Философия преступности и противодействия ей

07 июня 2024 г. криминологическая лаборатория РГПУ им. А. И. Герцена при участии Санкт-Петербургского международного криминологического клуба проводит беседу «Философия преступности и противодействия ей»

С докладом «К философии преступности (о становлении свободного преступностиведения)» выступит Дмитрий Анатольевич Шестаков – д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, соучредитель и президент Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, заведующий криминологической лабораторией РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

Информация о месте и формате беседы будет размещена в ближайшее время. Начало в 17.00

Выжимка из основного доклада (выжимка публикуется на русском и немецком языках)

Д. А. Шестаков (Санкт-Петербург, Россия)[1]

К философии преступности (о становлении свободного преступностиведения)

Начало начал. Науку о преступности следует приблизить – и это понемногу уже делается – к миропониманию в целом. Видение преступности должно быть увязано с общими закономерностями бытия. Надо попытаться узреть преступность и ответы общества на неё сквозь лупу философских понятий и приёмов. Философия преступности в качестве грядущего раздела преступностиведения представляет некое мировоззренческое знание, вытекающее из обобщения наиболее значимых понятий и положений прочих отраслей этой науки. Данный раздел как определённый итог развития преступностиведения появляется не изначально, но со временем.

Прежде всего – основополагающий вопрос, вопрос о Боге. Почему я не верю в естественное мироразвитие? Хотя бы потому, что, поражаясь устройству мозга, в особенности мозга человеческого, заключаю без каких-либо сомнений: столь совершенное явление не могло возникнуть в итоге саморазвития («эволюции»). Нужен был толчок извне, свыше.

Создатель в моём человеческом понимании предстаёт в виде «вечной», безвременной боговосьмёрки, т.е. знака бесконечности. (Без серединного пересечения?) Пространственно вселенский разум видится как идематерия, а именно как единство всего сущего. К подобному пониманию в своё время пришёл и Д. С. Мережковский: «И Ты открылся мне: Ты – мир. Ты – всё».

Всё сущее сотворено и направляется волей Всевышнего. В Библии сказано: «И увидел Бог всё, что он создал, и вот, хорошо весьма». (Быт. 1: 31). Для преступностиведа, однако, важно осознать, что в само мироустройство заложены зло и страдания в виде так называемой «борьбы за существование» или, иными словами, взаимного «поедания». Ф. М. Достоевский устами князя Мышкина заключает: «Страдание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». Выходит, что зло и, в частности, крайние («преступные») его проявления есть непременная (необходимая?) составляющая воспроизводящегося миропорядка.

Суть зла и смягчающийся ответ на него. Преступностиведению, т.е. науке о зле в крайних его проявлениях, надо бы приблизиться к определению зла как такого. В. С. Соловьёв трактовал зло как общее свойство всей природы, связывая его с напряжённым самоутверждением. Он усматривал первоначальное происхождение зла в области вечного «доприродного» мира.

В космосе, благодаря «неведомо откуда взявшимися» законам притяжения и центробежной силы, возникает равновесие. Даётся оно дорогой ценой: взрываются либо разрушаются при столкновении звёзды и другие прекрасные космические тела. В живом мире идёт нескончаемая борьба за существование. Так устроена вселенная. Но только появившийся на свет человек в его историческом развитии начинает расценивать недобрые проявления по отношению к нему и его общественному слою как нечто единое, деятельно враждебное, вредоносное, т.е. как зло. Представление о зле становится одной из значимых составляющих человеческого сознания. По всей видимости, представление о зле возникло прежде представления о добре, которое воспринимается в качестве противоположности злу. Соотношение зла и добра подобно соотношению космических сил отталкивания и притяжения.

В преступностиведении под злом мы понимаем деятельность людей, которая причиняет вред природе, выделившемуся из неё человеку, народу, человечеству. Особо подчеркну вред человеку, человеку как таковому (per se), не всегда и не во всём хорошему, даже преступнику. Вот оно, в отличие от бытового разговора, преступностиведческое философствование.

Предположу, что Всевышний по мере развития вселенной счёл, что мироустройство, основанное на смертельной войне между живущими, следует, применительно к человечеству, смягчить. В Новом Завете сказано: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоанн 3:16). Божественно освящённая нравственность призвана влиять, разумеется, не только на человека, удерживая его от греха («не убей, не укради…», но и на уголовное право: «не убей», смягчи гнев свой).

Совершенствуя сотворённый им мир, Создатель привнёс на Землю новое стремление, стремление не к группоцентричному, но к абсолютному добру. С тех пор в человечестве наряду с тёмным тяготением наличествует тяготение просветлённое. Полагаю, что как зло, которое необходимо шаг за шагом ограничивать, следует трактовать не только преступление, но и жестокие крайности противодействия ему.

Философско-преступностиведческая триада. Происходившее в последние четыре с лишним десятилетия углубление некоторых из основополагающих преступностиведческих понятий, на мой взгляд, придаёт данным понятиям философское звучание. Из предложенных мной к таковым относятся семантическое понятие преступности (1981), понятия многослойной воронки (кратера) преступности (2006) и преступной глобальной олигархической власти (2013). Глобальная олигархическая власть (ГОВ) ныне олицетворяет всеобъемлющее мировое зло.

Меня можно было бы обвинить в бездоказательности существования ГОВ и, соответственно, глобальной олигархической преступности, поскольку бесспорных фактов пока нет. Предположение, а затем убеждённость у меня возникли из понимания того, что сверхбогатые люди – а их не так уж много – не могут не обсуждать между собой, как сберечь и приумножить свои деньги. Неизвестно, учреждено ли так называемое мировое правительство. Но в поле зрения находятся Большая восьмёрка (G 8), Бильдербергская группа, Совет по международным отношениям США и т.д. и т.п. Названные сборища служат согласованию интересов олигархов, выработке ими планов (в том числе направленных на разжигание войн[2]) наступательного управления планетой.

Повторю сказанное мною раньше. Глобальная олигархическая власть – это не парламенты и даже не «военно-промышленный комплекс», но самая сущность (quinta essentia) корыстного мирового зла. Выходящая за пределы преступностиведения проблема ГОВ должна в интересах всего человечества стать предметом философского осмысления нарастающей мировой драмы.

Бездуховность в причинном сплаве преступностиведения. Противодействие преступности следует по пятам её воспроизводства. А ядро учения о воспроизводстве преступности образует представление об общественных противоречиях как о причинах преступлений. В своё время (2012) мною были названы три основных относящиеся к областям сознания и бытия противоречия, порождающих преступления.

Причины преступности вплетены в само существо мироустройства, в его сердцевину. И вместе с тем преступность далеко не полностью может быть осмыслена рационально (Г.Н. Горшенков[3], Х.Д. Аликперов[4]). Её понимание предполагает выход за пределы обыкновенных, «обывательских» представлений.

Из трёх основополагающих причин преступности выделю ту, которая противостоит духовности. Духовность не от мира сего, она возвышается над земным миром. Противоречие между потребительством и духовностью проявляется и в ослаблении национальной идеи. Обращу внимание на возросшую меркантильность («торгашеский дух») значительной части нынешнего российского общества. Имеется в виду стремление к материальному обогащению, не соответствующему пользе, которую богатеющий человек приносит миру. Власть страдающего меркантильностью («торгашеского») общества не может не быть поражена продажностью. Самопродажа проституток и чиновников всех уровней на гнилостной почве бездуховности в современной России пышно расцветает.

Ощущается потребность в преступностиведчески значимом определение духовности. Духовность человека – это умение отрешиться от вещного и получать полноту мироощущения посредством интеллектуальной, эстетической, эмоциональной деятельности, которая в значительной мере абстрагируется от своей материальной основы. Важная составляющая часть духовности – связь с Родиной. Духовность не появляется на ровном месте, её развитие требует определённого образа жизни нескольких поколений.

Вглядывание в глубь преступности, на дно её кратера позволяет осмыслить корень преступного зла в целом. Там в глубине мы видим паразитирующую всемирного масштаба «олигархию», которая олицетворяет гибельную бездуховность саморазрушающегося человечества. Планетарная политика, направляемая олигархами, мешает человечеству.

К противопреступному антикратеру. Философ Д. Л. Андреев, говоря о развитии евразийской духовности, полагал необходимым воспитание в российском народе чуткого отношения к другим культурам, другим психологиям, укладам, мировоззрениям, к которым следует проявлять понимание, интерес, терпимость и любовь. Сутью такого отношения «является устремление духовно обогащаться самому, духовно обогащая всех».

Тяготение к категории духовности привлекло внимание криминологов к феномену русскости. Ф. М. Достоевским – а без него немыслима развивающаяся общая преступностиведческая теория – раскрыта та черта русской души, которая делает в условиях безумно-корыстного мира народ непобедимым. Это иное, русское отношение к деньгам, материальному – у Настасьи Филипповны, Дмитрия Павловича Карамазова, даже у Свидригайлова… Данная черта проявляется порой в небрежном отношении к собственному благоустройству, за небрежностью стоит готовность в минуту роковой опасности оставить без сожаления всё нажитое и бескорыстно отдать себя защите и укреплению Родины. За внешней беспечностью скрыта мощная готовность противостоять великому преступному злу.

Упомянутый Андреев сожалел о том, что Россия в её историческом развитии не обратила духовного взора на Восток вплоть до Индийского океана. Он писал о необходимости сопоставлять ценности равновеликих восточной и западной культур. По его мнению, соприкосновение с тысячелетними очагами восточной духовности уравновесило бы воздействие западного утилитарного духа, устремлённого главным образом к материальным благам. Задолго до появления в науке концептуальной модели «кратер преступности» Андреевым теоретически было возведено противоположно грядущему «кратеру» устремлённое ввысь некое теоретическое построение. Идиллически он надеялся на добровольное объединение стран во Всемирную федерацию. Затем, согласно замыслу Андреева, следовало бы создать Лигу преобразования сущности государства, поручив ей руководить устранением угроз великих войн, ослаблением насилия и возрастанием духа братства[5].

Взгляд в будущее. Духовный взор России, обращённый последние триста лет главным образом на Запад, надо расширить, охватив с русским размахом и Восток, в том числе индийскую и китайскую мудрость. И нашу науку о преступности тоже надо продвигать. В моём восприятии она раздвоилась на два потока. Первый, – предельно упрощённый, – впрочем, пригоден для преподавания в школе полиции, назовём его «полицейской криминологией». Второй поток (это уже собственно преступностиведение) увлекает исследователя в даль от упрощённой трактовки преступности в качестве суммы преступлений к объёмному, многослойному видению её сложного вплетения во всемирное общество. Хотелось бы, чтобы наука о преступности не ограничилась первыми шагами, которые к настоящему времени уже сделаны за пределы полицейской криминологии, но, философски углубляясь, проникала в глубины и переплетения зла.

D. A. Shestakov (Sankt Petersburg, Russland)[6]

Zu einer Philosophie der Kriminalität

(über die Entstehung einer freien Kriminologie)

Der Anfang der Anfänge. Die Wissenschaft über die Kriminalität sollte – und das wird nach und nach bereits getan – einem breiten philosophischen Weltverständnis nähergebracht werden. Die Sicht der Kriminalität muss mit den allgemeinen Gesetzen des Seins in Verbindung gebracht werden. Wir müssen versuchen, das Verbrechen und die Antworten der Gesellschaft darauf durch eine Lupe philosophischer Konzepte und Techniken zu sehen. Die Philosophie der Kriminalität als künftige Abteilung der Kriminologie repräsentiert eine Art weltanschauliches Wissen, das sich aus der Verallgemeinerung der wichtigsten Begriffe und Bestimmungen anderer Zweige dieser Wissenschaft ergibt. Dieser Abschnitt erscheint als ein bestimmtes Ergebnis der Entwicklung der Kriminologie nicht anfangs, sondern im Laufe der Zeit.

Zuallererst – die grundlegende Frage, die Frage nach Gott. Warum glaube ich nicht an die natürliche Selbstentwicklung? Zumindest weil ich, wenn ich die Gehirneinrichtung, insbesondere das menschliche Gehirn, betrachte, ohne jeden Zweifel schließe: Ein solches vollkommenes Phänomen konnte nicht durch Selbstentwicklung («Evolution») entstehen. Es brauchte einen Schub von außen, von oben.

Der Schöpfer erscheint in meiner menschlichen Vision als die «ewige», zeitlose göttliche Zahl acht, dh das Unendlichkeitszeichen. Räumlich betrachtet wird der universelle Verstand als eine Verschmelzung von Idee und Materie betrachtet, nämlich als Einheit aller Dinge. Zu diesem Verständnis kam auch D.S. Merezhkovsky zu seiner Zeit: «Und du hast mir offenbart: Du bist die Welt. Du bist alles».

Alles ist erschaffen und wird durch den Willen des Allerhöchsten geleitet. In der Bibel steht: «Und Gott sah alles, was er geschaffen hatte, und siehe, es ist sehr gut». (Genesis. 1: 31). Für den Kriminologen ist es jedoch wichtig zu erkennen, dass das Böse und das Leiden in Form eines sogenannten «Existenzkampfs» oder mit anderen Worten der gegenseitigen «Essenz» in die Weltordnung als unverzichtbarer Teil des Ganzen eingebettet sind. F.M. Dostojewski kommt mit Fürst Myschkin zu dem Schluss: „Leiden ist das wichtigste und vielleicht das einzige Gesetz des Daseins der ganzen Menschheit». Mit diesem Verständnis ist das Böse und insbesondere seine extremen („kriminellen») Manifestationen unverzichtbarer Bestandteil der sich reproduzierenden Weltordnung.

Das Wesen des Bösen. Die Kriminologie, das heisst die „Wissenschaft des Bösen“ in ihren äußersten Erscheinungsformen, sollte der Definition des Bösen als solches näher kommen. V. S. Solowjow interpretierte das Böse als allgemeine Eigenschaft der ganzen Natur und verband es mit einer intensiven Selbstbestätigung. Er glaubte, dass das Böse als Idee geboren wurde, bevor die Natur entstand.

Es gibt Gesetze der Anziehung und der Zentrifugalkraft im Weltraum, ihre Herkunft ist nicht erklärbar. Durch diese unerklärlichen Gesetze entsteht im Kosmos ein Gleichgewicht. Es wird zu einem teuren Preis gegeben: Sterne und andere schöne kosmische Körper explodieren oder werden zerstört, wenn sie kollidieren. In der lebenden Welt gibt es einen endlosen Kampf um die Existenz. So ist das Universum eingerichtet. Der Mensch fängt im Laufe seiner historischen Entwicklung an, die Missgunst gegenüber ihm und seiner sozialen Schicht als böse wahrzunehmen. Die Vorstellung vom Bösen wird zu einem der wichtigsten Bestandteile des menschlichen Bewusstseins. Offenbar entstand die Vorstellung vom Bösen vor der Vorstellung vom Guten, die als das Gegenteil des Bösen wahrgenommen wird. Das Verhältnis von Böse zu Gut ist wie das Verhältnis der kosmischen Kräfte von Abstoßung und Anziehung.

In der Kriminologie verstehen wir unter dem Bösen die menschliche Aktivität, die der Natur, den Menschen und der Menschheit schaden. Ich betone besonders den Schaden für den Menschen, für die Person als solche, sogar für den Täter. Hier ist es, im Gegensatz zum Alltagsgespräch kriminologisches Philosophieren.

Ich nehme an, dass der Allerhöchste im Laufe der Entwicklung des Universums dennoch entschieden hat, dass die Weltordnung, die auf einem tödlichen Krieg zwischen den Lebenden beruht, in Bezug auf die Menschheit gemildert werden sollte. Im Neuen Testament steht: «Gott hat die Welt so geliebt, dass er seinen einziggezeugten Sohn gegeben hat, damit jeder, der an ihn glaubt, nicht zugrunde geht, sondern ewiges Leben hat». (Johannes 3:16). Die göttlich geheiligte Moral soll natürlich nicht nur den Menschen beeinflussen und ihn von der Sünde fernhalten («Töte ihn nicht, klaue ihn nicht …», sondern auch auf das Strafrecht: «Töte ihn nicht», mildere deinen Zorn). Durch die Vervollkommnung der von ihm erschaffenen Welt brachte der Schöpfer ein neues Streben auf die Erde, das Streben nach nicht gruppenzentriertem, sondern nach absolutem Guten.

Seitdem sind in der Menschheit neben primitiven dunklen Motiven und Bestrebungen erleuchtete Motive und Bestrebungen vorhanden. Ich glaube, dass nicht nur das Verbrechen als Böses behandelt werden sollte, sondern auch die Grausamkeit des Staates. Beide Äußerungen des Bösen müssen Schritt für Schritt begrenzt werden.

Philosophisch-kriminologische Triade. Die Vertiefung grundlegender kriminologischer Konzepte in den letzten viereinhalb Jahrzehnten verleiht diesen Konzepten meiner Meinung nach eine philosophische Note. Dazu gehören die von mir vorgeschlagenen Konzepte: der semantischen Begriff der Kriminalität (1981), die Konzepte des vielschichtigen Trichters (Krater) der Kriminalität (2006) und der kriminellen globalen oligarchischen Macht (2013). Die globale oligarchische Macht (GOM) verkörpert jetzt ein umfassendes weltweites Übel.

Mir kann vorgeworfen werden, , dass ich keine Beweise für die Existenz von GOM und damit globaler oligarchischer Kriminalität vorlege. Es gibt noch keine unwiderlegbaren Fakten. Meine Annahme und dann meine Überzeugung entstand aus dem Verständnis, dass superreiche Menschen – und es gibt nicht viele – nicht darauf verzichten können, untereinander darüber zu diskutieren, wie sie ihr Geld sparen und vermehren können. Es ist nicht bekannt, ob eine sogenannte Weltregierung gegründet wurde. Aber die G8, die Bilderberg-Gruppe, der Rat für internationale Beziehungen der USA usw. sind in Sichtweite. Diese Versammlungen dienen wahrscheinlich der Abstimmung der Interessen der Oligarchen, der Ausarbeitung von Plänen für die offensive Kontrolle des Planeten (einschließlich der darauf abzielenden Kriege[7]).

Ich wiederhole, was ich vorher gesagt habe: Die globale oligarchische Macht ist kein Parlament und nicht einmal ein «militärisch-industrieller Komplex», sondern das Wesen (quinta essentia) des eigennützigen Weltbösen. Das über die Kriminologie hinausgehende Problem von GOM sollte Gegenstand einer philosophischen Überlegung des sich entwickelnden Weltdramas sein. Eine solche Diskussion würde den Interessen der gesamten Menschheit dienen.

Geistigkeit in der kausalen Legierung der Kriminologie. Die Bekämpfung der Kriminalität folgt auf den Fersen ihrer Reproduktion. Und der Kern der Lehre über die Reproduktion von Verbrechen bildet die Vorstellung von gesellschaftlichen Widersprüchen als Ursachen von Verbrechen. Zuvor (2012) wurden von mir drei Hauptwiedersprüchen genannt, die zu Verbrechen führen. Die Ursachen von Verbrechen sind in das Wesen der Weltordnung verwoben, in ihr Wesen. Und gleichzeitig kann die Kriminalität nicht vollständig rational verstanden werden (G.N. Gorshenkov[8], H.D. Alikperov[9]). Ihr Verständnis geht über die üblichen, «alltäglichen» Vorstellungen hinaus.

Von den drei grundlegenden Ursachen für Kriminalität werde ich diejenige hervorheben, die der Geistigkeit entgegentritt. Die Geistigkeit ist nicht von dieser Welt, sie erhebt sich über die irdische Welt. Der Widerspruch zwischen Konsumideologie und Geistigkeit manifestiert sich auch in der Schwächung der nationalen Idee. Ich werde meine Aufmerksamkeit auf die erhöhte Merkantilität («Handelsgeist») eines ziemlich großen Teils der gegenwärtigen russischen Gesellschaft lenken. Dies bezieht sich auf das Streben nach materieller Bereicherung, das nicht dem Nutzen entspricht, den ein reicher Mensch der Welt bringt. Die Macht einer an Merkantilität leidenden («Handelsgesellschaft») Gesellschaft kann nicht anders, als von Korruption betroffen zu sein. Der Selbstverkauf von Prostituierten und Beamten allen Niveaus auf dem faulen Boden der Geistlosigkeit im modernen Russland blüht prächtig.

Es besteht die Notwendigkeit einer kriminologisch sinnvollen Definition von Geistigkeit. Die Geistigkeit eines Menschen beinhaltet die Fähigkeit, sich vom Materiellen abzusetzen und durch intellektuelle, ästhetische, emotionale Aktivitäten, sich weitgehend von ihrer materiellen Grundlage — jedenfalls abstrakt — zu entfernen. Ein wichtiger Bestandteil der Geistigkeit ist die Verbindung zur Heimat. Die Geistigkeit erscheint nicht auf einer ebenen Stelle, ihre Entwicklung erfordert eine bestimmte Lebensweise mehrerer Generationen.

Ein Blick in die Tiefe der Kriminalität, auf den Grund ihres Kraters, ermöglicht es, die Wurzel des kriminellen Übels als Ganzes zu verstehen. Dort sehen wir in der Tiefe eine parasitäre «Oligarchie», die die tödliche Geistlosigkeit der selbstzerstörerischen Menschheit verkörpert. Die von Oligarchen geführte Globale Politik behindert die Menschheit.

Zu einem antikriminellen Antikrater. Der Philosoph D.L. Andreev hielt es für notwendig, im russischen Volk eine sensible Einstellung gegenüber anderen Kulturen, anderen Psychologien, Gewohnheiten, Weltanschauungen zu erziehen, zu denen Verständnis, Interesse, Toleranz und Liebe gezeigt werden sollten. Er sprach hier von der Entwicklung der eurasischen Geistigkeit. Das Wesen einer solchen Beziehung „ist der Wunsch, sich geistig selbst zu bereichern und alle geistig zu bereichern“. Das Verständnis der Kategorie der Geistigkeit hat die Aufmerksamkeit von Kriminologen auf das Phänomen der Russizität gelenkt. F.M. Dostojewski – und ohne ihn ist die sich entwickelnde allgemeine kriminologische Theorie undenkbar — offenbart die Besonderheit der russischen Seele, die das Volk in der heutigen wahnsinnig eigennützigen Welt unbesiegbar macht. Dies ist eine andere, russische Einstellung zu Geld, materiell — bei Nastasya Filippowna, Dmitry Pawlowitsch Karamazov, sogar bei Swidrigailov… Bereitschaft, alles, was sie verdient haben, ohne Reue in einem Moment tödlicher Gefahr für Russland zu verlassen und sich selbstlos dem Schutz und der Stärkung ihrer Heimat zu widmen.

Der erwähnte Andrejew bedauerte, dass Russland in seiner historischen Entwicklung die Blicke nicht geistig nach Osten, zum Indischen Ozean gerichtet hatte. Er schrieb über die Notwendigkeit, die geistigen Werte der großen östlichen und westlichen Kulturen zu vergleichen. Seiner Meinung nach würde die Berührung mit der tausendjährigen östlichen Geistigkeit den Einfluss des westlichen utilitaristischen Geistes ausgleichen, der hauptsächlich nach materiellen Gütern strebt. Lange vor dem Erscheinen des konzeptionellen Modells «Krater der Kriminalität» durch Andreev wurde eine theoretische Konstruktion gegenüber dem zukünftigen «Krater» errichtet, die nach oben gerichtet war. Idyllisch hoffte er auf eine freiwillige Eingliederung der Länder in einen Weltverband. Dann sollte nach Andreevs Plan eine Liga zur Transformation des Wesens des Staates geschaffen werden, die beauftragte, die Beseitigung der Bedrohungen der großen Kriege, die Abschwächung der Gewalt und die Zunahme des Geistes der Bruderschaft zu leiten[10].

Ein Blick in die Zukunft. Der geistige Blick Russlands, der in den letzten dreihundert Jahren hauptsächlich nach Westen gerichtet ist, muss erweitert werden, um auch den Osten zu erfassen, einschließlich der indischen und chinesischen Weisheit. Und auch unsere Kriminologie muss weiterentwickelt werden. In meiner Wahrnehmung wurde diese in zwei Ströme unterteilt. Die erste (sehr einfache) ist jedoch für den Unterricht an einer Polizeischule geeignet, nennen wir sie «Polizeikriminologie». Die zweite Richtung fasziniert den Forscher, von der vereinfachten Interpretation von Kriminalität als Summe von Verbrechen hin zu einer voluminösen, vielschichtigen Vision in eine komplexe Beziehung mit der Weltgesellschaft zu treten. Ich möchte, dass die Kriminologie nicht auf die erste Strömung beschränkt bleibt, sondern philosophisch in die Tiefen und Verflechtungen des verbrecherischen Bösen eindringt.

Ждём Ваши отклики на доклад, Вы можете присылать их на адрес электронной почты: criminology_club@mail.ru

[1] Дмитрий Анатольевич Шестаков – д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, соучредитель и президент Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, заведующий криминологической лабораторией РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: shestadi@mail.ru

[2] Данилов А. П. Политическая криминология об активной фазе войны глобальной олигархической власти против России (2022 – наст.). URL: https://www.criminologyclub.ru/home/the-last-sessions/465-vojna-globalnoj-oligarkhicheskoj-vlasti-protiv-rossii (дата обращения: 27.03.2024).

[3] См.: Горшенков Г. Н. Криминология как «расширенная наука» о преступности: время становления и развития. Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2015. С. 144.

[4] Аликперов Х. Д. Проблемы причинности в криминологии. URL: https://www.criminologyclub.ru/home/the-last-sessions/438-problemy-prichinnosti-v-kriminologi (дата обращения: 27.03.2024).

[5] Андреев Д. Л. Роза Мира. М.: Т-во Клышников-Комаров и К0, 1992. С. 10–11.

[6] Дмитрий Анатольевич Шестаков – д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, соучредитель и президент Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, заведующий криминологической лабораторией РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: shestadi@mail.ru

[7] Данилов А. П. Политическая криминология об активной фазе войны глобальной олигархической власти против России (2022 – наст.) URL: https://www.criminologyclub.ru/home/the-last-sessions/465-vojna-globalnoj-oligarkhicheskoj-vlasti-protiv-rossii (дата обращения: 27.03.2024).

[8] См.: Горшенков Г. Н. Криминология как «расширенная наука» о преступности: время становления и развития. Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2015. С. 144.

[9] Аликперов Х. Д. Проблемы причинности в криминологии. URL: https://www.criminologyclub.ru/home/the-last-sessions/438-problemy-prichinnosti-v-kriminologi (дата обращения: 27.03.2024).

[10] Андреев Д. Л. Роза Мира. М.: Т-во Клышников-Комаров и К0, 1992. С. 10–11.

Источник

This entry was posted in 1. Новости, 2. Актуальные материалы, 3. Научные материалы для использования, Конференция!. Bookmark the permalink.

Comments are closed.