В России сегодня стартует уникальное онлайн-шоу «Эксперимент-12», создатели которого рассчитывают повторить опыт 70-х годов, известный как Стэнфордский эксперимент. В 70-е годы в США эксперимент был прекращён раньше задуманного. Создатели отечественного шоу рассчитывают довести дело до конца и завершить шоу 30 декабря 2017 года.
История Стэнфордского эксперимента начинается за восемь лет до того, как первые «полицейские» и «заключенные» зашли в свою «игрушечную» тюрьму.
В середине двадцатого века американский психолог из Йельского университета Стэнли Милгрем изучает тему подчинения власти авторитета. Проще говоря, он хочет узнать, как легко люди слушаются приказов. Сейчас Милгрем, наверное, больше известен как автор теории шести рукопожатий. Но полвека назад его сильнее волнует история нацистской Германии. Как вышло так, что воспитанные и культурные немцы вдруг превратились в чудовищ, которые без жалости убивали и насиловали, отправляли в крематории миллионы людей. При этом у всех было одно оправдание: мы просто исполняли приказ.
И в 1963 году Милгрем придумывает эксперимент. Но прежде чем проводить его в Германии, решает потренироваться на жителях Нью-Йорка.
Милгрэм находит добровольцев — мужчин средних лет, образованных и довольно состоятельных. Добровольцев он делит на пары. Одного назначает Учеником, а второго Учителем. Третьим в команде становится важный мужчина в белом халате, которого называют Начальником эксперимента. Милгрем объясняет добровольцам, что исследуют влияние боли на память. Учителя и ученика разводят в разные комнаты. К ученику присоединяют электрод и запирают. А учителя сажают напротив аппарата со множеством маленьких рубильников.
Эксперимент глазами Учителя: Учитель зачитывает простые словосочетания и просит повторить. Если ответ неверный, учитель щёлкает рубильником — и ученик получает удар током. Сила тока понемногу растёт с 15 до 450 вольт. После удара в 150 вольт ученик за стенкой кричит и просит пощады. Но начальник лаборатории требует не замечать страданий и продолжать.
Эксперимент глазами Ученика и Начальника: На самом деле учёные проверяют не влияние боли на память, а желание человека подчиняться приказам. Эксперимент ставят лишь над Учителем — чтобы узнать грань, когда он откажется выполнять приказы Начальника эксперимента. Ученика играет актёр — его не било током, все крики звучат из динамика.
Стэнли Милгрем, затевая эксперимент, безусловно, верит в лучшее, ведь благополучный Нью-Йорк 1960-х годов — уж никак не Германия при Гитлере. Да и людей для эксперимента набрали без отклонений: самых нормальных, типичных и стабильных.
Но результаты эксперимента однозначны: 65 испытуемых из 100 беспрекословно подчиняются приказам Начальника эксперимента. Начальник говорит, что берёт всю ответственность на себя. А Учителя постепенно повышают силу тока до 450 вольт и убивают своих Учеников.
«Я обнаружил столько повиновения, — вспоминает позже Стенли Милгрэм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».
«Стэнфордский эксперимент»
Родители Филиппа Зимбардо приехали в США из Италии в начале XX века. Денег у семьи не было, поэтому растёт будущий автор Стэнфордского эксперимента в Южном Бронксе. Этот район Нью-Йорка и сегодня не самый благополучный, а в 1940-х годах, когда Филипп идёт в школу, район однозначно бандитский. Потому многие друзья Филиппа сделали там быструю карьеру в мафиозных кругах — одни сели в тюрьму, других застрелили на разборках.
То ли звезды так сошлись, то ли психолог к психологу неосознанно тянется, но одноклассником Филиппа, был тот самый Стэнли Милгрэм. Совпадение, не думаю. Сложно представить, что два десятилетних пацана встречаются в столовой, где за булочкой и чаем планируют будущие эксперименты над людьми. Но есть легенда, что, когда Зимбардо завершил Стэнфордский опыт, к нему в дом пришёл Милгрэм и сказал: : «Ну наконец-то! Теперь не меня, а тебя все будут считать автором самого неэтичного психологического эксперимента!»
Для 1971 года Зимбардо и вправду придумывает нечто на грани дозволенного. Американские военные поручают учёным разобраться в причинах агрессии и вспышках насилия, которые то и дело случались в специализированных тюрьмах. Фактически психолог изобретает жанр реалити-шоу, пусть и для узкого круга зрителей. Он подаёт объявление в газету и просит добровольцев поучаствовать в эксперименте. Откликаются 75 человек — из них психолог выбирает 24 добровольца. Зимбардо нужны обычные белые молодые мужчины, без странностей и отклонений.
Приходят в основном студенты колледжей, которым не хватает приключений и заработка. Зимбардо обещает участникам суточные — 15 долларов в день, в 1971 году это неплохие деньги. Задача кажется смешной: нужно отсидеть две недели в тюрьме, которую специально построили в подвале факультета психологии Стенфордского университета. Всё выглядит детской игрой: участники бросают жребий и становятся охранниками или заключёнными. Молодые люди со смехом разыгрывают будущие роли и расходятся по домам.
Но рано утром в дома, где проживают будущие заключённые, врывается полиция. Филипп Зимбардо договаривается с полицейским управлением и просит стражей порядка действовать всерьёз. Участников эксперимента арестовывают, бросают в камеры, допрашивают, снимают отпечатки пальцев, а лишь затем отправляют в Стенфордскую тюрьму. Уже на старте опыта Зимбардо даёт понять: шуток не будет.
В то время пока заключённых «маринуют» в полицейском участке, Зимбардо инструктирует команду охранников. Правила просты: охранники должны патрулировать тюрьму и следить за порядком. Они должны лишить заключённых личного пространства, сделать так чтобы заключённым было дискомфортно, они должны заставить их повиноваться и лишить их воли к сопротивлению. Как это делать, Зимбардо не уточняет, оставляя широкое поле для человеческих экспериментов. Ограничение одно — нельзя применять физическую силу.
Инструктаж заканчивается. И вот уже в тюрьму заводят заключённых. Тогда Зимбардо добавляет накала, раздавая двум командам их наряды.
Фото © Facebook/Эксперимент 12
Фото © Facebook/Эксперимент 12
Охранникам выдают атрибуты власти — дубинку и форму. К тому же им дарят защитный барьер — солнечные очки, за которыми не видно глаз. Заключённых, напротив, словно лишают пола, наряжая их в серые балахоны, похожие на женские платья. Дополнительным унижением будет цепь на ноге и женский чулок на голове, который создаёт подобие стрижки «под ноль», как у настоящих обитателей тюрем. В завершение заключённых лишают имён, меняя их на порядковый номер.
Тюремный эксперимент хотят проводить две недели, но что-то идёт не так. Бывшие милые студенты, почти приятели, начинают стремительно терять человеческий облик, вживаясь в роль. В первую же ночь охранники будят заключённых и устраивают им проверку. Пусть она и была скорее милой встречей, но сразу же испортила настроение заключённым. На следующий день они устраивают бунт: срывают с голов чулки, с груди номера и запираются в камере, отказываясь выполнять приказы охранников. Охранники взламывают камеру и пеной из огнетушителя усмиряют бунтовщиков, после чего начинаются репрессии.
Зачинщика сажают в камеру-одиночку, а остальных ставят в строй и заставляют отжиматься. Затем охранники выдумывают новые способы унижения: заключённых лишают пищи и воды или приказывают чистить зубной щёткой унитазы. Их будят среди ночи и требуют полчаса петь одну и ту же песню во весь голос.
Филипп Замбардо выбирает для себя роль директора тюрьмы. Он постоянно следит за происходящим и подбрасывает новые сложности. Он врёт охранникам, что ночью видеокамеры не снимают. А затем смотрит, как охранники особо жестоко издеваются над заключёнными, думая, что теперь их никто не видит.
В камеру к заключённым бросают свежего участника. Тот пытается стать героем: устраивает голодовку, протестуя против насилия. Тогда охранники лишают всех заключённых тёплых одеял. И тут уже сокамерники заставляют своего бунтующего собрата начать есть, чтобы всем не мёрзнуть ночью.
Охранники стараются разобщить заключённых. Одних выделяют как любимчиков — им достается еда и часы досуга. Других унижают, заставляя выпрашивать разрешение сходить в туалет или лечь спать. Уже через 36 часов у первого заключённого случается истерика со слезами и вспышками ярости. Его тут же исключают из эксперимента. В принципе, выйти из проекта может любой и в любой момент, но люди почему-то не делают этого, продолжая отыгрывать роли мучителей и жертв.
Эксперимент длится всего шесть дней из запланированных четырнадцати. Но кажется, что уровень жестокости растёт от часа к часу. Когда в Стенфордскую тюрьму заходит невеста Филиппа — молодая аспирантка Кристина Маслак, она видит, как охранники тащат заключённых в карцер, нахлобучив им на головы бумажные пакеты. Кристина не может понять, что за дикость происходит здесь. Но ещё более ужасается, когда видит, что её жених, такой знакомый ей — добрый и заботливый Филипп, с блеском в глазах смотрит на садистские забавы своих подопечных. Более того, поощряет их.
В итоге любовь обрывает жестокий Стэнфордский эксперимент. Ну или женская истерика, тут уж с какой стороны посмотреть. Кристина заявляет Филиппу, что, если он не закончит все это безобразие сегодня же, она не выйдет за него замуж, потому что жить с садистом не намерена. Так что выбирай, говорит девушка, или я, или твои друзья-охранники и заключённые. Филипп словно смотрит на себя со стороны и понимает, что заигрался. В тот же день он закрывает тюрьму и объявляет, что эксперимент закончен.
В американской истории эхо Стенфордского университета пробьёт набатом 33 года спустя, когда общественность узнает про секретную военную тюрьму Абу Грейб. Там обычных американских солдат, честных вояк и добропорядочных граждан, назначили охранять пленных иракцев. Выжившие заключённые расскажут, как американские солдаты насиловали их, избивали, ездили верхом, заставляли ловить еду в тюремных туалетах.
«Они заставляли нас ходить на четвереньках, как собак, и тявкать. А если ты не гавкал, то тебя били по лицу без всякой жалости. После этого они нас бросали в камерах, забирали матрасы, разливали на полу воду и заставляли спать в этой жиже, не снимая капюшонов с головы. И постоянно всё это фотографировали». «Один американец сказал, что изнасилует меня. Он нарисовал женщину у меня на спине и заставил встать меня в постыдную позицию, держать в руках собственную мошонку».
И все это совершают самые обычные, простые, добрые люди. До этого они не проявляли жестокости и не нарушали закон. Просто военное начальство поставит их над другими людьми и предоставит свободу действий. В США это дело вызовет большой скандал. И многие из мучителей получат реальные сроки.
Автор Стенфордского эксперимента Филипп Замбардо вступится за солдат-мучителей, сказав, что они так действовали лишь потому, что им позволяла система. Ровно так же, как студенты в 1971 году. Но военное начальство США, то есть та самая система, своей вины не признаёт, сказав, что всё произошедшее в тюрьме Абу-Грейб — частная инициатива бравых штатовских морпехов.
«Эксперимент 12»
Авторы современного Стенфордского эксперимента прививают его на российскую почву в исходном виде. Хотя называть его логичнее не Стенфордским, а Подольским — там отстроили тюрьму в брошенном здании общаги. Но есть в российском эксперименте и изменения, которые станут своеобразным импортозамещением, дополнив изначально американское психологическое издевательство.
В Подольском эксперименте, или точнее в «Эксперименте-12», как его называют авторы, будет в два раза меньше участников — не 24, а 12 добровольцев. И среди них будут как мужчины, так и женщины. Это молодые люди от двадцати до тридцати лет, которых разыскали через соцсети. Добровольцы зачем-то согласились провести два месяца своей жизни взаперти. Авторы утверждают: за участие им не заплатят даже 15 долларов суточных. Участники сразятся за некий приз в финале испытания.
1/12
Фото © Facebook/Эксперимент-12
Организаторы «Эксперимента-12», в отличие от Стэнли Милгрема и Филиппа Зимбардо, не профессиональные психологи. Они организаторы стримов — круглосуточных трансляций различных событий или испытаний, которые они придумывают сами. Впрочем, на эксперименте будет работать психолог. Ведь после Стенфордского опыта, где люди получили серьёзные психологические травмы за шесть дней, нельзя лишать подопытных поддержки специалиста на 55 суток.
Также «Эксперимент-12» будут транслировать в Сеть. За участниками можно будет наблюдать круглосуточно, хоть 24 часа без перерыва. В американском случае всё стало плохо уже на второй день. Интересно, как будут развиваться дела теперь.
Интересно, как молодые парни и девушки переживут лишение свободы и издевательства. Какими они выйдут из этой тюрьмы и что для себя вынесут. В принципе, из этого может получиться или проходное шоу, или серьёзный эксперимент. Даже не над двенадцатью людьми — над новым непуганым поколением.
В Советском Союзе не проводили Стэнфордского эксперимента. 6 дней в подвале психологического факультета — это было слишком мелко для нас. 70 лет на одной шестой части суши ставили куда более грандиозный опыт над человеком. Неудивительно, что в стране, которая пережила репрессии и ГУЛАГ, ходила шутка, что в стране есть два типа людей: одни сидели — вторые охраняли.
Для иллюстрации этой истины не нужно было делать реалити-шоу. Старшее поколение это видело, те, кто помладше, читали. Вместо Милгрэма и Зимбардо были Варлам Шаламов, Александр Солженицын или Сергей Довлатов с его «Зоной». А к этому дополненная интерактивная реальность жизни в СССР. Но после перестройки из этой поколенческой цепочки начали выпадать звенья. Они ничего такого уже не видели и никого такого не боялись.
Для нынешних участников «Эксперимента-12» всё это — тюремное прошлое целой страны — лишь исторические передачи да художественный вымысел. Но здесь их вновь разделят на тех, кто сидел, и тех, кто охраняет, — как поведут себя эти молодые люди? Ослушаются ли приказа, встанут ли в строй, чтобы соблюдать правила игры, или будут стараться незаметно существовать в общей массе, ничем особым не выделяясь. Сработает ли генетическая память, если такая существует и учёные нам не врут. В общем, на российской почве из стенфордских зёрен «Эксперимента-12» могут взойти свои неповторимые цветы зла. Скоро увидим, а пока — на первый-второй рассчитайсь!
https://life.ru/t/наука/1057225/o