Александр Юхновский родился 19 июня 1925 года в деревне Зелёная Волочинского района Волынской области на Украине.
Отец был петлюровским офицером и националистом. Дед Юхновского был священником Обновленческой православной церкви и украинским националистом. Он даже написал несколько патриотических стихов. В 1920-е годы дед Юхновского оставил сан священника и переквалифицировался в агрономы. Именно дед обучал юного Сашу грамоте, в том числе языкам: украинскому, русскому, польскому, немецкому.
Интересно, что несмотря на очевидные антисоветские настроения семье Юхновских удалось избежать политических репрессий. Более того, в конце 1930-х годов они переехали из деревни в город Ромны.
После оккупации Украины немцами отец Иван Юхновский сформировал местную полицию, в которую включил в качестве бойца своего 16-летнего сына Александра. С сентября 1941 по март 1942 Юхновский-младший, будучи грамотным и зная языки, служил писарем и переводчиком при немецком штабе. В то же время он привлекался в оцепление во время проведения расстрелов лиц, приговорённых к смертной казни. Сам в казнях не участвовал. В марте 1942 года в Ромны перебазировался штаб тайной полевой полиции, сокращённо — ГФП (нем. Geheime Feldpolizei, GFP). По совету отца Юхновский в апреле перешёл в ГФП переводчиком. Он участвовал в допросах лиц, подозреваемых в сотрудничестве с подпольщиками и пленными красноармейцами. В конце 1942 года награждён немцами знаком отличия для восточных народов I степени без мечей. В январе 1943 года был поощрен месячной поездкой в Третий Рейх.
В августе 1944 года, когда Вермахт потерпел сокрушительное поражение под Курском и начал массовое отступление по всему фронту, 19-летнему Александру Юхновскому в районе западнее Одессы удалось дезертировать.
Он раздобыл гражданскую одежду и уничтожил документы, свидетельствующие о его службе у оккупантов.
В сентябре 1944 года Александр Юхновский добровольно вступил в Красную Армию под фамилией своей мачехи — Мироненко. На призывном пункте Юхновский рассказал придуманную историю о том, что якобы его отец Юрий был убит на фронте, а мать погибла во время бомбёжки. Тогда же якобы сгорели все документы, удостоверяющие его личность. Офицеры военкомата, отчасти из-за юного возраста рассказчика, не стали серьёзно разбираться и поверили Александру на слово. Там же ему восстановили документы, по которым Александр Иванович Юхновский стал Александром Юрьевичем Мироненко. Кроме того, дату своего рождения Юхновский-Мироненко сдвинул на 18 июня 1925 года.
Юхновский начал службу в Красной Армии пулемётчиком, затем стал писарем при штабе 191-й стрелковой дивизии 2-го Белорусского фронта.
Всего через несколько месяцев после прибытия в дивизию Юхновский был опознан красноармейцем Шумейко, бывшим на оккупированной территории и знавшим его в лицо. Юхновский предложил последнему пройти к командиру и во всем разобраться, но по дороге в штаб Юхновский напал на Шумейко и заколол его ножом.
После устранения единственного свидетеля, Юхновский продолжил служить в Красном Армии одновременно пулемётчиком и переводчиком с немецкого. Участвовал в освобождении Варшавы и Кёнигсберга. Был ранен при штурме Берлина и получил медаль «За отвагу». Кроме этого был награждён медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина».
Используя близость к штабным работникам приписал себе награду – Орден Славы III степени.
За время службы в Красной Армии писал антифашистские стихи и печатался во фронтовых газетах со статьями, обличающими немецко-фашистских захватчиков. У командиров Юхновский-Мироненко был на хорошем счету. В 1946 году вступил в комсомол.
После окончания войны обосновался в советской зоне оккупации в Германии. С 1948 по 1951 годы Юхновский-Мироненко работал в международном отделе редакции газеты «Советская Армия», где печатались его стихи, переводы и статьи. Параллельно публиковался в газетах Украинской ССР, например, в «Прикарпатской правде». В октябре 1951 года уволился из Вооружённых сил и женился. В 1952 году в семье Юхновского-Мироненко родилась дочь. Семья перебралась в Москву, где с 1952 по 1961 год Юхновский работал в газете «На стройке», а также сотрудничал с газетами «Красный воин», «Советская авиация», «Лесная промышленность» и «Водный транспорт». Везде отмечался благодарностями, грамотами, поощрениями, успешно продвигался по службе, стал членом «Союза журналистов СССР».
В 1961 году Юхновский был принят на работу в издательство при министерстве гражданской авиации СССР, где в 1965 году получил пост главного редактора газеты «Красный воин». В 1962 году Юхновский перевел с чешского несколько книг Ярослава Гашека.
По одной из версий в московском метро Юхновского увидел Ибрагима Хатямовича Аганина, который был разведчиком на Украине. Для изобличения предателя была придумана хитроумная схема. Юхновскому предложили вступить в КПСС. В представленной биографии Юхновский неизбежно скрыл неприятные факты своей биографии. Тогда же был установлен факт незаконного присвоения Юхновским Ордена Славы.
Юхновского привезли на допрос в КГБ, где помимо Аганина его опознали еще несколько людей, которые жили на Украине во время оккупации. 2 июня 1975 года Юхновский был арестован и отправлен в следственный изолятор Лефортово.
Сначала Юхновский всё отрицал, однако под давлением улик признался, что был на службе у нацистов, но настаивал, что выполнял исключительно роль переводчика.
Следствие длилось более года.
В 1976 году состоялся судебный процесс. Юхновский был признан виновным в пособничестве убийству более 2000 советских граждан, приговор – смертная казнь через расстрел.
Юхновский написал прошения о помиловании во все возможные инстанции, где ссылался на подневольный характер службы у оккупантов, юный возраст и «давление со стороны отца-предателя».
Все прошения были отклонены. Подневольный характер его службы у нацистов опровергается прозвищем, которое он получил среди немцев – «Алекс Лютый». Вряд ли такое прозвище было ему дано за внешний вид.
По материалам Википедии
Президент Союза криминалистов и криминологов
Игорь Михайлович Мацкевич