26 ноября 1980 года произошло необычное крушение вертолёта Ка-27 в Казани c жёсткой посадкой на трамвай посреди площади без жертв.
26 ноября 1980 года на заводском вертодроме в Кумертау (Башкирская АССР) были подготовлены к вылету 3 военных вертолёта Ка-27 для их передачи в Североморск в место постоянного базирования. Вертолёты должны были добраться до конечного пункта своим ходом.
Первой перевалочной посадочной площадкой должен был стать вертодром Казанского вертолётного завода (отрезок примерно 550 км). Однако, по какой-то причине техники, заправлявшие вертолёты топливом, дозаправили лишь головной вертолёт группы. Два других вертолёта дозаправлены не были, и в баках находились остатки горючего после проведённых накануне заводских испытаний двигателей. Также по неизвестной причине пилоты вертолётов при предполётной подготовке не убедились в достаточности топлива в баках. Группа летела треугольником — впереди ведущий, чуть сзади, справа и слева — ведомые, и, чтобы не наваливаться на хвост ведущего, последние энергично работали ручкой «шаг-газ», что привело к более интенсивной выработке топлива.
Следуя заданным маршрутом в районе Аэропорта «Казань-2» в ведомом вертолёте Ка-27 под управлением майора Ольховика сработал датчик аварийного остатка топлива, о чём майор Ольховик незамедлительно сообщил своему ведущему — командиру группы, который, полагая, что до вертодрома назначения остаётся чуть менее 20 км, не стал настаивать на аварийной посадке в Аэропорте «Казань-2». Но всё же майор Ольховик с разрешения командира группы запросил экстренную посадку в аэропорту «Казань-2», но получил отказ. Группа влетела в воздушное пространство над Казанью. Находясь на высоте 200 метров над территорией Московского района города Казани и двигаясь со скоростью 180 км/ч, вертолёт майора Ольховика, не дотянув всего 4 км до вертодрома, заглох (остановились оба двигателя в связи с выработкой остатков топлива). Не имея практически никакого времени для выбора места для посадки, майор Ольховик всё же выбрал самое удачное место для падения своего вертолёта, которым оказалось пересечение улиц Восстания и Декабристов города Казани, так называемая площадь Восстания.
Вертолёт на огромной скорости врезался в асфальтовое покрытие площади, сразу же порвав своим корпусом и лопастями контактные кабели и коммуникационные провода электрических сетей и местной телефонной станции. Двигаясь по инерции, вертолёт закрутился и, запутавшись в кабелях, опрокинулся на левый борт, попутно зацепив лопастью стоявший на светофоре трамвай. Второй ведомый вертолёт под управлением майора Малинко, также испытывая резкую нехватку топлива, приземлился на газоне стадиона «Тасма», расположенного в двух кварталах от места падения вертолёта майора Ольховика. Командирский же вертолёт успешно дотянул до заводского вертодрома, где, приземлившись, заглох из-за выработки горючего.
После падения вертолёта на Площади Восстания собралось большое количество людей. Однако местными органами милиции своевременно было выставлено оцепление, чтобы не допустить к месту крушения (в частности к новейшему образцу вертолётной техники, которым на тот момент являлся Ка-27) посторонних лиц. В течение нескольких часов аварийные службы устранили все последствия авиационного происшествия, восстановив электро- и телефонные коммуникации, контактные кабели горэлектротранспорта и залатав продавленный асфальт. Поврежденный трамвай был отбуксирован в ближайшее депо. Сам вертолёт был спешно частично разобран прибывшими специалистами и, вместе с мелкими обломками, был транспортирован на Казанский вертолётный завод. Буквально через несколько дней на Площади Восстания не осталось и намёка на недавнее происшествие. Однако среди местного населения начали бытовать мнения и распространяться слухи, что власти провели столь быстрые ремонтные работы чтобы не привлекать внимание к катастрофе, в которой якобы погибли десятки человек (в частности, пассажиры трамвая, по которому вертолёт прошёлся лопастью). Однако, такие слухи не нашли своего подтверждения как в те времена, так и в настоящее время.
Происшествие не повлекло за собой жертв (трамвай был пустой и двигался в трамвайное депо) и особо значительных разрушений (здания и подземный переход на Площади Восстания не получили и малейших повреждений).
https://tunnel.ru/post-26-noyabrya-kalendar-istorii