Два ученых, выполняющие пробу Марша. Иллюстрация 1856 года/Science History Images
14 января 1840 года на рассвете в фамильном поместье Ле Гландье под Парижем скоропостижно скончался от «неопределённого происхождения болезни» Шарль Лафарж, известный французский промышленник и коммерсант. Первоначальный диагноз врачей, определивших у Лафаржа холеру, был опровергнут анатомической экспертизой, которая выявила наличие в трупе мышьяка и вынесла однозначное заключение: отравление. Жене коммерсанта 24-летней Мари Лафарж было немедленно предъявлено обвинение в убийстве мужа. Следователи имели веские основания подозревать молодую женщину в преступлении: горничная видела, как несколько раз Мари подсыпала в лекарственное питьё для больного какой-то порошок белого цвета. Однако показаний одного свидетеля явно недоставало для признания виновности подозреваемой. По настоянию суда города Тюлль, где в сентябре 1840 года слушалось дело Мари Лафарж, к расследованию были привлечены известные учёные – химики, судебные медики, фармацевты, в их числе профессор химии Парижского университета, «родоначальник токсикологии» Матье Орфила. Впервые на практике был применён аппарат Джеймса Марша, изобретённый в 1936 году, с помощью которого стало возможным выявлять и с точностью до миллиграмма рассчитывать содержание мышьяка в жидких растворах. Благодаря делу Лафарж (отравительницу, кстати, приговорили к пожизненной каторге) мир узнал о рождении новой науки – токсикологии.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества
P.S.: Процесс над Лафарж поднял важный вопрос – стоит ли предусмотреть уголовную ответственность за ложную судебно-медицинскую экспертизу. Особенно в отношении экспертизы вещества, которое было широко распространено и легально в XIX веке. Актуальны стали и другие вопросы: как отличить хорошего эксперта от плохого, какова погрешность в заключении экспертов, стоит ли основывать обвинение только на экспертном мнении и др. По большому счету, ответов на эти вопросы нет и сейчас.
При этом очевидно, что химику Джеймсу Маршу удалось задать профессиональный вектор развития судебно-медицинской экспертизы и использования экспертных заключений как базы для вынесения справедливых приговоров.
Юлия Владимировна Тарасова
С использованием материалов:
https://ceur.ru/news/specproekty/item355698/