Транснациональная организованная преступность: понятие и признаки
Мацкевич Игорь Михайлович, доктор юридических наук, профессор, Президент Союза криминалистов и криминологов
Основу транснациональной преступности составляет организованная преступность, которая, в свою очередь, обычно ассоциируется с понятием «мафия», ставшим нарицательным при определении любых форм противоправной организованности.
По поводу происхождения слова «мафия» существуют несколько взаимоисключающих объяснений.
По одной версии, во времена, когда Сицилия была завоевана арабами (ранее IX в.), наиболее отчаянные сицилийцы спрятались в горах и организовали оттуда партизанское движение. Поскольку их было немного и им были нужны люди, которые оставались в поселках, чтобы быть их разведчиками и их кормить, они вскоре организовали некое тайное общество со строгими правилами конспирации. Места сбора тайной организации стали, якобы, называть словом «mafia», что в переводе с арабского означало – место спасения.
По другой версии, сицилийская мафия возникла из последователей святого Франциска ди Паоло, предположительно, в 1185 г. Члены общества тайно собирались в окрестностях Палермо, по примеру первых христиан в пещерах, которые они называли арабским словом «mafia». Днем последователи святого Франциска ди Паоло молились, а по ночам совершали вылазки против оккупантов, и все, что удавалось забрать у них, отдавали беднякам.
В 1282 г. на острове Сицилия возникло стихийное восстание против французских оккупантов, которое вошло в историю под названием «Сицилийская вечерня», поскольку сигналом к народному выступлению послужил колокольный звон, который должен был бы в обычных условиях призывать к вечерней молитве. Восстание проходило под символическим девизом: «MorteAllaFranciaItaliaAnella» («Смерть Франции, вздохни Италия»), заглавные буквы которого и составили слово mafia.
По еще одной версии, восстание началось после того, как в пасхальный понедельник местную девушку, которая, якобы, должна была в этот день выходить замуж, изнасиловал подвыпивший французский солдат. Мать девушки, узнав об этом, сошла с ума и в безумии бегала по улицам Палермо, во весь голос крича: «Mafia!» («Моя дочь!»). Сицилийцы в порыве гнева на следующий день убили тысячи французов.
Кроме того, имеется документ, датированный 1658 г., в котором обвиняемая в магии и колдовстве женщина обозначена, как Магара. В дальнейшем, якобы, это слово трансформировалось в слово мафия, которым стали обозначать едва ли не все нераскрытые преступления, случавшиеся на Сицилии, а позже практически все криминальные явления.
В 1863 г. состоялась премьера комедии Гаэтано Моска и Джузеппе Риццото под названием «Мафиози из тюрьмы Викариа». В пьесе говорилось о тайных преступных сообществах Палермо, которые обозначались общим термином – мафия. Мафиози в пьесе – это группа друзей, находящихся в заключении, которые свято соблюдали криминальные традиции и обычаи и чтили своего босса. Правилом их поведения было почтение и уважение к боссу, их преступные действия были связаны с вымогательством. Все это очень похоже на современную мафию. Таким образом, якобы, литературное обозначение преступных группировок вошло в повседневный обиход. То же самое произошло спустя много лет с художественным персонажем Папарацио (в 1960 г. на экраны кинотеатров вышел фильм знаменитого итальянского режиссера Федерико Феллини «Сладкая жизнь», в котором другом главного героя был бессовестный фотограф Папарацио, беззастенчиво влезавший в чужую жизнь), который также стал нарицательным обозначением журналистов, готовых ради сенсации пойти на любые нарушения этических, моральных и даже законных предписаний.
В 1865 г. префект Палермо маркиз Филиппо Гвалтерио в своем официальном донесении в Рим употребил слово «мафия» применительно к тайным преступным организациям, распространившимся, по его мнению, на Сицилии и осуществлявшим там вторую неофициальную тайную власть.
На основании этого донесения в мае 1875 г. заместитель префекта Палермо кавалер Сораньи сообщал, что мафия – это огромная организация, которая распространилась на весь социальный организм и, действуя незаконными методами и способами, распространяет свою власть на весь быт сицилийцев, пытаясь заменить любую официальную власть. По его утверждению, мафия в тот период времени имела гораздо большую силу, чем власть и закон.
Впрочем, происхождение самого слова «мафия» эти документы не объясняют.
В 1868 г. вышел словарь сицилийского диалекта, в котором впервые объяснялось слово «мафия». Мафия – это новый термин, завезенный на Сицилию представителями административной области Пьемонт, которые оказались на острове в роли беженцев после восстания под предводительством Д. Гарибальди. В свою очередь, слово «мафия» изначально употреблялось жителями Тосканы, где оно означало другое слово – «нищета».
Имеются и другие экзотические версии происхождения слова «мафия», которые, впрочем, как и вышеприведенные, не могут быть признаны единственно верными. В самом наименовании мафии, как и в сути этой преступной организации, много тумана и недоговоренностей, что чрезвычайно характерно для совершенно разных видов организованной преступности.
Таким образом, мафия, как некий обобщенный символ организованной преступности, представляет собой тайную преступную организацию, со сложноподчиненными элементами, члены которой считают себя связанными кровными узами, имеющую не просто коррумпированные связи, но опосредованное, а иногда даже прямое влияние на представителей органов государственной власти, а также обладающую важным социально-ролевым статусом в иерархии криминальной действительности и занимающуюся криминальным предпринимательством в больших масштабах.
Проявления мафии во внешней среде, количественный и качественный состав ее членов, взаимодействие внутри мафии, а также межличностное общение руководителей мафии между собой отличаются разнообразием. То же самое можно сказать о структуре мафии, которая в отличие от бытового представления также не одинакова, в зависимости от того, каким видом преступной деятельности занята конкретная преступная группа.
Между тем, отличительной чертой мафии является легальное прикрытие патронируемого бизнеса, который она курирует. Всегда существуют различные коммерческие предприятия, общества и другие официальные юридические лица, которые осуществляют свою деятельность на деньги мафии и в интересах мафии. В свое время благодаря мафии на международный рынок, в том числе в США, были поставлены тонны замечательных оливок. Позже мафия создала легальные банки, которые она опекает и через которые проводятся финансовые легальные, полулегальные и нелегальные платежи.
Преступная деятельность мафии имеет следующие характеристики: 1) постоянный характер; 2) характер преступного предпринимательства; 3) запугивание и угрозы; 4) физическое насилие, как крайняя, но неотвратимая мера; 5) максимальная прибыль; 6) установление монополии; 7) экспансия противоправной деятельности.
Мафия существует благодаря конспирации, жесткой дисциплине, иерархическому построению, соблюдению криминальных правил поведения, включая преступные законы омерты (обет молчания) и вендетты (кровная месть).
Мафия является универсальной криминальной организацией, которая занимается любыми видами деятельности, от благотворительности и поддержки молодого поколения шоу-бизнеса, а также спортсменов и, прежде всего, итальянских футболистов, до вымогательства, наркобизнеса, организации масштабных хищений бюджетных средств, организации казино и других азартных игр, заказных убийств, работорговли и сексуальной эксплуатации женщин и детей, а также любыми другими противоправными видами деятельности.
Мафия стремится минимизировать риск разоблачения и уголовного преследования. Мафия впервые осуществила такой подход к государственным служащим, как взятие на содержание. Мафия старается увеличивать коммерческую долю своих партнеров. При этом мафия постоянно обновляет компрометирующие материалы на всех, кто ее окружает, включая собственных членов и компаньонов.
Во второй половине XX в. сицилийская мафия вышла за рамки одной страны и стала транснациональным явлением. Способствовало этому эффективное внедрение в повседневную действительность следующих форм и методов криминального поведения.
1. Триединство решения всех проблем. С.М. Иншаков отмечал, что «подкуп — угрозы — устранение, — можно считать своеобразным криминальным открытием. Этот триединый метод (подобно трехгранному клинку) первоначально был главным орудием тайных обществ. Орудием, которое позволяло небольшой группе людей противостоять целому государству и иногда даже одерживать над ним верх. Оно было взято на вооружение мафией и в настоящее время является основным средством обеспечения дисциплины мафистов, их абсолютной лояльности криминальной семье, безопасности организованных преступных групп, а также — способом достижения любой преступной цели»[1]. Девизом мафии стало известное выражение: «мы делаем предложение, от которого нельзя отказаться».
2. Использование значительных финансовых средств не только в виде инструмента преступной деятельности, но и для наращивания собственных капиталов; превращение преступной деятельности в самостоятельный вид криминального предпринимательства. Криминальные сверхприбыли мафии позволяют чувствовать себя в относительной безопасности и в еще большей степени внедряться в повседневную жизнь общества и государства, паразитируя над их инструментами, включая использование общественного мнения в своих интересах и уход от уплаты налогов и других обязательных пошлин.
3. Интеграция мафии в общее преступное сообщество в рамках страны и выход на, условно говоря, международную арену и, прежде всего, в США.
Существующее выражение, что главная задача дьявола доказать, что его не существует, в полной мере может быть отнесено и к мафии. В течение долгого времени прямые руководители мафии отрицали существование этой организации. Наверное, в том числе и поэтому именно мафией принято называть совершенно различные преступные группировки, несмотря на существование и собственную историю таких известных преступных организаций, как триады, каморра, ндрангета, якудза, латино-американские картели, воры в законе и т.п.
Логическим завершением интернационализации мафии стало возникновение и быстрое распространение транснациональной организованной преступности, набирающей с каждым годом криминальную мощь и силу.
Впервые о транснациональной организованной преступности стали говорить в конце 70-х – начале 80-х гг. XX в. Это было связано с распространением наркотиков и невиданной до этого международной криминальной кооперацией при их незаконном производстве и распространении. В то же время отдельные элементы международного противоправного сотрудничества всегда были характерны для организованной преступности. Например, печально известный американский преступный синдикат под названием «корпорация убийц», выполнял заказы на физическое устранение неугодных для представителей организованной преступности лиц, по всему миру, независимо от гражданства и рода занятий жертвы.
Одни из первых предложений по разработке какого-либо определения транснациональной организованной преступности прозвучали в 1988 г. на международном симпозиуме в Сант-Клауде в США, который проходил при активном участии Интерпола. В конце концов представители 46 стран, в основном являющихся полицейскими сотрудниками (все члены Интерпола) пришли к мнению, что: а) транснациональная организованная преступность существует; б) эта проблема требует к себе пристального внимания; в) под транснациональной организованной преступностью можно понимать «любое участие или организацию группы людей, которые непрерывно практикуют преступную деятельность и чья главная цель – делать прибыль везде безотносительно к национальным границам».[2]
Таким образом, из приведенного выше определения вытекают следующие признаки транснациональной организованной преступности: 1) наличие организации или участие в ней; 2) непрерывность функционирования организации; 3) реализация корыстных целей и решение заведомо противоправных задач; 4) противоправные способы достижения корыстных целей, в том числе с циничным нарушением правовых запретов любых иностранных государств.
В этом смысле можно утверждать, что транснациональная преступность не столько интернациональна, сколько наднациональна. Облегчает международное сотрудничество и кооперацию представителей транснациональной организованной преступности отсутствие каких-либо договоренностей о возможном соблюдении правовых правил и предписаний. Правилом транснациональной организованной преступности является сиюминутное решение вопроса и отсутствие каких-либо строгих правил и предписаний.
Признаками транснациональной организованной преступности в широком смысле слова являются:
1.Использование разнообразных видов деятельности, приносящих максимальный незаконный доход.
2. Сверхприбыль – единственно возможная цель их деятельности.
3. Значительные финансовые средства, вовлеченные в криминальный бизнес, которые могут по своему объему быть больше ВВП некоторых государств.
4. Наличие собственных представительств в других странах и тесные контакты и связи с представителями местной организованной преступности в тех странах, в которых по тем или иным причинам не могут быть открыты такие представительства.
5. Использование коррупционных механизмов и влияние не только на правоохранительные органы, но и на представителей органов государственной власти, а в последнее время – и на представителей международных организаций.
6. Не только использование, но и влияние (не исключено, в том числе, вкладывание в их развитие отмытых грязных денег) на глобальные коммуникационные сети, обеспечивающие мобильность, эффективную коммуникацию, возможность с их помощью совершать противоправные действия.
7. Создание сверхсовременной инфраструктуры, постоянная модификация ее элементов и совершенствование процесса деятельности, с использованием последних достижений управленческих знаний.
8. Создание и культивирование международных связей для достижения собственных целей.
9. Диверсификация, мимикрия, гибкость и адаптивность.
10. Насилие в виде сверхнасилия как естественный способ решения поставленных задач или облегчения их решения. Жестокость совершения преступлений определяется не жестокостью преступников, а целями, что наиболее цинично и подло, устрашения и запугивания, причем не только конкурентов, но и всех, включая представителей правоохранительных органов и обычных граждан.
Соответственно наиболее распространенными видами деятельности транснациональной организованной преступности являются: 1) наркобизнес; 2) работорговля; 3) торговля оружием; 4) параллельное предпринимательство (контрафактная продукция и другие способы подделки товаров); 5) незаконный бизнес, связанный с незаконным оказанием погребальных услуг и незаконной трансплантологией; 6) криминальные сферы услуг (рэкет, похищения людей, оказание псевдоохранных услуг, выбивание долгов); 7) пиратство; 8) незаконная торговля животными и их животными материалами; 9) незаконная торговля природными ресурсами; 10) незаконная фармацевтика; 11) подпольная торговля культурными ценностями; 12) интеллектуальное воровство (нарушения авторских прав, прав патентообладаталей, незаконное использование товарных знаков и т.п.); 13) финансовая преступность (легализация (отмывание) денежных средств, фиктивное банкротство, финансовое обеспечение офшоров и т.п.); 14) международные миграционные потоки; 15) криминальное сопровождение шоу-бизнеса; 16) криминальное воздействие на профессиональный спорт, включая подкуп судей и организацию соревнований с заранее спланированным результатом; 17) незаконная политическая борьба, включая финансирование и организационную поддержку фундаменталистских и других радикальных политических течений; 18) противоправная деятельность, связанная с сопровождением бизнеса по оказанию сексуальных услуг; 19) насилие в отношении конкурентов и других неугодных лиц, включая убийства, совершенные в других странах гражданами не этих стран; 20) международный терроризм.
Таким образом, транснациональную организованную преступность можно определить как функционирование преступных формирований различной степени организованности, иерархичности и структурирования, состоящих из граждан двух или более государств или лиц без гражданства, характеризующееся сложными видами организованной преступной деятельности, осуществляемой с использованием транснациональных связей, включая коррумпированные связи, и заключающейся в распространяющихся на территории двух или более государств планировании, совершении или последствиях совершения преступных деяний, в целях получения экономической выгоды, а также создания условий, позволяющих получать максимальную прибыль, в виде сверхприбыли[3].
При этом примечательно, что Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.[4] не содержит понятия транснациональной преступности, ограничиваясь определением организованной преступной группы, под которой понимается структурно оформленная группа в составе трех или более лиц, существующая в течение определенного периода времени и действующая согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, с тем, чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную выгоду.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы: 1) транснациональная организованная преступность – это одно из наиболее опасных общесоциальных явлений; 2) мафия представляет собой тайную преступную организацию, со сложноподчиненными элементами, члены которой считают себя связанными кровными узами, имеющую не просто коррумпированные связи, но опосредованное, а иногда даже прямое влияние на представителей органов государственной власти, а также обладающую важным социально-ролевым статусом в иерархии криминальной действительности и занимающуюся криминальным предпринимательством в больших масштабах; 3) транснациональная преступность имеет не столько интернациональный, сколько наднациональный характер.
Список литературы:
Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997.
Кальви Ф. Повседневная жизнь итальянской мафии. М., 2000.
Номоковнов В.А. Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та. 2001.
Щеблыкина И.В., Звягинцев В.В. Транснациональная организованная преступность как угроза безопасности государств — участников Содружества Независимых Государств: некоторые проблемы теории и практики // Пространство и время. 2014. № 4 (18).
[1] Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 309.
[2] Цит. по Номоковнов В.А. Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та. 2001. С. 17.
[3] Щеблыкина И.В., Звягинцев В.В. Транснациональная организованная преступность как угроза безопасности государств — участников Содружества Независимых Государств: некоторые проблемы теории и практики // Пространство и время. 2014. 4 (18).
[4] См. электронный ресурс: URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml (дата обращения — 03.08.2017 г.).
Полный текст статьи можно прочитать в Вестнике Московского государственного университета (Серия право), № 3. 2017. С. 68-76.