5 декабря 1791 года умер Вольфганг Амадей Моцарт в бедности и одиночестве, не дожив двух месяцев до своего 36-летия. По свидетельству медиков, смерть наступила «от лихорадки», однако более точную её причину установить не удалось.
Немедленно родилась версия, что Моцарта отравили. Жена композитора Констанца рассказывала своему второму мужу Ниссену, что Моцарт дважды говорил ей о своей скорой смерти, поскольку ему дали яд. Фармацевты считают, что это было вещество Aqua Tofana – смесь из бледно-серого мышьяка, окиси свинца и серебристой сурьмы. В ХVIII веке подобный яд считался необнаружимым: его действие проявлялось лишь спустя несколько месяцев после попадания в организм. Более убедительной и логичной, нежели «классическая» версия об отравителе-Сальери (см. 18 мая 1997 г.), большинству исследователей представляется сегодня другая версия, называющая виновником гибели Моцарта некоего Франца Хофдемеля, венского юриста и масона, с которым композитор близко сошёлся в последние годы. Жена Хофдемеля 23-летняя красавица-пианистка Магдалена была ученицей и любовницей Моцарта. 6 декабря 1791 года, когда жена Хофдемеля вернулась домой с панихиды по Моцарту, муж набросился на неё с бритвой в руке, нанёс раны на шее, лице, груди, руках, и только крики Магдалены и её годовалого ребёнка спасли ей жизнь: на шум сбежались соседи Хофдемелей. Вечером Франц заперся в кабинете и перерезал себе бритвой горло.
Чтобы не раздувать скандала из неприятной истории, в которой оказался замешан высокий сановник масонской ложи и член Королевского суда, власти распорядились похоронить Хофдемеля, как добропорядочного гражданина Вены, в дубовом гробу и в отдельной могиле, а не в общей яме, как хоронили обыкновенно самоубийц.
В 1984 году английский врач Питер Дэвис, тщательно проанализировав историю болезни Моцарта, пришёл к выводу, что причиной смерти композитора стало «сочетание почечной недостаточности, стрептококковой инфекции и хронической бронхопневмонии». Всё это сопровождалось «депрессией, изменением личности и бредовыми состояниями», объясняющими мрачное убеждение Моцарта в том, что его отравили и что «Реквием», заказанный ему таинственным незнакомцем, предназначался для его собственных похорон.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.