25 июня 1977 года расстрелян Александр Юхновский. Александр Юхновский родился 19 июня 1925 года в деревне Зелёная Волочинского района Волынской области на Украине.
Отец был петлюровским офицером и националистом. Дед Юхновского был священником Обновленческой православной церкви и украинским националистом. Он даже написал несколько патриотических стихов. В 1920-е годы дед Юхновского оставил сан священника и переквалифицировался в агрономы. Именно дед обучал юного Сашу грамоте, в том числе языкам: украинскому, русскому, польскому, немецкому.
Интересно, что несмотря на очевидные антисоветские настроения семье Юхновских удалось избежать политических репрессий. Более того, в конце 1930-х годов они переехали из деревни в город Ромны.
После оккупации Украины немцами отец Иван Юхновский сформировал местную полицию, в которую включил в качестве бойца своего 16-летнего сына Александра. С сентября 1941 по март 1942 Юхновский-младший, будучи грамотным и зная языки, служил писарем и переводчиком при немецком штабе. В то же время он привлекался в оцепление во время проведения расстрелов лиц, приговорённых к смертной казни. Сам в казнях не участвовал. В марте 1942 года в Ромны перебазировался штаб тайной полевой полиции, сокращённо — ГФП (нем. Geheime Feldpolizei, GFP). По совету отца Юхновский в апреле перешёл в ГФП переводчиком. Он участвовал в допросах лиц, подозреваемых в сотрудничестве с подпольщиками и пленными красноармейцами. В конце 1942 года награждён немцами знаком отличия для восточных народов I степени без мечей. В январе 1943 года был поощрен месячной поездкой в Третий Рейх.
В августе 1944 года, когда Вермахт потерпел сокрушительное поражение под Курском и начал массовое отступление по всему фронту, 19-летнему Александру Юхновскому в районе западнее Одессы удалось дезертировать.
Он раздобыл гражданскую одежду и уничтожил документы, свидетельствующие о его службе у оккупантов.
В сентябре 1944 года Александр Юхновский добровольно вступил в Красную Армию под фамилией своей мачехи — Мироненко. На призывном пункте Юхновский рассказал придуманную историю о том, что якобы его отец Юрий был убит на фронте, а мать погибла во время бомбёжки. Тогда же якобы сгорели все документы, удостоверяющие его личность. Офицеры военкомата, отчасти из-за юного возраста рассказчика, не стали серьёзно разбираться и поверили Александру на слово. Там же ему восстановили документы, по которым Александр Иванович Юхновский стал Александром Юрьевичем Мироненко. Кроме того, дату своего рождения Юхновский-Мироненко сдвинул на 18 июня 1925 года.
Юхновский начал службу в Красной Армии пулемётчиком, затем стал писарем при штабе 191-й стрелковой дивизии 2-го Белорусского фронта.
Всего через несколько месяцев после прибытия в дивизию Юхновский был опознан красноармейцем Шумейко, бывшим на оккупированной территории и знавшим его в лицо. Юхновский предложил последнему пройти к командиру и во всем разобраться, но по дороге в штаб Юхновский напал на Шумейко и заколол его ножом.
После устранения единственного свидетеля, Юхновский продолжил служить в Красном Армии одновременно пулемётчиком и переводчиком с немецкого. Участвовал в освобождении Варшавы и Кёнигсберга. Был ранен при штурме Берлина и получил медаль «За отвагу». Кроме этого был награждён медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина».
Используя близость к штабным работникам приписал себе награду – Орден Славы III степени.
За время службы в Красной Армии писал антифашистские стихи и печатался во фронтовых газетах со статьями, обличающими немецко-фашистских захватчиков. У командиров Юхновский-Мироненко был на хорошем счету. В 1946 году вступил в комсомол.
После окончания войны обосновался в советской зоне оккупации в Германии. С 1948 по 1951 годы Юхновский-Мироненко работал в международном отделе редакции газеты «Советская Армия», где печатались его стихи, переводы и статьи. Параллельно публиковался в газетах Украинской ССР, например, в «Прикарпатской правде». В октябре 1951 года уволился из Вооружённых сил и женился. В 1952 году в семье Юхновского-Мироненко родилась дочь. Семья перебралась в Москву, где с 1952 по 1961 год Юхновский работал в газете «На стройке», а также сотрудничал с газетами «Красный воин», «Советская авиация», «Лесная промышленность» и «Водный транспорт». Везде отмечался благодарностями, грамотами, поощрениями, успешно продвигался по службе, стал членом «Союза журналистов СССР».
В 1961 году Юхновский был принят на работу в издательство при министерстве гражданской авиации СССР, где в 1965 году получил пост главного редактора газеты «Красный воин». В 1962 году Юхновский перевел с чешского несколько книг Ярослава Гашека.
По одной из версий в московском метро Юхновского увидел Ибрагима Хатямовича Аганина, который был разведчиком на Украине. Для изобличения предателя была придумана хитроумная схема. Юхновскому предложили вступить в КПСС. В представленной биографии Юхновский неизбежно скрыл неприятные факты своей биографии. Тогда же был установлен факт незаконного присвоения Юхновским Ордена Славы.
Юхновского привезли на допрос в КГБ, где помимо Аганина его опознали еще несколько людей, которые жили на Украине во время оккупации. 2 июня 1975 года Юхновский был арестован и отправлен в следственный изолятор Лефортово.
Сначала Юхновский всё отрицал, однако под давлением улик признался, что был на службе у нацистов, но настаивал, что выполнял исключительно роль переводчика.
Следствие длилось более года.
В 1976 году состоялся судебный процесс. Юхновский был признан виновным в пособничестве убийству более 2000 советских граждан, приговор – смертная казнь через расстрел.
Юхновский написал прошения о помиловании во все возможные инстанции, где ссылался на подневольный характер службы у оккупантов, юный возраст и «давление со стороны отца-предателя».
Все прошения были отклонены. Подневольный характер его службы у нацистов опровергается прозвищем, которое он получил среди немцев – «Алекс Лютый». Вряд ли такое прозвище было ему дано за внешний вид.
По материалам Википедии
Президент Союза криминалистов и криминологов
Игорь Михайлович Мацкевич
25 июня (7 июля 1882) года при загадочных обстоятельствах умер русский генерал, победитель турок и покоритель Коканда и Бухары, Михаил Дмитриевич Скобелев.
22 июня (4 июля) 1882 года Скобелев приехал в Москву. По обыкновению, Скобелев остановился в одной из самых дорогих гостиниц «Дюссо». Он встретился с князем Д.Д. Оболенским, по словам которого, генерал был не в духе, не отвечал на вопросы, а если и отвечал, то отрывисто. По всему было видно, что он чем-то встревожен. 24 июня Скобелев пришёл к И.С. Аксакову, принёс связку каких-то документов и попросил сохранить их, сказав: «Боюсь, что у меня их украдут. С некоторых пор я стал подозрительным».
На следующий день Скобелев был приглашён на обед, устроенный бароном Розеном в честь получения очередной награды. После обеда Скобелев отправился в гостиницу «Англия», которая считалась социальным дном. Здесь жили девицы лёгкого поведения, в том числе некая Шарлотта Альтенроз, известная под именами Элеонора, Ванда и Роза — кокетка, приехавшая в Россию, по некоторым данным, из Австро-Венгрии.
Поздно ночью Шарлотта прибежала к дворнику и сказала, что у неё в номере скоропостижно умер офицер. В морге сразу опознали Скобелева. Прибывшая полиция для того, чтобы постараться избежать скандала перенесла тело Скобелева из публичного дома в гостиницу «Дюссо».
Несмотря на то, что официально причиной смерти была названа сердечная недостаточность, вокруг смерти Скобелева распространились слухи. Практически никто не верил в его ненасильственную смерть.
Существовали три версии насильственной смерти Скобелева.
1.Скобелев был отравлен Шарлоттой, поскольку та была тайным германским агентом. Хорошо были известны анти-германские настроения Скобелева, который видел в объединенной Германии угрозу для всей Европы и предлагал создать союз против этой страны. Для этого он даже ездил во Францию, чем вызвал неудовольствие императора Александра III.
2.Скоблев был убит по заданию царя. Александр III считал (не без основания, надо признать), что Скобелев его презирает и готовит антигосударственный переворот. Не зря любимым полководцем Скобелева был Наполеон. Многие уверены, что Скобелев метил в российские наполеоны.
3. Скобелев покончил жизнь самоубийством, поскольку опасался и не без причин, как видно, опалы со стороны Александра III.
Как бы то ни было, документы, которые Скобелев передал Аксакову исчезли.
По материалам интернет-ресурсов
Президент Союза криминалистов и криминологов
Игорь Михайлович Мацкевич