История криминальных событий

21 мая 1924 года двое американских молодых бездельника решили совершить идеальное убийство

21 мая 1924 года двое юношей из богатых семей — Натан Леопольд и Ричард Леб — убили 14-летнего Роберта (Бобби) Фрэнкса. Они были уверены, что совершили идеальное преступление и не будут пойманы.

Весной 1924 года Натану Фрейденталю Леопольду-младшему было 19 лет, Ричарду Альберту Лебу — 18. Оба жили в престижном районе Кенвуд в южной части Чикаго. Леопольд никогда надолго не покидал родной город, Леб некоторое время учился в Мичиганском университете, но осенью 1923 года перевелся в Чикагский университет. После его возвращения в Чикаго их дружба возобновилась. Семьи обоих подростков были богатыми и уважаемыми.

Натан Леопольд увлекался философией Фридриха Ницше, считал себя сверхчеловеком, который может пренебрегать общепринятой моралью, так как ему все позволено — даже убийство. Ричард Леб был склонен к бессмысленному разрушительному поведению — угонял машины, поджигал автомобильные покрышки, бил витрины магазинов.

Жертва юных бездельников, Бобби Фрэнкс был троюродным братом Ричарда Леба. Иногда он играл с Ричардом Лебом в теннис на корте у дома Лебов. Бобби был сыном бизнесмена Джейкоба Фрэнкса. У Бобби Фрэнкса были старшие брат и сестра — Джек и Джозефина. За две недели до своей гибели Бобби участвовал в школьных дебатах на тему смертной казни. Он выступал как противник этой меры наказания. Его брат Джек отстаивал противоположную точку зрения. «Убийц нужно вешать»,— утверждал он.

Фото Бобби Фрэнкса

В шестом часу вечера 21 мая 1924 года Бобби Фрэнкс возвращался домой из школы. Рядом с ним остановился автомобиль. Ричард Леб сидел на заднем сиденье, Натан Леопольд был за рулем. У Леопольда был свой автомобиль — красный спортивный Willys-Knight. Но друзья решили, что такая машина будет слишком заметна. Поэтому они арендовали серый Winton, назвав в прокатной конторе вымышленное имя и расплатившись банковским чеком на это имя. Леб уговорил мальчика прокатиться по кварталу — якобы для того, чтобы обсудить покупку Ричардом теннисной ракетки для брата. Пока они ехали, Леб с заднего сиденья зажал Бобби рот рукой и ударил его по голове долотом. Потом ударил еще раз. Когда Бобби повернул голову к Лебу, тот нанес еще два удара. Но Бобби все еще оставался в сознании. Тогда Леб затащил его на заднее сиденье, засунул ему в рот лежавший на полу коврик и заклеил рот клейкой лентой: позднее экспертиза установила, что причиной смерти стало удушье.

Убийцы отвезли труп Бобби в малолюдное место, к озеру Вулф, расположенному на границе штатов — между чикагским районом Хегевиш (штат Иллинойс) и городом Хаммонд (штат Индиана). Труп раздели догола, чтобы его сложнее было опознать, и спрятали в водопропускной трубе под полотном железной дороги. Одежду сожгли в печке в доме Ричарда Леба.

Натан Леопольд хорошо знал место, где был спрятан труп. Болота в Хегевише были популярным местом для наблюдения за птицами. Натан Леопольд был орнитологом, водил экскурсии для любителей птиц, напечатал две статьи в главном американском орнитологическом журнале Auk (о повадках древесницы Киртланда и о том, как большие воловьи птицы подкладывают в гнезда древесницам свои яйца).

Родители Бобби Фрэнкса, когда тот не пришел из школы вовремя, начали его разыскивать. В поисках Джейкобу Фрэнксу помогал друг семьи, адвокат Сэмюэл Эттельсон. Около восьми вечера в доме Фрэнксов раздался телефонный звонок. Флора Фрэнкс, мать мальчика, взяла трубку. Неизвестный, представившийся Джонсоном, сообщил ей: «Вашего сына похитили. С ним все в порядке. Ждите дальнейших известий утром». После того как звонивший повесил трубку, Флора потеряла сознание.

Около восьми часов утра 22 мая живший в Хегевише иммигрант-поляк Тони Манковски увидел, что из водопропускной трубы торчат две босые ноги. Манке решил позвать на помощь. Увидев, что по рельсам едут две дрезины, он замахал руками, привлекая внимание железнодорожных рабочих. Дрезины остановились. Железнодорожники достали из трубы труп. Рабочий Пол Корф решил, что мальчик, вероятно, купался и утонул. Значит, где-то рядом должна быть его одежда. Одежды Корф не нашел, зато нашел очки — с круглыми линзами, в темной роговой оправе.

На место обнаружения трупа мальчика прибыла полиция. Железнодорожные рабочие отдали полицейскому Тони Шапино найденные очки. Когда труп Бобби Фрэнкса доставили в мертвецкую, очки положили рядом с ним, решив, что они принадлежали мальчику.

В полдень того же дня почтальон принес Джейкобу Фрэнксу письмо, в котором «похититель» сообщал свои требования: ни в коем случае не обращаться в полицию; уложить в коробку из-под сигар $10 тыс. старыми купюрами ($2 тыс.— 20-долларовыми банкнотами, остальное — 50-долларовыми); ждать телефонного звонка с дальнейшими указаниями в 13:00. Джейкоб Фрэнкс отправился в банк и снял со счета деньги именно такими купюрами, как было сказано в письме, чем очень удивил кассира. Журналисты газеты Chicago Tribune впоследствии обнаружили, что текст письма с требованием выкупа сильно напоминал текст такого же письма из рассказа Кристофера Бута «Синдикат похитителей», опубликованного в одном из недавних номеров журнала Detective Story Magazine. В 13:00 «Джонсон» позвонил Джейкобу Фрэнксу и сказал, чтобы тот поехал на такси к аптеке, находящейся на 63-й улице. Фрэнкс и адвокат Эттельсон оба слышали адрес, и оба от волнения забыли номер дома. Мужчины впали в панику, но в этот момент телефон зазвонил снова. На этот раз звонил не преступник, звонил муж сестры Джейкоба Фрэнкса, который в этот самый момент находился в морге и опознал мертвого племянника.

Во второй половине того же дня убийцы Леопольд и Леб, проходя мимо дома Фрэнксов, увидели, что там собралась толпа. Ричард Леб узнал журналиста Гольдштейна, с которым вместе учился в Чикагском университете, и спросил его, что произошло. Гольдштейн рассказал о том, что убили сына Фрэнксов, на что Ричард Леб заявил, что за такое ужасное преступление виновного нужно будет вздернуть. Он был уверен в собственной безнаказанности.

Джейкоб Фрэнкс объявил награду за помощь в поимке преступника (или преступников) — $5000. Полиция со своей стороны пообещала еще $1000. Две местные газеты были готовы заплатить по $5000 за эксклюзивную информацию, касающуюся преступления.

Под подозрение попали учителя школы, в которой учился погибший Бобби Фрэнкс. С точки зрения полицейских, учитель английского и помощник директора Митчелл выглядел слишком женственно, следовательно, мог быть гомосексуалистом. Это делало его главным подозреваемым. Ричард Леб помог усилить эту версию, сообщив журналистам, что Митчелл однажды сделал неприличное предложение его брату. Митчелла и учителя физкультуры Уильямса после ночного допроса в полиции отпустили, установив за ними слежку. Пока шел допрос, полиция обыскала их дома. Учитель химии Элвуд попал под подозрение, так как детективы вначале ошибочно посчитали, что Бобби мог быть отравлен. Бывшего учителя физкультуры Старрена заподозрили из-за того, что он был уволен с работы после жалоб со стороны мальчиков-учеников. К тому же Старрен носил очки. Учителя математики Уилсона держали под стражей дольше всего, хотя хозяева дома, в котором он снимал комнату, подтверждали его алиби. Девятилетний мальчик видел возвращавшегося из школы Бобби и примерно в то же время заметил проезжавший по улице серый Winton. Из-за этого некоего Джо Клона, который ездил на сером Winton, да к тому же носил очки, полиция задерживала трижды.

Найденные очки стали главной уликой. Выяснилось, что у очков редкая оправа, которая была запатентована незадолго до убийства. В Чикаго такие очки были только у трех человек. Одним из них был Натан Леопольд, которому их выписали шестью месяцами ранее, когда его начали мучить головные боли. Потом боли прошли, он перестал надевать очки, но держал их при себе.

23 мая Ричард Леб в доме одного из студенческих братств Чикагского университета разговорился со знакомыми об убийстве Бобби. Он высказал несколько предположений и предложил трем журналистам (в том числе Малрою и Гольдштейну) проехаться по аптекам, чтобы узнать, не оставлял ли кто сообщения для мистера Фрэнкса. Нужная аптека нашлась. Журналисты сообщили о своем открытии в газеты и в полицию.

24 мая Натан Леопольд и Ричард Леб пошли в клуб с девушками Сьюзен Лурье и Лоррейн Натан и однокашником Леопольда Абелем Брауном. В клубе, знакомясь с кем-то, Ричард Леб сказал: «Вы только что пожали руку убийце». Абедь Браун сказал Лебу, что у него странное чувство юмора.

Вскоре наконец дело сдвинулось с мертвой точки. Лесничий, работавший в тех местах, где был найден труп, рассказал полиции, что часто встречал там орнитолога из Чикагского университета Натана Леопольда. 25 мая Натана Леопольда вызвали на допрос. Он подтвердил, что часто бывал у озера Вулф, и признал, что у него есть очки, которые он раньше носил.  29 мая окружной прокурор Роберт Кроу отправил двух полицейских, чтобы те доставили Натана Леопольда к нему на разговор. Разговор проходил не в полицейском участке, а в отеле La Salle. Роберт Кроу показал Леопольду очки и спросил, ему ли они принадлежат. «Они похожи на мои,— ответил Леопольд.— Но мои должны быть дома». Прокурор отправил его домой вместе с одним из полицейских искать очки. Конечно, очки найти не удалось. На этот случай у Натана Леопольда была приготовлена версия, как его очки могли оказаться рядом с трупом. Он часто бывал в тех местах, совсем недавно он стоял недалеко от водопропускной трубы, целясь в редкую птицу — трехцветного плавунчика. Даже есть два свидетеля, которые это подтвердят. Видимо, в тот день очки выпали из нагрудного кармана его пиджака. Когда Натана Леопольда попросили продемонстрировать, как именно они могли выпасть, он растерялся. Натана Леопольда повторно доставили к прокурору в отель La Salle. Прокурор Кроу с двумя помощниками стал допрашивать его, где он был 21 мая. После нескольких часов допроса Леопольд якобы вспомнил события того дня и рассказал заранее подготовленное алиби. Он с приятелем катался на машине, потом они познакомились с двумя девушками — Мэри и Агнес. Все вместе весело провели время. Имя приятеля — Ричард Леб.

Сотрудники прокуратуры восприняли этот рассказ, как рассказ о том, кто был соучастником убийства: Натан Леопольд и Ричард Леб были арестованы. Под давлением улик первым сознался Ричард Леб. Когда Натан Леопольд узнал, что его товарищ заговорил, он тоже решил во всем признаться.

Судя по всему Ричард Леб заранее предвидел подобный ход событий и теперь всю вину за убийство подростка перекладывал на Натана Леопольда.

6 июня против Натана Леопольда-младшего и Ричарда Леба были выдвинуты обвинения в умышленном убийстве и похищении человека. Начался судебный процесс. Адвокаты убедили подзащитных признать себя виновными, чтобы судья рассматривал их дело без участия присяжных. По законам штата Иллинойс смертной казнью карались два вида преступлений — умышленное убийство и похищение человека. Именно в этом обвиняли Леопольда и Леба. В случае если бы они заявили о своей невиновности, для вынесения смертного приговора достаточно было бы, чтобы присяжные признали подсудимых виновными хотя бы по одному обвинению. Таким образом целью команды защиты было не допустить смертного приговора. Обвинение привлекло к обследованию подсудимых четырех судебных психиатров — Арчибальда Чарча, Хью Патрика, Гарольда Зингера и Уильяма Крона. Все четверо утверждали, что не обнаружили никаких признаков душевной болезни у подсудимых.

Приговор был вынесен 10 сентября. Оба подсудимых были приговорены к пожизненному заключению за убийство и дополнительно к 99 годам лишения свободы за похищение человека.

28 января 1936 года осужденный за убийство Джеймс Дэй в тюремном душе нанес более 50 колотых и резаных ран бритвой Ричарду Лебу. Раненого доставили в тюремный лазарет, где тот, несмотря на усилия врачей, скончался несколькими часами позже. Тюремное начальство признало, что Джеймс Дэй действовал в состоянии необходимой обороны, хотя для всех было очевидно, что он убил убийцу сына Джейкоба Фрэнкса скорее всего по его заказу.

Натан Леопольд был примерным заключенным. Отсидев 33 года, он вышел на свободу досрочно. Еще в тюрьме он начал писать книгу. Несмотря на советы редактора, он не стал описывать в книге события, предшествующие убийству Бобби Фрэнкса, и само убийство. Книга «Пожизненное плюс 99 лет» (Life plus 99 years) была опубликована в 1958 году. После освобождения Натанг Леопольд уехал в Пуэрто-Рико, вел относительно уединенный образ жизни, получил степень по социальной работе в местном университете, женился на вдове-американке Гертруде «Труди» Гарсиа де Кеведо (урожденной Фельдман). В 1963 году он опубликовал еще одну книгу — справочник по птицам Пуэрто-Рико и Виргинских островов (Checklist of Birds of Puerto Rico and the Virgin Islands). В шестидесятые годы он сумел объездить более 40 стран, побывал не только в нескольких странах Европы, в Афганистане, Австралии, Вьетнаме, Египте, Индии, Иордании, Китае, Ливане, Малайзии, Непале, Новой Зеландии, Сингапуре, на Таити и на Тайване, в Японии, посетил даже СССР. Он скончался в Пуэрто-Рико в 1971 году. За прошедшие сто лет про дело Натана Леопольда и Ричарда Леба было написано множество статей и книг, опубликованы материалы дела, поставлен мюзикл. Сюжеты нескольких кинофильмов, в том числе «Веревки» Альфреда Хичкока, частично основаны на истории убийства Бобби Фрэнкса.

Материал дан на основании очерка Алексея Алексеева в сокращенном варианте

https://www.kommersant.ru/doc/6692520?from=glavnoe_1

Пусть хотя бы в таком варианте люди вспомнят про юного Бобби Фрэнкса, который мог прожить длинную жизнь, но два негодяя не дали ему такого шанса.

профессор Игорь Михайлович Мацкевич

This entry was posted in 1. Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.