Мошенничества с НДС в Европе

Новая прокуратура ЕС нацелилась на схемы «карусельного мошенничества» стоимостью 50 миллиардов евро в год

УИЛЛ НИЛ

OCCRP поговорил с главой новой Европейской прокуратуры о проблемах в борьбе с широко распространенной — но часто игнорируемой-преступной схемой.

-Налог на добавленную стоимость никого не интересует. Это просто недостаточно сексуально.”

В голосе Юэна Гранта слышится раздражение. Проведя большую часть своей карьеры в качестве налогового и таможенного консультанта, сначала в Великобритании, а затем в Европейском Союзе, он воочию убедился, насколько прибыльным является мошенничество с налогом на добавленную стоимость (НДС).

Каждый год организованные преступники используют схемы обложения НДС, чтобы выкачать из бюджета блока сумму, эквивалентную ВВП Греции. Безусловно, самым разрушительным и изощренным из этих мошенничеств является «карусельное мошенничество», которое истощает примерно 50 миллиардов евро в год из казны ЕС.

Но карусельное мошенничество дьявольски трудно объяснить, а тем более расследовать и успешно преследовать в судебном порядке. И несмотря на огромные суммы денег, Грант знает, как трудно убедить политиков в важности нацеливания на этот тип преступных предприятий.

«Сегодня карьеры делаются в терроризме; раньше они делались в наркотиках», — сказал он. «Мошенничество с каруселями огромно, только оно никогда не привлекает такого же внимания.”

Все должно было измениться в 2017 году, когда ЕС объявил о новом игроке в своей борьбе с мошенничеством с НДС и другими подобными “преступлениями против бюджета” в виде новой Европейской прокуратуры (ЕОКЗР). Лаура Кевеси, которая была назначена ее первым руководителем в октябре 2019 года, сказала OCCRP, что она ожидает, что организация будет играть решающую роль в борьбе с трансграничными налоговыми мошенничествами, которые, как правило, проваливаются сквозь трещины нынешней системы.

Лаура Кодрута КовезиЛаура Кевеси была назначена главой ЕОКЗР в прошлом году после того, как ее обвинили в коррупции в ее родной Румынии, что было расценено как попытка правительства заблокировать ее назначение на пост ЕС. (Кредит: AGERPRES через Wikicommons)

В настоящее время национальные органы власти в Европе уполномочены только расследовать финансовые преступления в пределах своих границ, полагаясь на чрезвычайно сложные и зачастую медленные пути сотрудничества для дальнейшего расследования правонарушений. Это непоправимый недостаток, и большинство мошенников с НДС стремятся использовать его.

«До сих пор существующие процедуры были очень трудоемкими, и такие расследования часто могут занять два-три года. А пока подозреваемые могут скрыться, прихватив с собой деньги”, — сказал Кевеси.

Сторонники ЕОКЗР надеются, что новый офис поможет государственным обвинителям из каждого государства-члена быстро и эффективно сотрудничать через головной офис в Люксембурге, собирая доказательства в течение нескольких дней, которые могут быть использованы для судебного преследования в национальных судах.

Но после целого года предупреждений о недостаточном финансировании и поддержке новая организация, которая первоначально должна была начать свою работу в этом месяце, все еще не наняла большую часть своего персонала.

Почти с того момента, как она вступила в должность, Кевеси заявила, что финансирование, предлагаемое Комиссией ЕС, далеко не достаточно. “После того как я впервые высказала свои опасения, они действительно увеличили наш бюджет до 30 миллионов евро, но нам все еще не хватает 18 миллионов евро, которые мы должны начать должным образом, так что наша деятельность не будет эффективно остановлена в течение одного или двух месяцев”, — сказала она.

Грант, который сейчас работает научным сотрудником в Британском Институте государственного управления, добавил, что обеспечение правильного уровня финансирования будет только половиной битвы. Он сказал, что ЕОКЗР должна принять меры предосторожности, чтобы оградить себя от влияния преступных интересов, учитывая, сколько денег поставлено на карту для организованных преступных группировок, вдохновляющих крупнейшие в Европе карусельные махинации.

” Это организованная преступность с большой буквы“,-объяснил Грант, описывая мошенничество с каруселями как » операции белых воротничков, которые часто пользуются определенной степенью политической защиты.”

Родная страна кевеси, Румыния, является горячей точкой для незаконных схем НДС, но глава нового учреждения быстро указывает, что в блоке нет чистой страны.

Рамона Стругариу, член Европейского парламента, представляющая Румынию, сказала OCCRP, что мошенничество с каруселями обычно распространено “либо в странах без сильного верховенства закона, либо в государствах-членах, где судебная система захвачена, дисфункциональна, находится под угрозой или уже находится под политическим влиянием, и где преступные сети чрезвычайно сильны.”

Случаи мошенничества с каруселями часто всплывают в Польше, Греции, Болгарии и Венгрии, в то время как предыдущие раскопки OCCRP показали, как итальянская мафия использовала карусельные ракетки для отмывания своих грязных денег.

В Словакии журналист-расследователь и партнер OCCRP Ян Кучак и его невеста Мартина Кушнирова были убиты после того, как Кучак опубликовал несколько статей, разоблачающих подозрительные скидки по НДС, выплаченные Мариану Кочнеру, одному из самых богатых и влиятельных бизнесменов Словакии.

Кевеси сказал, что тщательный набор прокурорского персонала будет иметь решающее значение.

«Одной из наших главных задач является обеспечение того, чтобы у нас были самые профессиональные прокуроры с самым высоким уровнем честности”, — сказала она OCCRP.

“В этом контексте становится очень важным, чтобы национальные власти имели публичную прозрачность процесса набора персонала”, — сказала она.

В то время как недостатки существующей системы сорвали предыдущие попытки установить полный масштаб мошенничества с каруселями и стоящие за ним интересы, ясно, насколько эффективно она использует европейские усилия по стимулированию трансграничной торговли.

В рамках единого рынка ЕС НДС не применяется к товарам, торгуемым через границы, а только к продажам внутри государства-члена. Carousel fraud-или, если использовать его менее броское официальное название, Missing Trader Intra-Community Fraud (MTIC) — пользуется этим освобождением.

Проще говоря, вот как это работает.

Французская компания покупает партию компьютерных чипов у немецкого производителя за 1 миллион евро. Это трансграничная продажа, поэтому НДС не применяется.

Затем эта французская компания продает груз второй французской компании. Это внутренняя продажа, поэтому первая французская компания обязана собрать НДС в размере 20 процентов и передать его властям. Он взимает со второй французской компании 1,2 миллиона евро за отгрузку.

Вторая французская компания затем продает партию обратно первоначальному немецкому производителю. Это еще одна трансграничная сделка, поэтому опять же НДС не применяется. Общая стоимость продажи составляет около 1 миллиона евро.

Это означает, что вторая французская компания не может взыскать с немецкого производителя НДС, уплаченный ею при покупке товаров у первой французской компании.

Мошенничество с каруселью, которое использует льготы по НДС на едином рынке ЕС, может быть чертовски трудно расследовать. (Кредит: Европол)

В реальной коммерческой ситуации такой сценарий был бы несправедлив: вторая французская компания потеряла деньги просто потому, что занималась трансграничной продажей. Чтобы стимулировать трансграничную торговлю, особенно среди малых предприятий, для которых эти расходы могут быть непомерно высокими, французский налоговый орган выплачивает второй французской компании сумму, которую она потеряла из-за НДС.

Но в карусельных махинациях все три компании и деньги, перемещающиеся между ними, принадлежат одним и тем же людям. Первая французская компания не передает властям никакого НДС-вместо этого она “пропадает”, через банкротство или, возможно, перейдя в офшор, поэтому мошенники избегают потери каких — либо денег там.

Тем не менее, бумажный след, который они проложили, создает впечатление, что деньги были выплачены властям в ходе продаж. Затем Вторая французская компания может заявить, что в результате она оказалась в невыгодном положении, и власти выплачивают скидку, чтобы компенсировать это.

Французские налоговые органы получают двойной удар-теряют НДС от первой внутренней продажи, а затем выдают фиктивную скидку для второй трансграничной продажи, в то время как мошенники, владеющие компаниями, наживаются.

Реальные карусели НДС значительно сложнее: преступники могут использовать множество компаний по обе стороны границы или даже несколько границ между различными государствами-членами, чтобы замаскировать незаконный поток денег.

Более того, переводы часто осуществляются только электронным способом, без перемещения товара, а это означает, что преступники могут посылать один и тот же “груз” туда и обратно, требуя огромные суммы всего за несколько коротких часов до того, как власти поймут, что произошло.

Учитывая колоссальные масштабы и сложность таких преступлений, а также проблемы, которые они ставят перед следователями, могут пройти годы, прежде чем ЕОКЗР сможет обеспечить быстрые и последовательные результаты, на которые надеются ее сторонники.

Стругариу непреклонна в том, что власти ЕС “должны поддержать увеличение” финансирования, требуемое Кевеси, если у нового следственного органа есть хоть какая-то надежда выполнить свой мандат, который, по ее словам, в конечном итоге “сэкономит нам миллиарды в долгосрочной перспективе».”

“Каждый должен играть свою роль, — сказал Грант. “Если все пойдет наперекосяк, это не обязательно будет вина ЕОКЗР.”

https://www.occrp.org/en/37-ccblog/ccblog/13468-new-eu-prosecutor-s-office-takes-aim-at-50-billion-euro-a-year-carousel-fraud-schemes

This entry was posted in 1. Новости, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.