29 апреля 1891 года в японском городе Оцу совершено покушение на царевича Николая Романова. Будущий император чудом избежал смерти, когда во время движения в открытой коляске по запруженной людьми улице на него набросился вооружённый полицейский Цуда Сандзо, который успел нанести Николаю саблей два удара.
«Не успели мы отъехать двухсот шагов, – описывал Николай это происшествие в письме к матери, – как вдруг на середину улицы бросается японский полицейский и, держа саблю обеими руками, ударяет меня сзади по голове! Я крикнул ему по-русски: что тебе? – и сделал прыжок через моего джен-рикшу. Обернувшись, увидел, что он всё ещё бежит на меня с поднятой саблей. Я со всех ног бросился по улице, придавив рану на голове рукой. Я хотел скрыться в толпе, но не мог, потому что японцы, сами перепуганные, разбежались во все стороны…»
Первым, кто пришел в себя был греческий принц Георг: бамбуковой тростью, купленной в тот день, он ударил нападавшего, однако не сумел сбить того с ног. Следом на замешкавшегося Сандзо бросился рикша Николая Мукохата Дзисабуро, и после того как оружие выпало у Цуды из рук, рикша Георга, Китагаити Ититаро, схватил саблю и ударил ею нападавшего по спине. Подоспевшие полицейские скрутили коллегу.
Николю оказали первую помощь и доставили в дом губернатора. С личными извинениями на следующий день из Токио прибыл император Мэйдзи. Он пожаловал Николаю орден Хризантемы – высшую награду Японии.
Часть членов японского правительства допускала возможность организации убийства Цуды Сандзо и последующее объявление о его смерти «в результате болезни». Большинство считало необходимым судить полицейского военным судом с вынесением смертного приговора. Однако по законам мирного времени действия Цуды Сандзо квалифицировались как попытка предумышленного убийства, что наказывалось пожизненной каторгой. Кроме того, председатель Верховного суда Японии Кодзима Икэн (был назначен на этот пост за 5 дней до инцидента) заявил, что не потерпит вмешательства в процесс: «имеет место попирание Конституции и оказывается внешнее давление на юрисдикцию». Согласно 57-й статье Конституции провозглашалась независимая судебная власть.
15 мая в отношении Цуда Сандзло был вынесен приговор. В его основу легли три статьи Уголовного кодекса: 292-я, 112-я и 113-я (первая часть). Шестью голосами из семи судьи Верховного суда постановили: «В соответствии с законом, преступление квалифицируется как покушение на убийство… подсудимый Цуда Сандзо приговаривается к пожизненным каторжным работам.
После вынесения приговора Цуда Сандзо был временно помещён в тюрьму в Кобе, а 20 июня отправлен в тюрьму города Кусиро, где, согласно официальной версии, скончался от пневмонии 18 сентября того же года. (Может быть все-таки восторжествовала точка зрения «об объявлении смерти от болезни»?)
Происшествие несомненно запомнилось Николаю I, но из него он вынес ошибочный вывод о слабости японской государственности. Мнение о плохой организации армии и флота в Японии, которое ему внушали офицеры штаба, когда он стал императором, он охотно принимал. В том числе поэтому он легко принял решение о начале войны с Японией, что для России стало первой катастрофой в период его долгого и трагического правления.
По материалам интернет ресурсов
профессор
Игорь Михайлович Мацкевич