Поколение Z. Всегда ли отклонение от социальных норм — это девиация?

Поколение Z. Всегда ли отклонение от социальных норм — это девиация?

«Цель моральных норм, которые общество предъявляет к личности, состоит в том, чтобы ограничить её свободу. Подлинная моральность начинается с умения отбросить эти нормы и руководствоваться только своей совестью и теми моральными ценностями, которые человек сам творит».
Жан Поль Сартр

Поколение Z, или, как еще их называют, постмиллениалы, или «зеты», родились в разгар развития мультимедийных технологий, которые сделали их поколением, выросшим в цифровой среде. Несомненно, поколения, предшествующие поколению Z, создали организованную систему норм, в рамки которой входит современное общество, и «зетам» пришлось адаптироваться к этим условиям перехода развития социума на новый уровень и, соответственно, к изменениям эталонов и стандартов поведения.

Нормы, стандарты и правила — это результат традиций и культуры. Они регулируют направление деятельности людей, во избежание неблагоприятных последствий для системы, но при всем своем могуществе не отражают истинных форм поведения. Ввиду этого приходим к умозаключению, что в социальной действительности обнаруживается не только конформизм, но и нонконформизм.

Абсолютно любая норма является относительной. Поскольку «нормальное» поведение в аспекте одной цивилизации может расцениваться как «отклоняющееся» в стенах других культур. Любому обществу в тех или иных временных рамках свойственны различные формы отклонений от социальных норм исходя из нравственных, исторических и политических условий. Форма и характер этих отклонений позволяет нам делать определенные выводы о признаках, которыми обладает общество на данный период, и что способствовало появлению сбоя в этой системе.

Термин «девиация» обычно ассоциируется с наркоманией, вандализмом, алкоголизмом, бродяжничеством и всеми асоциальными и аморальными проступками. Российский ученый Я.И. Гилинский [1, с. 28] рассматривает девиантное поведение как социальное явление, которое выражается в статистически устойчивых видах деятельности людей в противовес официально закрепленным или сформированным в данном обществе нормам и ожиданиям. Мы привыкли считать, что девиантное поведение обязательно влечет за собой гамму негативных и осуждающих реакций со стороны общества и должно быть административно или уголовно наказуемым. И такое понимание этого термина давно закрепилось на страницах различных научных отраслей, как психология, криминология, педагогика и социология.

Несмотря на это, девиации как психологический феномен не всегда рассматриваются с негативной точки зрения. Как отмечает философ Э. Дюркгейм [2, с. 320], определенный процент девиантности присущ абсолютно любому обществу, и это вполне нормальное явление. В парадигме структурного функционализма Эмиль Дюркгейм обосновал, что положительные отклонения в поведении способны объединять и координировать действия людей, они содействуют социальным изменениям. Он акцентировал внимание на том, что в истории есть множество примеров великих гениев и творцов, которые благодаря своему уникальному нестандартному мышлению и отклоняющемуся от норм поведению опередили свое время и привели общество к модернизации и, соответственно, к развитию.

Таким образом, «отклоняющееся» не всегда является плохим. Закон материалистической диалектики о единстве и борьбе противоположностей в очередной раз доказывает преимущества существования отклоняющегося поведения [5, с. 48]. Наше общественно-историческое развитие основано на процессе возникновения внутри той или иной целостности конфликта противоположностей. Эти противоположности взаимоисключающие друг друга так же, как и взаимодополняющие. Они модернизируют имеющуюся систему, непрерывно ведя общество к прогрессу. Развитие неизбежно вызывает соперничество старого и нового, стабильного и изменчивого, нормы и отклонения. Как говорит Александр Зиновьев — «главное не в том, что есть отклонение от нормы, а в том, что есть норма, с необходимостью рождающая эти отклонения». Удобный и «правильный» путь по проторенной дороге всегда превалировал в выборе жизненного пути у жителей России, но живя в постиндустриальном обществе, становится невероятно ценным умение человека сойти с этой тропы и прокладывать новые дороги для новых возможностей. Преодоление устаревших норм, крушение идеалов, смена авторитетов, революционность — все эти слова соотносимы к бунтарям и мятежникам, но имеют звучание решимости и новаторства.

Постмиллениалы не похожи на предыдущие поколения. Их отличия состоят в том, что они более открытые и свободные. Не в их интересах сковывать себя социальными рамками, ведь доминирующим приоритетом поколения Z является их стремление к самовыражению. Их отличие от предыдущих поколений в ярко выраженном состоянии кризиса идентичности и склонности к индивидуализму. Данный кризис на основе работ Э. Эриксона, Дж. Марсиа [4, с. 5–44] обозначается как мораторий. Постмиллениалы не готовы принимать окончательное решение в выборе жизненного пути, но и чужое мнение их не устраивает. Они проявляют инициативу к разрешению этого кризиса самостоятельно посредством использования различных вариантов. Поэтому будучи в идентификационном моратории, они находятся в постоянном поиске информации для самоопределения и подбирают свой стиль жизни. Как бы то ни было, на первых этапах такого исследования и отбора правильных для себя решений у поколения Z возникает чувство увлеченности и радостного ожидания, отсюда и их тяга ко всему новому и нестандартному. Но существование в постоянном поединке с конфликтующими ценностями и альтернативами, обеспокоенность своим будущим сопровождается комплексом таких эмоций, как тревога, негативизм и неудовлетворенность собой и своими силами, которые легко могут перейти в девиантное поведение.

В то же время, к счастью для них, изменения, которые происходят в обществе XXI века, открывают возможности для обращения их стремления к самоактуализации в положительное русло. Они проявляют наибольшую активность, чем предыдущие поколения, в вопросах общественной жизни и неравнодушно относятся к экологическим и социальным проблемам. Для людей поколения Z наиболее ценным является не безукоризненное следование правилам, а умение при необходимости их нарушать без негативных последствий для общества и самой личности. В связи с этим митинги, протесты, создание общественных петиций не приравниваются ими к началу революционного движения и к бунту, для них это возможность быть услышанными и повлиять на решение той или иной волнующей общество проблемы.

Наравне с Э. Дюркгеймом социолог Р. Мертон [3, с. 260] считает, что положительные или отрицательные девиации, нарушение социальных предписаний являются вполне адекватной и ожидаемой реакцией нормальных людей на не принимаемые ими социальные условия. Вследствие этого достижение актуальных для поколения Z целей исключительно легитимным способом становится невозможным, но и к противоправным действиям они не хотят иметь отношение. Поэтому амбициозное и творческое поколение старается соблюдать границы допустимого и в то же время существенно влиять на сформировавшиеся и закрепленные нормы.

Выводы

Общество систематически вбирает в себя все новые и новые социальные нормы. Нормы, которые некогда были недопустимы, становятся частью социума и принимаются за сами собой разумеющиеся. Восприятие людей, которые отличались своими нетрадиционными подходами и неординарностью мышления, с каждым новым поколением меняется. То, что раньше не принималось и считалось девиацией, сейчас имеет более размытые границы понимания. Поэтому необходимо более углубленно изучать эту тему исходя из развития и изменчивости нашего мира и его ценностей.

Литература

  1. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». ‒ 2-е изд., испр. и доп. ‒ СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2007. ‒ С. 28.
  2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. ‒ М.: Терра-Книжный Клуб, 2008. ‒ 352 с.
  3. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. ‒ С. 271.
  4. Татарко, С.А. Измерение идентичности в рамках статусной модели Дж. Марсии // Психологическая диагностика. – 2009. ‒ №1. ‒ С. 5-44.
  5. Халин С.М. Основы философии диалектического материализма: Учебник / В редакции д. филос. н, проф. С.М. Халина. ‒ Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2020. ‒ 48 с.

Источник: Дунаев А.Г., Миронова П.А. Поколение Z. Всегда ли отклонение от социальных норм — это девиация? // Социально-психологические проблемы просоциального поведения современного поколения детей и молодежи: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Севастополь, 14–15 октября 2022 года. Севастополь: ФГБНУ «Институт природно-технических систем», 2022. С. 229–231.

This entry was posted in 1. Новости, 2. Актуальные материалы, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.