др Иван Д. Милич, асистент
Юридический факультет
государственный Университет в городе Нови-Сад
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА КАРАЕМЫЕ ЗАКОНОМ ДЕЯНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИИ
Введение
За совершение караемых законом деяний юридическим лицам в ходе процесса разбирательства перед уполномоченным судом могут быть назначены определенные законом санкции. Исключением является то, когда за совершенные преступления юридическим лицам может быть назначена уплата штрафа на основе постановление об уплате штрафа. Речь идет о том, что в РС существует три вида караемых законом деяний: уголовные преступление, правонарушения и экономические преступления. Будет ли определенное деяние идентифицировано как уголовное преступление, правонарушение или экономическое преступление зависит от опасности для общества данного деяния. Наиболее опасные для общества преступления определяются как уголовные преступления, за тем идут экономические преступления и в конце — правонарушения.
За совершение караемого законом деяния юридическим лицам назначается наказание. Логично, что за совершение уголовных преступлений как самых опасных для общества деяний, законом предписывается и самое строгое наказание. Однако, в отдельных случаях ответственность за правонарушение или экономическое преступление может быть строже наказания за уголовное преступление.
То, насколько наказание подействует на юридическое лицо зависит прежде всего от вида соответствующей санкции, но также и от других критериев. В отдельных случаях денежный штраф может не быть самым строгим наказанием, а им могут быть мере по обеспечению безопасности или защитные меры, такие как явное оглашение преговора.
- Ответственность юридических лиц за экономические преступления
В РС и сегодня действует Закон об экономических преступлениях [«Служебный вестник Социалистической Федеративной Республики Югославия», номер 4/77, 36/77, 14/85, 74/87, 57/89, 3/90, «Деловая газета Союзной Республики Югославия», номер 27/92, 24/94, 28/96, 64/2001, «Служебный вестник РС», номер 101/2005.], который определяет область экономических преступлений. Экономическое преступление является видом караемого законом деяния, которое и сегодня существует в РС, хотя многократно выдвигались инициативы по его отмене. Первый закон об экономических преступлениях был принят в 1954 году. Тогда преобладало мнение о том, что юридические лица не могут быть ответчиками по уголовным делам, но было неоправдано отсутствие какой-либо ответственности юридических лиц, поэтому решением стало признание их ответственности за экономические преступления. Экономическое преступление – это причиняющее общественный вред противоправное деяние в сфере хозяйственной или финансовой деятельности, которое обусловило или могло обусловить тяжелые последствия и, которое соответствующими органами определено как экономическое преступление. Для того, чтобы некое противоправное деяние было определено как экономическое преступление, оно должно нести определенную опасность для общества. Эта опасность для общества не должна превышать тот уровень опасности, который имеет уголовное преступление. Таким образом, общественная опасность противоправных деяний в случае экономических преступлений значительно меньше по отношению к общественной опасности, которую несут уголовные преступления. Общим правилом здесь является то, что за экономическое преступление может нести ответственность юридическое лицо или ответственное лицо в юридическом лице.
Актуальный Закон об экономических преступлениях был принят в 1977 году и несколько раз изменялся и дополнялся. В нем не определено ни одно экономическое преступление, но он содержит отдельные материальные и процессуальные распоряжения, которые применяются к конкретным экономическим преступлениям, в том время как экономические преступления определены различными законами, которые регулируют соответствующие области жизни общества. Экономические преступления, как правило, определяются в рамках постановлений об уплате штрафа, таким образом, что в них ясно прописано, что за экономическое преступление определенным денежным штрафом наказывается юридическое лицо, в случае, если оно будет действовать вопреки соответствующим статьям закона. Речь здесь идет о том, что экономические преступления имеют бланкетный характер.
1.1.Экономические санкции и меры
Предписываемые совершившим экономическое преступление лицам санкции отнюдь не незначительны. За экономическое преступление может быть назначено только одно наказание – денежный штраф, который, как правило, определяется в диапазоне. Закон об экономических преступлениях определяет общий минимум и общий максимум денежного штрафа, который может быть назначен за экономическое преступление, в то время как остальными законами определяется денежный штраф за конкретное экономическое преступление. Юридическому лицу может быть назначен денежный штраф в размере от 10 000 до 3 000 000 сербских динар. Совершившему экономическое преступление лицу при определенных законом условиях вместо денежного штрафа может быть вынесен условный приговор. Речь тут идет о предупредительной мере.
В любом случае один и тот же денежный штраф в разной мере действует на юридические лица в зависимости от уровня их экономического благосостояния. На отдельные экономически мощные юридические лица денежный штраф не оказывает значительного воздействия, так как после уплаты денежного штрафа они продолжают осуществлять свою хозяйственную деятельность. В связи с этим, за экономические преступления могут быть назначены другие виды наказания, которые могут быть значительно строже по сравнению с денежным штрафом. Речь здесь идет о защитных мерах. К юридическому лицу могут быть применены следующие защитные меры: 1) явное оглашение приговора; 2) конфискация имущества; 3) запрет на ведение определенных видов деятельности.
Вступивший в силу обвинительный приговор может быть опубликовано в средствах массовой информации, на условиях предписанных Законом об экономических преступлениях. Последствия явного погашения приговора могут быть достаточно суровыми для юридического лица, так как таким образом кто угодно может узнать о том, что юридическое лицо совершило экономическое преступление. Это ставит под вопрос дальнейшую деятельность юридического лица, как и его сотрудничество с деловыми партнерами и прочее.
Запрет на ведение определенных видов деятельности может действовать от шести месяцев до десяти лет. Юридическому лицу можно запретить осуществлять только определенный вид деятельности, но не всю деятельность. Однако возникает вопрос о состоятельности мера, если юридическое лицо осуществляет только один вид деятельности? И данная мера может быть строже по сравнению с денежным штрафом, так как последствия ее применения могут оказать значительное влияние на деятельность юридического лица и речь здесь идет о долгосрочной мере.
1.2.Учет юридических лиц, осужденных за экономические преступления
Каждое юридическое лицо, осужденное за совершение экономического преступления, учитывается в реестре судебных решений. Учет ведут суды первой инстанции, которым подсудны юридические лица по месту своего нахождения. Учет ведется для обеспечения возможности предоставления определенным органам данных о том, что юридическое лицо когда-то в прошлом совершило экономическое преступление. В РС нередко случается, что в случае реализации определенных прав от юридического лица требуют подтверждение того, что оно не было осуждено за экономическое преступление. Таким образом, учет в реестре может быть препятствием для реализации отдельных прав (хотя Закон об экономических преступлениях не предусматривает юридических последствий для юридических лиц). На основании положений Закона об экономических преступлениях юридическое лицо никогда не исключается из данного реестра [Иван Милић, Правне последице осуде за привредни преступ, XIV Мајско саветовање – Савремени правни промет и услуге, Крагујевац, 2018. стр. 1057-1067.].
- Ответственность юридических лиц за правонарушения
В РС на правонарушения распространяется правило о том, что за них предусмотрено самое мягкое наказание. Однако в отдельных случаях ответственность за правонарушения может быть строже, чем за уголовные преступления [Иван Милић, Да ли је кривично дело увек најтеже казнено дело? (I део), Зборник радова Правног факултета у Новом Саду, бр. 3/2016. стр. 937-955; Иван Милић, Да ли је кривично дело увек најтеже казнено дело? (II део), Зборник радова Правног факултета у Новом Саду, бр. 3/2017. стр. 405-415.]. Для того, чтобы противоправное деяние было определено как правонарушение, оно должно нести определенную опасность для общества, но это опасность значительно меньше по отношению с той, которая присуща уголовным преступлениям. Основным источником права здесь является Закон о правонарушениях [Служебный вестник РС, номер 65/2013, 13/2016, 98/2016 (Решение Конституционного суда)], однако в нем, также как и в Законе об экономических преступлениях, не определяется ни одно правонарушение. Правонарушения определяются многочисленными законами, указами, а также региональным и местным нормативно-правовым регулированием. Как правило, когда на юридическое лицо возлагается ответственность за правонарушение, ответственность за это правонарушение распространяется и на ответственное лицо в юридическом лице. Ответственность юридического лица возникает на основании ответственности ответственного лица, которое совершило правонарушение.
2.1.Санкции за правонарушения
Санкции, предписываемые за правонарушения, также далеко не безболезненны. За совершение правонарушения юридическому лицу может быть назначено только одно наказание – денежный штраф. Размер денежного штрафа, который может быть назначен, зависит от законодательства, которое регулирует конкретное правонарушение. Денежный штраф для юридических лиц законом или указом предусматривается в диапазоне от 50 000 до 2 000 000 сербских динар. Если денежный штраф обозначен таким образом (в диапазоне), то против юридического лица подается заявление о возбуждении уголовного дела. Таким образом, за такие правонарушения процесс ведет суд. Судом юридическому лицу может быть назначено и предупреждение как превентивная мера.
Денежный штраф за правонарушение может быть обозначен и в фиксированном размере. В этом случае могут иметь место две ситуации: 1. законом или указном фиксированный размер денежного штрафа может быть определен в диапазоне от 10 000 до 300 000 сербских динар. 2. если правонарушение регулируется региональным или местным законодательством фиксированный размер денежного штрафа может быть определен в диапазоне от 10 000 до 150 000 сербских динар. Таким образом, в рамках данного диапазона определяется определенный фиксированный размер денежного штрафа за конкретное правонарушение. Если денежный штраф предопределен в фиксированном размере, то не существует возможности его индивидуализации, так как это уже сделали законодатели. В этом случае уполномоченными лицами юридическому лицу выдается постановление об уплате штрафа. Таким образом, не подается заявление о возбуждении дела в суде. После получения постановления об уплате штрафа юридическое лицо может заплатить половину денежного штрафа в срок до семи дней и таким образом юридическое лицо освобождается от уплаты другой половины денежного штрафа. Также, юридическое лицо может обжаловать постановление об уплате штрафа в суде.
За совершенное правонарушение могут быть применены и защитные меры, из которых наибольшее действие на юридическое лицо могут оказать явное оглашение приговора и запрет на ведение определенного вида деятельности. Речь идет о мерах, которые эквивалентны мерам, которые применяют за экономические преступления. Однако, запрет на ведение определенного вида деятельности в данном случае может длиться от шести месяцев до трех лет.
2.2.Учет юридических лиц наказанных за правонарушение
Каждое юридическое лицо, которое было наказано за совершение правонарушения учитывается в реестре санкций. Речь идет об учете, который ведут суды. Данные о том, что юридическое лицо было было наказано за совершение правонарушения, могут быть предоставлено только уполномоченным органам. Юридическое лицо исключается из реестра санкций по истечению четерых лет после от дня вступления в силу решения о наказании за правонарушение при условии, что данное лицо не совершило новое правонарушение [Иван Милић, Евиденција прекршајно кажњених лица, Зборник радова Правног факултета у Новом Саду, 1/2015. стр. 239–251.]. Хотя Закон о правонарушениях не предполагает юридических последствий наказания, однако на основании других нормативно-правовых актов они все же могут иметь место и заключаются в невозможности реализации определенных прав.
- Уголовная ответственность юридических лиц
В РС последний введенный вид ответственности юридических лиц — это их уголовная ответственность. В 2008 году был принят Закон об ответственности юридических лиц за уголовные преступления [Служебный вестник РС, номер 97/2008.]. Данным законом определяются условия ответственности юридических лиц за уголовные преступления, уголовное наказание, которое может быть определено для юридических лиц и правила процедуры принятия решения о привлечении к уголовной ответственности юридических лиц, уголовном наказании, принятия решения о реабилитации, прекращении мер по обеспечению безопасности или юридических последствий судебного приговора и исполнения приговора.
3.1.Уголовное наказание юридических лиц
Уголовное наказание – это самая строгая репрессивная мера, которая может быть применена к юридическим лицам. За уголовное преступление юридическое лицо может понести следующие виды наказания: 1) штраф; 2) условный приговор; 3) применение к ним мер по обеспечению безопасности (ст. 12 ). Юридическому лицу могут быть назначены два вида штрафа: 1) денежный штраф; 2) прекращение деятельности юридического лица. Размер денежного штрафа, который может быть назначен юридическому лицу зависит от срока тюремного заключения, которое может быть назначено физическому лицу за соответствующее уголовное преступление. Денежный штраф не может быть меньше 100 000 сербских динар, и не может быть выше 500 000 000 сербских динар. Прекращение деятельности юридического лица по решению суда является строгим наказанием. Помимо наказания, к юридическому лицу могут быть применены и следующие меры по обеспечению безопасности: 1) запрет на ведение определенных зарегистрированных видом деятельности или работ сроком от одного года до трех лет со дня вступления в силу приговора. Мы видим, что эта мера может быть рассчитана на более короткий срок, чем одноименная мера, которая назначается за совершение экономических преступлений. Это позволяет сделать вывод о том, что если рассматривать данные меры, то ответственность за экономическое преступление строже уголовной ответственности; 2) конфискация имущества; и 3) явное оглашение приговора, которое иногда может быть более строгим наказанием, чем денежный штраф.
3.2.Уголовный учет
Каждое юридическое лицо, осуждённое за уголовное преступление учитывается в уголовном реестре, который ведут уполномоченные суды. Данные о том, что юридическое лицо осуждено, могут быть предоставлены только уполномоченным органам и юридическим лицам. То, как долго юридическое лицо будет числиться в уголовном реестре зависит от назначенного еме наказания. Речь здесь идет о том, что законом предусмотрена реабилитация и исключение юридического лица из уголовного реестра. Закон предусматривает законную и судебную реабилитацию. Законная реабилитация происходит по закону таким образом, что юридическое лицо исключается из реестра в рамках служебной процедуры. Законная реабилитация происходит, когда юридическому лицу было назначено более мягкое наказание, т.е. когда юридическое лицо было освобождено от наказания, когда ему вынесен условный приговор или назначен денежный штраф в размере до 500 000 сербских динар. С другой стороны, судебная реабилитация в отношении юридического лица может произойти, когда был назначен денежный штраф в размере от 500 000 сербских динар до 5 000 000 сербских динар, если в срок десяти лет от дня исполнения приговора, по пришествию срока давности или амнистии юридическое лицо не совершило новое караемое законом деяние.
Помимо учета в уголовном реестре юридическое лицо могут коснуться и следующие юридические последствия приговора, которые могут быть определены только законом: А) юридические последствия приговора, касающиеся прекращение или лишения определенных прав: 1) прекращение реализации определенной деятельности или работ; 2) лишение определенных разрешений, одобрений, концессия, субвенций или других видов стимулирования, которые предоставляются по решению государственных органов или органов местного самоуправления. Б) юридические последствия приговора, заключающиеся в запрете на приобретение определенных прав: 1) запрет на ведение определенной деятельности или работ; 2) запрет на участие в государственных закупках; 3) запрет на участие в процессе приватизации хозяйствующих субъектов; 4) запрет на получение определенных разрешений, одобрений, концессия, субвенций или других видов стимулирования, которые предоставляются по решению государственных органов или органов местного самоуправления. Запрет на приобретение определенных прав может длиться не дольше десяти лет.
Учет в уголовном реестре или юридические последствия приговора в отдельных случаях могу быть для совершившего преступление юридического лица серьезнее, чем само назначенное наказание.
Заключение
Уголовные преступления определяются многочисленными нормативно-правовыми актами. Экономические преступления и правонарушения являются наиболее многочисленными караемыми законом деяния в случае юридических лиц. В отдельных случаях не так просто найти нормативно-правовой документ, регулирующий определенное экономическое преступление или правонарушение. Особенно тяжело отслеживать все изменения законодательства, когда речь идет о правонарушениях, так как они подвержены постоянным изменениям.
Ответственность юридического лица не сводиться только к уплате денежного штрафа. В отдельных случаях денежный штраф является самым мягким наказанием, которое может быть назначено юридическому лицу, особенно если речь идет о нарушениях, за которые предусмотрена уплата фиксированного денежного штрафа на основании постановления об уплате штрафа. Однако, в случае применения определенный мер, встает вопрос о дальнейшей деятельности юридического лица, в связи с тем, что ему запрещено вести определенную деятельность или в связи с тем, что приговор был обнародован.
ЛИТЕРАТУРА
Милић Иван, Да ли је кривично дело увек најтеже казнено дело? (I део), Зборник радова Правног факултета у Новом Саду, бр. 3/2016.
Милић Иван, Да ли је кривично дело увек најтеже казнено дело? (II део), Зборник радова Правног факултета у Новом Саду, бр. 3/2017.
Милић Иван, Евиденција прекршајно кажњених лица, Зборник радова Правног факултета у Новом Саду, 1/2015.
Милић Иван, Правне последице осуде за привредни преступ, XIV Мајско саветовање – Савремени правни промет и услуге, Крагујевац, 2018.
Закон о одговорности правних лица за кривична дела, Службени гласник РС, бр. 97/2008.
Закон о привредним преступима, Службени лист СФРЈ, бр. 4/77, 36/77, 14/85, 74/87, 57/89, 3/90, «Службени лист СРЈ», бр. 27/92, 24/94, 28/96, 64/2001,»Службени гласник РС», бр. 101/2005.
Закон о прекршајима, Службени гласник РС, бр. 65/2013, 13/2016, 98/2016 (Одлука Уставног суда).
С полным текстом можно ознакомиться в: Сборник материалов Второй заочной международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы борьбы с преступностью» // Кафедра криминалистики юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, 2020. С. 69-73.