чьей воле я оказался в безвыходном положении. Да поможет мне Бог решиться на это!»

По материалам Интернет-ресурсов

профессор

Игорь Михайлович Мацкевич

This entry was posted in 1. Новости and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

Comments are closed.