Кудрин устроил большую чистку госпрограмм
Целевые показатели не достигаются не только в жизни, но и на бумаге
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин указывает на несогласованность стратегических планов государства. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Аудиторы Счетной палаты проверили работу более 40 государственных программ, которые финансирует федеральный бюджет. Направления этих госпрограмм весьма разнообразны – от культуры и физкультуры до авиации и рыбного хозяйства. Цель аудита госпрограмм чисто бюрократическая: согласовать их параметры с новыми нацпроектами и объявленными президентом Путиным целями развития. А также исправить вопиющие противоречия текстов госпрограмм с текущей российской реальностью. И тем самым выполнить все госпрограммы хотя бы на бумаге.
Начиная со вторника в течение четырех дней думский бюджетный комитет будет выслушивать замечания Счетной палаты к исполнению десятков государственных программ. Практически все эти программы не исполняются не только в жизни, но даже и на бумаге, что сильно огорчает аудиторов СП. Именно поэтому глава СП Алексей Кудрин настаивает на аудите госпрограмм и согласовании их показателей с национальными целями и стратегиями, которые были заявлены гораздо позже.
Работа СП показывает, что связь между финансированием и ростом целевых показателей часто отсутствует. То есть теоретические построения чиновников о возможности управления целевыми показателями через объем финансирования – это иллюзия или ошибка. Например, денег на борьбу с онкологическими заболеваниями для сокращения смертности от них выделяется все больше. А смертность и заболеваемость при этом снижать не планируется.
Расходы на борьбу с онкозаболеваниями увеличиваются более чем на 80% ежегодно. При этом плановое снижение заболеваемости «имеет слабовыраженную динамику» (со 197 случаев на 100 тыс. населения в 2020 году до 189,5 в 2022-м). В 2017–2018 годах фактические показатели заболеваемости превышали плановые. В 2018 году из пяти действовавших на тот момент целевых показателей плановые значения не были выполнены по трем.
Кроме того, аудиторы фиксируют тот факт, что множество показателей нацпроектов и госпрограмм уже не могут быть достигнуты на практике. Типичный пример – это та же госпрограмма «Развитие здравоохранения», в которой вряд ли может быть достигнута хотя бы половина ее заявленных целей.
По еще одному показателю – «ожидаемой продолжительности жизни при рождении» – план составлял 74 года, фактически же получилось 72,9, что «связано с влиянием социально-экономических факторов, таких как высокая дифференциация доходов, сохраняющаяся безработица, еще достаточно высокий (несмотря на его снижение в последние годы) показатель уровня смертности среди населения в трудоспособном возрасте», отмечают в Счетной палате.
По удовлетворенности населения качеством медицинской помощи также плановый показатель не был достигнут (плановый – 41,7%, фактический – 38,7%). И вполне объяснимо, что Минздрав РФ предлагает вообще исключить из госпрограммы объективный показатель удовлетворенности населения медицинской помощью. Аудиторы предполагают, что Минздрав не выполнит и в следующие годы цели госпрограммы по этим двум показателям – борьбе с онкологическими заболеваниями и продолжительности жизни.
В Счетной палате обращают внимание, что майским указом президента РФ была поставлена задача обеспечить повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет), а в паспортах нацпроектов «Демография» и «Здравоохранение» эта цель «не нашла отражения, что не в полной мере соответствует документам стратегического планирования».
Не лучше исполняется и госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика» (2013–2024 годы). Один из ключевых показателей – объем прямых иностранных инвестиций в РФ – за 2018 год составил менее 21% от планового значения. Ждали иностранных инвестиций более 22 млрд долл., а в реальности получили менее 5 млрд долл.
«НГ» уже писала, что нынешнее состояние жилищного строительства наверняка потребует пересмотра целей госпрограмм и нацпроектов, поскольку они физически уже недостижимы (см. номер от 20.05.19). Этот факт подтверждается теперь и аудиторами СП. Они, в частности, отмечают, что в 2018 году было введено только 75,3 млн кв. м жилья при плановом значении показателя госпрограммы в 88 млн кв. м. У аудиторов СП есть сомнения в достижимости показателей ввода жилья и к 2024 году. В связи с переходом на механизм проектного финансирования строительства вероятно снижение объема ввода жилья из-за неготовности банковской инфраструктуры и сокращения количества застройщиков. Недостаточное качество постановок целей и задач, а также показателей в документах стратегического планирования ведут к неадекватной оценке состояния соответствующей сферы, отмечают аудиторы.
Еще один пример недостижимых целей – это запланированный объем экспорта медицинских изделий по госпрограмме «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности». Этот показатель вряд ли будет достигнут в 2020–2022 годах, учитывая динамику расходов и степень выполнения показателей в 2017 году, отмечают в СП. «Отклонение плановых значений показателя от фактического связано с сокращением спроса по основным направлениям экспорта российских медицинских изделий в странах СНГ. В связи с ухудшением экономической ситуации в России (санкции) снизились финансово-экономические возможности российских компаний – производителей медицинских изделий по продвижению своей продукции на зарубежные рынки (в настоящее время российские производители ориентированы на внутренний рынок)», – говорится в заключении СП. В целом в Счетной палате отмечают низкий уровень исполнения (15%) госпрограммы по развитию фармпромышленности при увеличении бюджетных ассигнований.