Коррупция и экономика

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Леонид Полищук, профессор департамента прикладной экономии НИУ ВШЭ.

Александр Рубин, аспирант департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ.

Роман Кочнев, выпускник программы совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ.

Когда чиновники собирают взятки независимо друг от друга, это особенно пагубно отражается на бизнесе и инвестициях в общественные блага. К такому выводу в ходе исследования коррупционной ситуации в российских регионах пришли Роман Кочнев, Леонид Полищук и Александр Рубин. Результаты исследования представлены в докладе «Коррупция в режиме одного окна: последствия для регионального развития».
Коррупционеры бывают разные
Коррупция может быть централизованной, когда предпринимателю достаточно договориться с «головным» центром, чтобы преодолеть стоящие на его пути административные барьеры, и децентрализованной, когда центров много, и они действуют независимо друг от друга. Именно с ростом таких автономных «центров» возрастает коррупционная нагрузка на предпринимателей и снижается финансирование общественных благ и услуг, которые необходимы в том числе и для создания благоприятных условий для ведения бизнеса.
Авторы использовали данные BEEPS (Business Environment and Enterprise Performance Survey, опрос о состоянии деловой среды и показателях деятельности предприятий) Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРД). В исследовании представлено 22 тысячи интервью с фирмами из 39 стран Восточной Европы, в числе которых 4220 интервью с представителями компаний из 37 регионов России. В работе использовались российские данные.
На материалах опроса исследователи сконструировали индикаторы децентрализации коррупции в российских регионах, оценили коррупционное давление на частный сектор и измерили качество инфраструктуры. Последнее выступало индикатором, характеризующим объем предоставляемых региональными властями общественных благ.
Какой бандит лучше
Были выдвинуты две гипотезы, описывающие негативное влияние децентрализации коррупции. В основе первой — о росте совокупного коррупционного давления на бизнес — лежит логика «трагедии общин». Это явление, при котором большое количество экономических субъектов используют «ресурс открытого доступа», стараясь извлечь из него максимальную выгоду, однако никто не координирует их действия. В результате наступает истощение ресурса из-за избыточного использования. В данном случае примером такого объекта использования выступает бизнес, не защищенный от административного произвола.
В рамках второй гипотезы — о снижении объема предоставляемых общественных благ — основным механизмом, несущим ущерб, является «проблема безбилетника». Каждый из бюрократов, оказывающих коррупционное давление на бизнес, старается получить максимальную выгоду. Для этого он стремится собрать увеличить объем платежей и минимизировать объем предоставляемых общественных благ и услуг за счет перекладывания ответственности.
Здесь авторы проводят параллели с концепциями «стационарного и кочующего бандита» Мансура Ослона. Если положение коррумпированного бюрократа является устойчивым, то он заинтересован в инвестициях в общественные блага, так как это позволяет увеличить объем коррупционных платежей в будущем. Положение «кочующего бандита», напротив, неустойчиво, то он старается извлечь максимальную выгоду сейчас, фактически перекладывая ответственность за предоставление общественных благ на следующие поколения бюрократов.
Обе гипотезы подтвердились. «Таким образом, при прочих равных условиях коррупция, организованная по принципу «единого окна», наносит меньший урон развитию экономики, нежели децентрализованная коррупция», — делают вывод авторы.
В первую очередь страдают центральные регионы
Авторы выяснили, что децентрализация коррупции имеет более сильный эффект в центральных регионах в отличие от удалленных (Сибирь и Дальний Восток). Причина в том, что инфраструктура в центральных регионах в большей степени зависима от местных властей. Хотя в удаленных она менее развита исторически, однако ее развитие часто является делом крупных сырьевых компаний, комментирует Александр Рубин. В качестве примера он приводит город Норильск, где ключевую роль в экономике играет компания «Норильский Никель» и ее дочерние структуры.

https://iq.hse.ru/news/206065360.html

This entry was posted in 1. Новости, 2. Актуальные материалы, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.