Проблема дорожной безопасности в Иордании

Нет ни одного дома, в котором кто-то не пострадал на пустынном шоссе Аль-Сахрави

Этар Алазем

саид Амджад аль-Джарадин, вспоминая аварию, произошедшую этим летом, в результате которой погибли его брат, жена брата, его двадцатилетняя племянница, его дядя и жена его дяди в результате столкновения с грузовиком на объездной дороге в районе Султани: часть пустынного шоссе под юрисдикцией провинции Карак на юге Иордании.

Аль-Джарадин сказал, что результаты расследования показали, что водитель небольшого транспортного средства ехал выше предельной скорости 60 километров в час по объездному маршруту, когда он пытался обогнать большой грузовик. В отчете о расследовании говорится, что водитель грузовика частично виновен в аварии из-за того, что он превысил скорость, когда маленький автомобиль попытался обогнать его. Водитель маленькой машины столкнулся лоб в лоб с другим грузовиком, который ехал с противоположной стороны.

Дорожно-транспортные происшествия с участием грузовых транспортных средств часто происходят на пустынном шоссе, которое обслуживает тяжелые грузовые и грузовые перевозки, даже проходя длительные ремонтные работы уже в течение нескольких лет.

Это исследование, подкрепленное официальными данными, изучает роль грузовых транспортных средств в возникновении аварий-особенно со смертельным исходом-на пустынном шоссе в период с 2017 по 2020 год, когда осуществлялся проект восстановления дорог.

Аль-Сахрави-это Черная точка в Записях о безопасности дорожного движения

В последние годы на пустынном шоссе наблюдается рост числа аварий. С 2015 года на шоссе погиб 281 человек и 2878 получили ранения.

В 2019 году в результате дорожно-транспортных происшествий на пустынном шоссе было зафиксировано 90 смертей. Это делает его самым смертоносным годом в истории, за которым следуют 70 смертей в 2017 году. Также в 2019 году было зафиксировано 796 травм по сравнению с 426 травмами в 2015 году. Эти данные предоставлены Институтом дорожного движения и Департаментом дорожного движения.

Грузовые Транспортные Средства Представляют Реальную Опасность

Статистика Департамента общественной безопасности показала, что за последние два года грузовые транспортные средства составляли около четверти транспортных средств, участвовавших в авариях, приведших к человеческим травмам, по сравнению с 14% в 2016 году. Сюда входили эвакуаторы, грузовые автомобили, лоубои, прицепы и другие грузовые транспортные средства.

Автономное негрузовое транспортное средство, предназначенное для буксировки прицепа или полуприцепа:

Термин «эвакуатор» используется для обозначения тяжелых грузовых автомобилей (парк тяжелых грузовых перевозок), согласно отчетам Регулирующего органа сектора наземного транспорта.

Не существует единого обозначения эвакуаторов, необорудованных для перевозки грузов, за исключением статистических отчетов о дорожном движении, и это не включает данные Департамента общественной безопасности о несчастных случаях, которые могут использовать другие слова для описания этих транспортных средств, таких как грузовик или прицеп. Эта двусмысленность представляла собой проблему при подготовке настоящего расследования.

Эвакуаторы-сами по себе не грузовики-выделяются как наиболее опасные среди грузовых транспортных средств. Хотя они составляют менее 2% от всех зарегистрированных транспортных средств в стране, эвакуаторы составляют более половины грузовых транспортных средств, участвующих в авариях, и около 15% от общего числа транспортных средств, участвующих в авариях.

Напротив, 70% небольших легковых автомобилей были вовлечены в аварии, повлекшие за собой травмы, что в процентном отношении эквивалентно их доле зарегистрированных транспортных средств.

При сравнении транспортных средств в рамках их классификаций в дорожно-транспортных происшествиях участвует один небольшой автомобиль на сотню по сравнению с 12 эвакуаторами на сотню в этом классе.

Это исследование фокусируется на смертельных авариях на пустынном шоссе, обнаружив, что грузовые транспортные средства присутствовали примерно в 40-60 процентах смертельных аварий в период с 2017 по 2020 год, согласно выборке.

Согласно анализу выборки, в 2019 году пять смертей из десяти на пустынном шоссе были вызваны авариями с участием грузовых автомобилей, по сравнению с семью из десяти смертей в 2018 году.

Глава Иорданского синдиката владельцев грузовиков Мухаммад Дауд объяснил, что большое количество грузовиков ежедневно ездит в Акабу для перевозки сырой нефти, других нефтепродуктов, газа, бобовых, товаров общего назначения и других грузов. Он подсчитал, что количество грузовиков, ежедневно проезжающих по пустынному шоссе, составляет от 2000 до 2500.

Дауд объяснял причины аварий на пустынном шоссе в последние годы плохим состоянием дороги, которая наносила ущерб грузовикам и несла постоянные расходы на техническое обслуживание шин и кузова из-за выбоин и ухабов, которые ранее появлялись на дороге.

Данные Института дорожного движения за 2015 год показали, что на последней части пустынного шоссе, а именно на участке между Мааном и Аль-Маригой, произошло меньше аварий, человеческих травм и человеческих жертв. Результаты были аналогичны в последующие годы, 2016-2018, хотя на этом участке пустынного шоссе зафиксирован самый высокий процент движения тяжелых грузовиков из всех дорожных транспортных средств.

Он стал свидетелем меньшего числа человеческих жертв и связанных с ними смертей и травм, что повторилось в последующие 2016-2018 годы. Несчастные случаи с травмами-это классификация, утвержденная Департаментом дорожного движения и отличающаяся от несчастных случаев, произошедших без травм, и расследование сосредоточено на них. Его можно было бы заменить на «он стал свидетелем меньшего количества несчастных случаев, приведших к гибели или травмам, что повторилось в последующие 2016-2018 годы.»

Old Trucks and an Unorganized Sector

Грузовая отрасль Иордании в значительной степени зависит от грузовых перевозок, особенно в свете отсутствия альтернативных внутренних видов грузовых перевозок, согласно долгосрочной стратегии транспортного сектора.

В докладе Всемирного банка за 2016 год основополагающая структура иорданского транспортного сектора описана как очень фрагментированная, тем более что она разделена между двумя министерствами, тремя официальными органами и двумя важными местными органами власти (муниципалитет Большого Аммана и Специальный экономический орган Акабы). Такое разделение приводит к удвоению ответственности и отсутствию координации в этом относительно небольшом секторе.

Средний возраст тяжелых грузовиков-эвакуаторов-в Иордании за последние десять лет увеличился с примерно 13 лет до примерно 19 лет, согласно данным Управления по регулированию наземного транспорта.

Согласно последнему годовому отчету Минтранса за 2018 год, на каждые сто зарегистрированных большегрузов приходится не менее пятидесяти превышающих их средний общий срок службы, в зависимости от года выпуска. Тяжелые грузовики старше 23 лет составляют примерно пятую часть транспортных средств, зарегистрированных в этом классе.

70% тяжелых грузовиков в Иордании принадлежат частным лицам, так называемый неорганизованный транспортный сектор.

Неорганизованный транспортный сектор включает в себя все транспортные средства общественного транспорта, работающие в стране, которые принадлежат частным лицам и не находятся в определенном месте или по фиксированному адресу. Это включает в себя транспортные средства различных категорий малых легковых автомобилей, малых и больших автобусов, малых и средних грузовых автомобилей, цистерн, грузовиков и рефрижераторов, говорится в докладе Иорданского департамента статистики.

Исследование, проведенное для Министерства транспорта Иордании в 2013 году, показало, что отмена правительством Иордании фиксированной заработной платы для автомобильного транспорта и отмена субсидий на топливо особенно затруднили инвестирование индивидуальных владельцев грузовиков в новые транспортные средства, большинство из которых нанимаются частными компаниями на комиссионной основе.

The Jordanian Ministry of Transport acknowledged the long average life of trucks in the country, and proposed in its long-term strategy that the transport sector purchase older trucks to either re-export, or convert them to scrap. The ministry stressed the importance of removing trucks over twenty years old from service for safety purposes, given their low efficiency on the road.

Danger Zones

Using the Traffic Institute’s data on traffic volumes for 2016, this investigation’s analysis split the desert highway lengthwise, into six sections, based on a number of points showing clear differences in the total number of vehicles passing through them.

Анализ показал, что за последние два года наибольшее число смертей в результате дорожно-транспортных происшествий произошло на участке 3 шоссе. Такой же результат был зафиксирован и за 2017 год. Участок 2 шоссе следовал за ним вплотную и занял второе место по общему количеству смертей, произошедших в 2017-2020 годах.

Результаты также показали, что Секция 3 зафиксировала наибольшее количество несчастных случаев со смертельным исходом за тот же период и наибольшее количество смертей и травм на дороге, за которой следует Секция 1 шоссе. Между тем в период с 2017 по 2020 год наибольшее количество смертельных аварий с участием грузовых автомобилей было зафиксировано на первых трех участках магистрали.

Большое количество грузовиков на этой части шоссе-только одна из проблем вождения на этих участках. Главной опасностью на многих участках трассы является отсутствие освещения, что представляет большой риск для водителей.

Во второй половине этого года Генеральный секретарь Министерства общественных работ объявил о проведении исследования с целью определения стоимости и целесообразности установки системы освещения на солнечных батареях в тех частях шоссе, которые проходят через населенные пункты, как сообщает Иорданское информационное агентство (Петра).

Исраа Махадин, адвокат, работа которого требует, чтобы она ездила между Амманом и Караком, жаловалась на отсутствие освещения в некоторых частях пустынного шоссе. «Участки шоссе, где нет освещения, очень опасны, и отражатели не освещают дорогу», — сказала она.

Объезды пустынных шоссе-это горячие точки

Из-за степени износа было предпринято несколько попыток проведения ремонтных работ на пустынном шоссе. Однако в сентябре 2017 года правительство запустило так называемый » Проект восстановления пустынного шоссе”, который был описан как строительство новой дороги, а не завершение ремонтных работ.

Проект предполагает очистку старого асфальта и замену его новыми слоями асфальта, что обязательно повлечет за собой строительство временных объездных путей и меры безопасности дорожного движения. Третья полоса, специально для грузовых автомобилей, планируется добавить на более позднем этапе, говорится в годовом отчете Аудиторского бюро за 2018 год.

Строительство отводов зависит от перекрытия одной из полос движения (на север или на юг) в строящейся части, что требует использования оставшейся узкой полосы дороги для двухстороннего движения. Это позволило бы снизить ограничение скорости примерно до 60 км/ч и, возможно, до 40 км/ч на въездах и выездах некоторых диверсий.

Министерство общественных работ и жилищного строительства открыто признало серьезность введения обходных маршрутов. Во время семинара о дорожно-транспортных происшествиях на пустынных шоссе, проведенных иорданской газетой «Аль-Гад», исполнительный директор Министерства автомобильных дорог Иман Обейдат сообщил, что две трети аварий произошли именно на этих объездных путях, ссылаясь на ошибки водителей и ошибки при превышении скорости и обгоне.

Проведенный в ходе этого исследования анализ выборки дорожно-транспортных происшествий показал, что 37 смертей и 114 травм произошли только в результате 30 несчастных случаев на объездных маршрутах. Две трети этих аварий приходились на столкновения.

Эти цифры, однако, отражают все инциденты, произошедшие на объездных маршрутах. Для получения окончательных результатов требовалась точная методология. Это означало исключение всех несчастных случаев, которые в новостях или полицейских заявлениях не указывались как происходящие на объездном маршруте (в его начале, в его середине или в его конце).

В 2018, 2019 и 2020 годах в районе Дабаа, включая оба направления, произошло наибольшее число несчастных случаев со смертельным исходом, в результате которых 14 человек погибли и 38 получили ранения. За этим последовали диверсии в районе Катране, в результате которых в 2019 и 2020 годах погибло 6 человек и было ранено 10.

Нормы безопасности

Профессиональные источники не исключают потенциального увеличения числа аварий на объездных маршрутах-тем более что водителей просят значительно снизить скорость на этих маршрутах по сравнению с гораздо более высокими скоростными ограничениями на шоссе.

В американском Руководстве по единым устройствам управления дорожным движением на улицах и автомагистралях (MUTCD) приводятся исследования, согласно которым снижение скоростных ограничений на диверсии на 30 миль/час (48 км/ч) увеличивает риск столкновений на этих маршрутах.

MUTCD, важный ресурс для исследователей в области дорожного строительства, используется в качестве основной ссылки в ряде арабских руководств. Снижение скорости отклонения на 10 миль/час (16 км/час), по-видимому, более эффективно снижает вероятность столкновения.

Министерство общественных работ и жилищного строительства установило ограничение скорости на уровне 60 км/час для объездных маршрутов по пустынному шоссе, пока этот проект находится в стадии реализации. Строительные работы выполняются в соответствии с международными спецификациями применяемыми Саудовской Аравией, при этом разница между скоростными ограничениями на шоссе и на объездных маршрутах могла достигать до 50 км/ч для небольших транспортных средств и 40 км/ч для грузовиков.

Мэр Аль-Хасы Ибрагим Абу Джфейн считает, что существуют различия в технических характеристиках различных объездных маршрутов в зависимости от того, какую часть шоссе они соединяют. Некоторые подрядчики определяли полосы движения для направлений движения, в то время как другие оставляли дороги без указания полос движения.

Абу Джфайн сказал, что большинство смертей произошло в результате несчастных случаев на участке шоссе между Дабаа и Аль-Хассой и произошло на открытых объездных маршрутах. “Это были легкие, гладкие дороги, которые не были изрезанными, и водители использовали чрезмерные скорости и обгоны в обоих направлениях», — сказал он.

Риск не ограничивался объездными путями без определенных полос движения, так как при использовании столбов и пластиковых прокладок также происходили аварии со смертельным исходом.

Предупреждения о риске аварий в местах проведения дорожных работ поступили в самом начале реализации проекта-всего через пару месяцев после того, как бывший министр общественных работ и жилищного строительства Сами Халаса объявил о внедрении первой модели отвода с целью ее последующего внедрения на шести других участках шоссе.

Одним из самых ранних предупреждений была просьба королевским командованием безопасности региона Бадия (пустыня), в начале реализации проекта, в Министерство общественных работ и жилищного строительства. Королевское командование безопасности поручило подрядчику, ответственному за техническое обслуживание вблизи района Аринбе, установить бетонные перегородки, разделяющие две полосы дороги, после нескольких несчастных случаев со смертельным исходом на диверсионном маршруте в этом районе. Они заявили, что столбов и пластиковых прокладок недостаточно для разделения полос.

Парламентский комитет также вынес рекомендации по спецификациям диверсий на пустынном шоссе после инспекционной поездки через два года после начала проекта восстановления дорог. В ходе реализации проекта, по данным Института дорожного движения, в результате дорожно-транспортных происшествий было зафиксировано 69 смертей и 1056 травм.

Даже на завершающих этапах проекта продолжали происходить опасные дорожно-транспортные происшествия. После двух дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло девять человек, Министерство общественных работ и жилищного строительства разделило полосы движения на трассе Аль-Катрана, чтобы водители не обгоняли друг друга всего через четыре дня после начала дорожных работ, как было опубликовано Департаментом внешнего патрулирования на их официальной странице в Facebook в сентябре 2020 года.

Полосы движения грузовиков и отсутствие планирования

В исследовании, проведенном Институтом дорожного движения на пустынном шоссе в 2016-2017 годах, говорилось о важности отделения грузовых автомобилей от других транспортных средств и рекомендовалось останавливать движение грузовых автомобилей по шоссе в часы пик в определенные дни, перенаправляя их движение на дорогу Дибба-Ханут-Джафр.

Министр общественных работ и жилищного строительства объявил на старте проекта, что будет создана третья полоса специально для грузовиков. Однако это решение было отменено, и министерство удовлетворилось тем, что заставило большие грузовики двигаться по правой полосе на пути в Акабу, а бензовозы-по маршруту Аль – Джафр- Аль-Азрак.

Проект Восстановления Пустынного шоссе
значок деньги

Финансирование
Грант и кредит от Саудовского фонда развития и частичное финансирование из Казны.
значок счета фактуры

Стоимость
Около 312 миллионов долларов США = примерно 226 миллионов иорданских динаров
значок pin

Расположение
Простирается на 220 км от перекрестка международного аэропорта королевы Алии до Мрайги.
значок календаря

Срок действия Контракта
609 дней на каждую секцию, которая расширилась до 943 дней после добавления третьей полосы.
инструменты значков

Исполнительное агентство
Три предложения были переданы трем консорциумам подрядчиков, включая саудовцев, и были осуществлены под контролем Министерства общественных работ и жилищного строительства.

Отчет Всемирного банка за 2016 год выявил «явный дисбаланс в расходах в пользу дорогостоящей реконструкции по сравнению с регулярным обслуживанием» дорожной инфраструктуры Иордании.

Согласно отчету, Министерство общественных работ и жилищного строительства отдавало приоритет ремонту дорог, которые были сильно повреждены из-за нехватки средств и накопленного остатка ремонтных работ.

Эксперт по городскому планированию д-р Мурад Калалде сказал, что проект восстановления пустынного шоссе выявил отсутствие планирования, поскольку он не является приоритетным в свете подхода государства к децентрализации, ослаблению давления на центр и возвращению на периферию. “Мы не хотим поощрять людей приезжать и жить в Аммане”, — сказал Калалде.

Калалде считает, что должна быть национальная городская стратегия, используемая в качестве ориентира для уточнения потребностей и определения приоритетов. Это означает возможность иной структуры дорог, подчеркивая необходимость пересмотра пустынного шоссе с точки зрения планирования, а не восстановления этой дороги, построенной тридцать лет назад.

Калалде, который в настоящее время возглавляет Иорданский форум планирования, описал проект восстановления пустынного шоссе как «экономическое преступление и пустая трата государственных денег, которая включает в себя удаление одного слоя с дороги и замену его другим, игнорируя при этом аспекты реконструкции и развития.”

Это похоже на то, что было заявлено в отчете Аудиторского бюро за 2018 год о проекте: «Работа проекта включает в себя очистку старой асфальтобетонной смеси и внедрение новых слоев асфальтобетонной смеси, временные отвлекающие работы и безопасность дорожного движения с последующим добавлением третьей полосы для грузовых автомобилей.»

Эксперт описал этот проект ближе к отчету Аудиторского бюро, в то время как Министерство общественных работ и жилищного строительства описывает его как «реконструкцию дороги.»

Человеческая ошибка или Дорожные дефекты?

Данные Института дорожного движения за 2017 год показали, что внезапные изменения полосы движения водителями составили около 60% дорожно-транспортных происшествий, вызванных человеческой ошибкой на пустынном шоссе, и около двух третей смертей в результате дорожно-транспортных происшествий на шоссе. Это возглавило список человеческих ошибок в первом квартале 2018 года на этом шоссе.

Исследование, проведенное Иорданским дорожным институтом в 2015 году на пустынном шоссе, показало, что водители могут прибегать к смене полосы движения, чтобы избежать выбоин и ухабов на дороге, что, в свою очередь, приводит к отклонению от правой полосы движения и тем самым вызывает аварию.

Между тем Министерство общественных работ и жилищного строительства считало превышение скорости одной из самых серьезных ошибок, приводивших к несчастным случаям на пустынном шоссе.

Это расследование проводилось после ряда нарушений скоростного режима, которые отслеживались Внешним патрульным управлением на пустынном шоссе. За один год было выявлено 28 случаев нарушения скоростного режима на объездных маршрутах, в результате которых в 2018-2020 годах произошло ДТП со смертельным исходом, в результате которых погибли 22 человека и еще 52 получили травмы.

Официальная статистика показывает, что подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий, приведших к травмам в Иордании, были вызваны человеческой ошибкой. Последние статистические данные были опубликованы в Ежегодном докладе Иордании о дорожно-транспортных происшествиях за 2019 год, в котором говорится, что вклад человеческого фактора в дорожно-транспортные происшествия составил 98,2% по сравнению с 0,6%, понесенными дорожными дефектами.

Что касается качества дорог, то в 2017-2018 годах Иордания заняла 63-е место в мире с индексом 4,1/7 по классификации Всемирного экономического форума. Это вызвало вопросы о критериях, которые использовались для расчета вклада человеческого фактора в причинение вреда в Иордании.

Картина становится яснее при сравнении с Объединенными Арабскими Эмиратами, которые занимают первое место в мире по качеству дорог и где вклад человеческой ошибки в аварии не превышает 85%. Что касается Египта, то он занял более близкое место к Иордании, набрав 3,9/7 баллов, причем вклад человеческого фактора в аварии достиг 77%, по сравнению с 15%, вызванными дорожными условиями в зарегистрированных авариях.

Всемирная организация здравоохранения заявляет, что дорожная инфраструктура тесно связана с серьезными травмами и смертями, вызванными дорожно-транспортными происшествиями, считая, что проектирование и техническое обслуживание должны осуществлять процедуры безопасности, учитывающие человеческую ошибку.

С юридической точки зрения Министерство общественных работ и жилищного строительства отвечает за дороги, в том числе внешние, и за обеспечение безопасности участников дорожного движения.

статья 4 Закона № (24) 1986 года, который является Законом о дорогах: Министерство общественных работ и жилищного строительства берет на себя задачу надзора, содержания и улучшения дорог или проведения всех работ, обеспечивающих повышение их эффективности и максимальную безопасность в их использовании, и с этой целью устанавливает дорожные знаки и сигналы и устанавливает любые знаки или рекламные объявления по обочинам дорог.

В прошлом году Иорданский кассационный суд опирался на эту юридическую ответственность, вынося решение по иску, поданному семьей человека, погибшего в аварии на пустынном шоссе 12 лет назад. Этот человек, кормилец своей семьи, теперь подающий заявление о компенсации, погиб, когда его автомобиль врезался в туннель, который не был окружен защитными барьерами, убив всех пассажиров. Решение суда возложило на министерство 50% ответственности за аварию, исходя из его ответственности за дороги и их безопасность и техническое обслуживание. Министерство также отвечает за установку предупреждающих знаков и барьеров для обеспечения безопасности участников дорожного движения.

Решение Кассационного суда Иордании № 4001 от 2017 года, вынесенное в декабре 2017 года, сочло, что если бы Министерство общественных работ установило барьеры со всех сторон туннеля, как это было сделано сразу после аварии, то это могло бы предотвратить падение транспортного средства в него или, по крайней мере, смягчить их ответственность за аварию.

Мурад Аль-Бустанджи, адвокат, назначенный по этому делу, сказал, что суд основал свое решение на специальном техническом отчете, чтобы подчеркнуть дефекты дороги, поскольку ранее водитель транспортного средства был привлечен исключительно к ответственности за аварию в соответствии с пунктом о превышении скорости. Закон обязывал водителя транспортного средства принимать необходимые меры предосторожности для обеспечения безопасности дорожного движения, в то время как Министерство общественных работ и жилищного строительства, а также муниципалитеты несли ответственность за дорожные дефекты.

АРИЙ направил запросы о комментариях в Орган регулирования наземного транспорта и Министерство общественных работ и жилищного строительства для уточнения деталей расследования, приложив к этому право на информацию, но на сегодняшний день ответа не получил.

Выборочные несчастные случаи и методология исследования

Это исследование основано на выборке несчастных случаев, произошедших в период с января 2017 года по ноябрь 2020 года, и включало как минимум около 60 процентов смертей, зарегистрированных в этот период. Выборка 2018 года включает в себя несчастные случаи, приведшие к 98 смертям, в то время как выборка 2020 года включает в себя 27 погибших.

Сбор выборочных единиц (инцидентов) основывался главным образом на изучении архивов новостей на сайтах каждого из них: Управление гражданской обороны — Архив новостей; Департамент дорожного движения; Департамент внешнего патрулирования; FM-радио общественной безопасности; Министерство общественных работ и жилищного строительства; Иорданское информационное агентство (Петра). Поиск был также проведен на официальных страницах тех же организаций в Facebook и Twitter.

Расследование проводилось по тщательной методике для получения информации о происшествиях. В ходе обысков указывалось наличие в тексте слова «пустынное шоссе», адрес заявления или новости, названия диверсий на дороге или ссылка на Управление внешнего патрулирования (станция Аз-Зумайла) в качестве ориентира вблизи места происшествия.

Транспортные средства, указанные в поиске, включали грузовые транспортные средства, которые были описаны как: грузовик, прицеп, эвакуатор, грузовое транспортное средство, лебедка, пикап, Диана, танкер, газовоз, лоубой, прицеп, полуприцеп и контейнер.

Расследование также включало в себя изучение ряда новостных сайтов с целью сравнения, проверки обстоятельств и места происшествия или получения дополнительной информации о них. Поиск также искал инциденты, которые произошли на пустынном шоссе, о которых сообщали средства массовой информации, но не были включены в официальные сайты или архивы, из которых было ограниченное количество случаев.

Были обысканы следующие новостные сайты: Иорданское информационное агентство (Петра), иорданская газета «Аль-Рай», иорданская газета «Аль-Гад», новостной сайт «Ройя», сайт Королевского телевидения и сайт «Хала Ахбар» Радио Вооруженных сил (Радио Хала).

https://arij.net/investigations/the-deset-highway-en/

This entry was posted in 1. Новости, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.