Невиновен: японец 46 лет провел в тюрьме, ожидая казни Ивао Хакамада провел в тюрьме 46 лет, из них 34 года — в камере-одиночке для смертников.
В 2014 году Хакамада был признан невиновным и вышел на свободу. Чудовищная судебная ошибка привела к тому, что несчастный японец большую часть своей жизни провел за решеткой. Когда 78-летний Ивао наконец-то оказался на свободе, его душевное здоровье сильно пошатнулось. Еще бы! 34 года жить в абсолютной изоляции, без связи с внешним миром, без информации о собственной судьбе, каждый день ожидая, что сегодня за тобой придут и отведут на казнь. Японский смертник переплюнул графа Монте-Кристо: Ивао Хакамада почти полвека провел за решеткой в ожидании смертной казни. В Японии он стал символом жестокости полицейской и судебной системы, а в 2011 году был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как заключенный, дольше всех ждущий исполнения высшей меры наказания. Более 50 лет назад Ивао Хакамада был профессиональным боксером, весьма успешным в своей стране, но его жизнь в одночасье изменилась. Хакамаду приговорили к смертной казни за убийство, которое было совершено 30 июня 1966 года. Тогда глава японской компании по производству бобовой пасты был найден в собственном доме мертвым. Преступник также убил жену и двоих детей бизнесмена, после чего поджег помещение. Главным подозреваемым стал сотрудник компании Ивао Хакамада. На заводе была найдена рубашка, забрызганная кровью убитого. Преступник спрятал ее в чане с бобовой пастой. По заявлению следствия, она принадлежала Хакамаде, и именно она стала главной уликой в этом деле. В сентябре 1968 года окружной суд в Сидзуоке приговорил Хакамаду к смертной казни через повешение. Обвинительный приговор ему вынесли на основании «признания», сделанного под многократными пытками, с использованием доказательств, которые, как признал суд, были сфабрикованы. Позже заключенный рассказывал семье и адвокатам, что его допрашивали 23 дня. Никакого защитника ему тогда не предоставили. На допросах его избивали, не давали воды и не водили в туалет, требуя подписать признательные показания.
Следующие несколько десятилетий Хакамада пытался добиться пересмотра своего дела. Но в 1980 году Верховный суд страны подтвердил законность вердикта. Спустя три года Хакамада написал своему сыну: «Я докажу вам, что ваш отец никого не убивал. Полиция знает это лучше всех, и судьи, которые вели дело, тоже. Я сломаю эту железную цепь и вернусь к вам». Хакамаду ждала и старшая сестра (на фото), которая добивалась его освобождения. Хидеко Хакамада боролась за освобождение несправедливо осужденного брата 46 лет. Все эти годы она не теряла надежды на освобождение Ивао и три раза заставляла адвокатов подавать апелляцию на обжалование приговора. Все это время Ивао Хакамада находился в камере смертников. Именно там преступники в одиночестве дожидаются исполнения приговора. Сложно представить, что происходило с Ивао, когда он понимал, что за ним вот-вот придут и повесят. Он ждал этого на протяжении 46 лет. Позже длительное содержание в одиночной камере повредило рассудок заключенного. Он стал бессвязно излагать мысли и отказывался от встреч с сестрой и другими членами семьи. Через 44 года после заключения Ивао под стражу его сестра Хидеко добилась проведения ДНК-теста. Образцы крови на найденной одежде не совпали с кровью осужденного. Дело снова отправили на пересмотр, и только еще через два года, в марте 2014-го, Ивао выпустили из тюрьмы. В Японии осужденных на смерть содержат в полной изоляции от внешнего мира, что вдобавок к одиночному заключению также предполагает ограниченное общение с родственниками. Хакамада прожил в таких условиях не просто несколько лет, а несколько десятилетий. Когда он вышел из тюрьмы под яркие вспышки фотоаппаратов и сияние прожекторов, СМИ увидели не ликующего освобожденного, а чуть сутулого пожилого человека без всякого выражения на лице. Тогда журналисты наперебой стали спрашивать, что бы Ивао сейчас хотелось съесть. В конце концов один из операторов одернул остальных: «Оставьте его! Не видите, он забыл, что значит жить нормальной жизнью». Тут Ивao поднял глаза и сказал: «Хочу пива и тортик».
Правозащитники раскритиковали систему наказания Японии, которая включает смертную казнь. Заключенным не говорят, когда приговор будет исполнен, и это слишком жестоко и мучительно. «Душевные страдания из-за того, что человек считает, что каждый день — его последний день жизни, — это страшно, — заявил директор британского отделения Amnesty International Кейт Аллен. — Но японская система правосудия считает нужным держать приговоренных к казни заключенных в самом карательном режиме незнания, изоляции и тишины, который только можно представить». Сам же Ивао Хакамада с трудом возвратился к нормальной жизни. Понадобились нечеловеческие усилия и терпение сестры, чтобы ее брат вышел из состояния апатии и стал улыбаться.