16 мая 1716 года молодой поэт-вольнодумец Мари Франсуа Вольтер заточён в Бастилию, где просидел до 4 апреля 1717 года – 323 дня, а также ещё девять дней в апреле 1726 года (за оскорбление кавалера Рогана, с которым должен был драться на дуэли), после чего был выслан из Франции. Опыт Бастилии пригодился Вольтеру для вынесения собственного суждения относительно одного из самых интригующих исторических сюжетов. В письме аббату Любо бывший арестант писал: «Я довольно осведомлён о приключениях человека в железной маске, умершего в Бастилии. Я разговаривал с людьми, которые при нём служили». По мнению Вольтера, под «железной маской» скрывался не кто иной, как старший брат короля Людовика ХIV (сын Анны Австрийской и одного из её фаворитов), который претендовал по праву наследования на французский престол, но был силой отлучён от двора. Эта версия, впервые озвученная Вольтером, приобрела известность и породила целый поток литературы о таинственном заключённом, «короле-солнце» и его времени, который не иссякает до сего дня (см. 20 ноября 1703 г.).
16 мая 1990 года – криминальная драма в семействе Марлона Брандо: сын знаменитого киноактёра 32-летний Кристиан Брандо выстрелом из револьвера смертельно ранил молодого продюсера Дэга Дроллета, жениха своей сводной сестры Чейни. Брандо-старший заявил следователям, что не слышал выстрела, поскольку отдыхал в удалённой комнате дома. На суде Кристиан признал вину; он рассказал, что в момент преступления был «немного не в себе», так как узнал от беременной сестры, что Дроллет её избил.
Пока в Лос-Анджелесе шёл суд над Кристианом, Чейни держали взаперти в психиатрической больнице на Таити, скрывая от неё любую информацию о процессе.
Переживания, связанные с гибелью любимого человека, отразились на её психике. Она несколько раз пыталась покончить с собой: глотала таблетки, пробовала удавиться, резала вены… Потом вдруг заявила, что отец домогался её и из ревности подговорил Кристиана прикончить Дэга. Судом эти показания, разумеется, не были приняты во внимание. Нанятый Брандо адвокат Роберт Шапиро (в 1995–1996 годах он защищал в суде О-Джей Симпсона) добросовестно отработал свой гонорар: Кристиана приговорили к 10 годам тюрьмы – наказание, учитывая обстоятельства преступления, более чем снисходительное.
Когда Чейни узнала о решении суда, она вновь попыталась наложить на себя руки, проглотив пригоршню транквилизаторов. Её в очередной раз спасли. На основании заключения психиатров («слишком неуравновешенна, чтобы воспитывать детей») Чейни, к тому времени уже молодую маму, лишили родительских прав. Дочь Брандо обратилась в суд, оспаривая это решение, но проиграла дело. Затем последовали новые сцены со скандалами и публичными обвинениями. Чейни объявила родителям, что убьёт себя, если ей не вернут сына. Оказалось, это не пустые угрозы. 3 апреля 1995 года она повесилась в спальне своей матери на вилле, расположенной в 10 километрах от города Папаэте на Таити. Её уже остывшее тело обнаружили ранним утром. Спустя несколько часов об этом стало известно Марлону Брандо. Сражённого горем отца в состоянии нервного шока доставили в клинику в Санта-Монике. В этот день, 3 апреля 1995 года, Брандо исполнился 71 год.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.