12 марта свой профессиональный праздник отмечают работники уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России.
Уголовно-исполнительной системой (УИС) принято называть комплекс взаимосвязанных между собой ведомств, обязательство которых осуществление уголовных наказаний. Это понятие получило огласку благодаря Закону РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», где определяется порядок работы всех ведомств, которые вправе исполнять уголовные мероприятия.
Традиционно под историей того или иного государства в первую очередь подразумевают процесс развития его властных структур, органов управления. Особого внимания заслуживают суд, полиция и тюрьмы, которые неразрывно взаимосвязаны. Системная деятельность данных правоохранительных органов возможна лишь в рамках государства и определяется существующим социально-политическим режимом. Однако государство также не способно эффективно функционировать без наличия правоохранительных и карательных структур.
X-XV века – «Краткая Правда», затем обновленный вариант под названием «Русская Правда». Предписания в них основывались на обычаях и сложившейся практики наказания за опасные деяния. Предусматривалась кровная месть (ст.1), т.е. смертная казнь приводилась в исполнение родственниками убитого, в то же время альтернативой этого вида наказания устанавливался штраф в 40 гривен (в зависимости от сословного положения потерпевшего и преступника). За нанесение телесных повреждений полагался штраф в размере 3 гривен.
Суровые меры применялись к ворам. Любой человек мог убить его, застав на месте преступления.
«Судебники» 1497 и 1550 годов. С образованием и укреплением Русского централизованного государства перечень наказаний и их исполнение приобретает более суровый характер, направленный на устрашение населения.
Широко применявшаяся в прошлом система штрафов вытесняется смертной казнью. Она могла быть применена за душегубство, разбой, кражу, ложный донос. Ужесточились меры наказания к ворам, особенно рецидивистам. Так, за любой вид повторной кражи могла быть применена смертная казнь. Назначалась она также за убийство своего господина (государское убийство), крамолу (государственную измену, заговор, восстание и иные действия против власти), церковное (святотатство, посягающее на интересы и права церкви) и головное (похищение людей), воровство, поджог.
Широко применялась торговая казнь — публичное битье кнутом на торговой площади. Также при большом скоплении народа приводилась в исполнение смертная казнь.
Этот период примечателен тем, что преступники в виде наказания впервые стали помещаться в тюрьму.
«Соборное уложение» 1649 года. В 25 главах этого документа содержалось 967 статей. В них заложено дальнейшее наращивание устрашающего начала наказания и процесса его исполнения, ярко выраженная месть преступнику за совершенное злодеяние. Ведущими видами наказания стали смертная казнь, телесные (в том числе членовредительские) меры, тюремное заключение, ссылка.
Более 50 разновидностей преступлений карались смертной казнью. Чтобы усилить устрашающий эффект смертной казни, предусматривались не только простые ее виды (повешение, отсечение головы), но и квалифицированные: сожжение (за богохульство, умышленный поджог), залитие горла расплавленным металлом (за фальшивомонетничество), закапывание в землю до наступления смерти (за отравление или убийство мужа) и т.д.
Широкое распространение получили в «Соборном уложении» различные виды телесных наказаний, а также членовредительские меры, наносящие увечья: битье батогами, кнутом, вырывание глаз, отсечение одной или обеих рук, отрезание ушей и т.д.
Усилилась тенденция применения тюремного заключения на срок от нескольких дней до 4 лет либо на неопределенный срок: «на сколько государь укажет».
Новым видом наказания стала ссылка преступников в окраинные города, остроги, крепости, имения, монастыри и др.
Суров был закон к ворам и разбойникам. За первую кражу вора надлежало бить кнутом, отрезать ему левое ухо и лишить свободы на 2 года, имущество его отдать потерпевшим; в тюрьме работать в кандалах где государь укажет, а после отбытия тюремного заключения сослать в окраинные города. В отличие от вора разбойнику отрезали правое ухо, лишали свободы на 3 года с работой в кандалах. Вору после третьей кражи, а разбойнику за повторный разбой полагалась смертная казнь с передачей имущества потерпевшим.
При применении наказаний «Соборным уложением» был закреплен принцип талиона: око за око, зуб за зуб.
Особенностью этого документа являлось то, что в нем присутствовал принцип неопределенности наказания («казнить смертию без всякой пощады», то есть можно было назначать любой вид смертной казни; «вкинуть в тюрьму на сколько государь укажет», т.е. назначить лишение свободы на любой срок; назначение «жестокого наказания что государь укажет», т.е. вид наказания не ограничивался. Подобные формулировки в «Соборном уложении» приводились довольно часто, что, с одной стороны создавало благоприятную почву для индивидуализации наказания, но с другой — открывал широкие возможности судебному произволу.
«Артикул воинский» 1715 года. Этот нормативный документ подготовлен при непосредственном участии Петра I. Это первая попытка систематизации уголовно-правовых норм России.
Артикул предусматривал усиление суровости наказаний и их исполнения, развивая идеи «Соборного уложения» о мести преступнику и устрашения населения. Расширилось применение смертной казни, телесных наказаний, тюремного заключения; появились наказания в виде каторжных работ, ссылки на галеры, новые разновидности позорящих наказаний. Теперь уже более ста видов преступных деяний влекли смертную казнь, которая могла быть простой (повешение, отсечение головы, расстрел) либо квалифицированной (сожжение, колесование, четвертование и др.). К последнему виду казни приговаривались за наиболее опасные преступления. К ним относились нарушения христианской заповеди «не сотвори себе кумира», выразившиеся в идолопоклонничестве, чародействе (чернокнижничестве). За это назначалась смертная казнь в виде сожжения (артикул 1). А за поношение имени божьего и божьей службы надлежало преступнику сначала язык раскаленным железом прожечь, а затем голову отсечь. За измену России следовало четвертование — поочередное отсечение рук, ног и головы, если изменой был причинен «великий вред», то вдобавок предписывалось еще и «рвание конечностей клещами». За убийство и отравление близких родственников предназначалось колесование — дробление тела окованным колесом.
В соответствии с Артикулом расширилось применение телесных наказаний (пробитие рук гвоздями, отсечение пальцев или руки, отрезание носа и ушей, разрыв ноздрей и т.д.).
К избиванию кнутом и батогами добавились шпицрутены, заковывание в железо и др. Кроме того, в ряде случаев преступник подлежал клеймению каленым железом.
Довольно значительное распространение получила ссылка на каторжные работы или на галеры на определенный срок или бессрочно. На каторгу могли послать за прелюбодейство, а на вечную ссылку на галеры — за мужеложство и изнасилование.
Однако в период правления Петра I государственных структур по управлению исполнением всех видов наказаний, а также специализированного законодательства учреждено не было.
Екатерина II и ее идеи о создании пенитенциарного права. Среди особенностей становления отечественной системы исполнения уголовных наказаний можно отметить достаточно поздний переход к гуманистическим принципам содержания заключенных. Известно, что только во второй половине ХVII века государство всерьез обратило внимание на проблемы правовой защиты содержащихся под стражей. В процессе проводимой Екатериной II реформы местного самоуправления образуются приказы общественного призрения, на которые в соответствии с Учреждением по управлению губерниями Российской империи 1775 года возлагаются функции организации и управления исполнением лишения свободы в работных и смирительных домах.
Существенный вклад в идеологию создания пенитенциарного права внес проект Екатерины II об устройстве тюрем, который предусматривал совершенствование системы тюремных учреждений, гуманизацию условий содержания заключенных, определение правового статуса администрации; впервые предусматривалось раздельное содержание мужчин и женщин, подследственных и осужденных к лишению свободы, а также содержание в арестной камере не более двух–трех человек. К сожалению, заложенные в нем идеи опережали время. Они оказались далеки от реальных возможностей России, и поэтому проект был востребован только лишь спустя сто лет.
Первые шаги к созданию единой государственной системы управления. В 1802 году создано Министерство внутренних дел Российской империи. 8 сентября 1802 г. в составе Министерства внутренних дел Российской империи учреждается 4-я экспедиция, сосредоточившая в своих полномочиях вопросы управления тюрьмами и местами общественного призрения.
8 февраля 1817 г. введена этапная система конвоирования арестантов, осуществляемая подразделениями Отдельного корпуса внутренней стражи.
Из-за того, что отсутствовали стройная система законов и структура управления процессом исполнения наказаний, 19 июля 1819 года с разрешения и под покровительством Александра I в Петербурге было образовано «Попечительское о тюрьмах общество», уставом которого предусматривалось содействие нравственному исправлению преступников и улучшение содержания заключенных. Примечательно то, что появление в качестве одной из цели наказания — нравственного исправления с обозначением средств его достижения, положило начало новой эпохе в деле организации исполнения уголовных наказаний, которая приведет впоследствии к созданию исправительно-трудового законодательства, использованию режима, труда, воспитательного воздействия как основных средств исправления осужденных.
Однако положения устава законодательной силы не имели, от реального состояния царских тюрем до реализации изложенных идей предстояло пройти длительный и нелегкий путь.
4 августа (по старому стилю – 22 июля) 1822 г. Высочайше утвержден Устав о ссыльных.
Инструкция смотрителю губернского тюремного замка 1831 года – важный рубеж к тюремному кодексу России. 26 мая 1831 года Кабинет Министров принял к сведению сообщение Министра внутренних дел о введении в действие Инструкции смотрителю губернского тюремного замка, одобренной Попечительским о тюрьмах обществом. Она регулировала размещение, режим, труд, быт заключенных. По объему и содержанию она была по существу важным шагом к созданию общетюремного кодекса России.
Первый систематизированный законодательный акт об исполнении лишения свободы. Им стал в 1832 году (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1842 году) Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей ссыльных, который развивал и детализировал положения упомянутой выше тюремной инструкции.
Разделение видов наказаний. При Николае I была проведена систематизация уголовного права, завершившаяся принятием 15 августа 1845 года Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. В целом система наказаний и их исполнение в сравнении с Соборным уложением 1649 года и Артикулом 1715 года стала менее жестокой. Однако назвать ее гуманной было бы неправильно.
27 марта 1858 г. утверждено Положение о перевозке арестантов по Николаевской железной дороге.
Принятие Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. 20 ноября 1864 года принят Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. За год до этого был отменены телесные наказания для женщин, клеймение, ограничивались шпицрутены в армии и применение розг (в 1871 году отменены шпицрутены для ссыльных, а в 1885 году – розги). Закреплялась система наказаний: от более жестких к более мягким.
Устав получил высокую оценку современников за гуманность, демократизм и простоту применения. Он был, бесспорно, этапом в формировании отечественной уголовной пенитенциарной политики.
1 января 1864 г. издано Положение о земских учреждениях, на основании которого впервые расходы на содержание тюремной части были перенесены из местного в государственный бюджет.
27 января 1867 г. утверждена должность главного инспектора по пересылке арестантов, начальника этапно-пересыльной части Главного штаба.
Накануне реформы управление местами заключения в Российской империи находилось в ведении департамента исполнительной полиции Министерства внутренних дел. Управление тюрьмами составляло только часть обязанностей департамента, поэтому места лишения свободы не получали требуемого внимания.
В 1879 году в составе МВД было создано Главное тюремное управление (ГТУ), а в его составе – Тюремная инспекция.
Тюремная инспекция не имела аналогов в зарубежной пенитенциарной практике. На нее возлагались обязанности разработки проектов законодательных актов, проведение ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью. Объем функций и порядок работы тюремной инспекции был регламентирован Временными правилами для первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы. Эта своеобразная инструкция и сегодня представляет интерес. Например, в процессе проверки тюремные инспектора обязаны были проверить и отразить в актах ревизии следующие моменты: 1) состояние тюремных зданий, размеры и вместимость помещений, все условия, касающихся тюремных зданий, которые могли бы иметь значение при обсуждении вопроса о расширении, перестройке, приспособлении и улучшении мест заключения; 2) состав лиц, содержащихся в каждом месте заключения по категориям; 3) характеристика личного состава, причем подробная, с указанием степени подготовленности и пригодности; 4) порядок продовольственного обеспечения заключенных, соблюдение порядка расходования продуктов и точного использования финансовых средств; 5) обеспечение арестантов одеждой и состояние отчетности в этом деле; 6) характер освещения и отопления каждого места заключения с обозначением количества светильников и очагов и израсходованных на эту статью в течение последнего года материалов, денег и т.д.
Таким образом, проверке подвергались все стороны жизни заключенных. Что касается полномочий, предоставленных тюремным инспекторам, то они имели право беспрепятственного входа во все части мест заключения, личного сношения с содержащимися в означенных местах и обозрения всех дел и документов, имеющих какое-либо отношение к тюремному делопроизводству, и в то же время они были не в праве, кроме случаев, когда это поручалось Начальником ГТУ, делать в местах заключения собственной властью распоряжения.
Одновременно с введением института тюремных инспекторов, в целях обеспечения реализации карательной политики государства, усиления контрольных функций, совершенствования управления местами заключения учреждается новый коллегиальный орган – Совет по тюремным делам. В состав Совета царским указом вводились лица высшего эшелона власти, представляющие различные ведомства.
По замыслу учредителей, на его обсуждение, по усмотрению Министра юстиции, могли выноситься проекты смет доходов и расходов, вопросы тюремного устройства, пересылки арестантов, исправления заключенных, управления и отчетности и другие, имеющие важное значение для системы мест заключения.
Следующим этапом реформы было создание таких органов тюремного управления, которые могли бы являться проводниками новых начинаний во всех областях тюремного дела, и через которые ГТУ могло бы осуществлять ближайший надзор за деятельностью всех пенитенциарных учреждений страны и их руководство. Такими учреждениями стали губернские тюремные инспекции (прообраз современных территориальных органов УИС), которые начали создаваться в 1890 г., и в течение пяти лет было учреждено 24 губернских тюремных инспекций в основных пунктах сосредоточения тюремного населения. Процесс их становления затянулся на долгие годы. Порядок образования губернских тюремных инспекций предусматривал рассмотрение проектов документов по этим вопросам в Государственном Совете, решение которого утверждалось царским указом. Губернские тюремные инспектора и их помощники назначались Главным тюремным управлением. Причем согласия губернаторов на такое назначение не требовалось. С введением должности губернского тюремного инспектора он становится фактически главою местного тюремного ведомства.
13 июля (30 июня) 1879 г. МВД Российской империи утверждены Временные правила для первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы.
14 августа 1881 г. издано Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия.
24 апреля 1884 г. принято законоположение «Об отмене заключения в смирительном и работном домах».
11 июня 1885 г. отменяется предусмотренное Уложением о наказаниях уголовных и исправительных подразделение каторжных работ на рудничные, крепостные и работы на заводах.
6 января 1886 г. утверждено Положение о занятии арестантов работами и о распределении получаемых от них доходов.
2 февраля (по старому стилю – 20 января) Высочайшим повелением учреждается Конвойная стража в составе 567 конвойных команд, которым предписывалось не только сопровождение этапируемых заключенных, но и при необходимости ликвидация беспорядков в местах лишения свободы, наружная охрана тюрем.
16 июля 1889 г. МВД Российской империи утверждена Инструкция о содержании срочных арестантов в тюрьмах, устроенных по системе одиночного заключения.
Переустройство тюрем. В 1911 г. был принят подробный план сооружения новых тюремных зданий и переустройства существующих тюрем империи новыми (кроме каторжных – в связи с разработкой законопроекта по преобразованию каторги). Одним из основных принципиальных вопросов строительства и переустройства тюремных зданий, непосредственно влияющих на условия содержания заключенных, было определение системы заключения: общей, одиночной или с ночным разъединением арестантов. Была выбрана смешанная система: в отношении тюрем общего устройства и исправительных арестантских отделений решено применять систему общего заключения с некоторым числом одиночных камер в количестве 15–30 % по отношению к общему числу мест для тюрем губернских и областных городов, 5–10 % для уездных тюрем и 10 % для исправительных арестантских отделений.
При переустройстве и строительстве тюрем обязательными требованиями были: выделение женских отделений в особые здания или коридоры; устройство обособленных помещений для несовершеннолетних; санитарное благоустройство тюремных помещений; устройство больниц и коммунально-бытовых помещений. Стоимость устройства одного арестантского места была определена в 1 200 руб. для крупных тюрем и 800 руб. для остальных. Общая стоимость намеченных по данному плану работ составляла более 51млн. руб. из расчета стабильного финансирования в течение 6–8 лет.
Структура ГТУ. Централизация и расширение объема функций аппарата управления, усложнение задач, решаемых им в новых условиях, требовало совершенствования его организационных структур. В 1912 г. Министр юстиции разграничивает все делопроизводство ГТУ на обособленные отделы, «поставив во главе каждого из них особое должностное лицо, присвоив ему более или менее самостоятельное положение по заведованию соответствующим отделом».
Всего, не считая Главной инспекции по пересылке арестантов, было девять отделов со следующим характером деятельности: 1) личный состав служащих по тюремному ведомству – по части назначения, перемещения и увольнения их, предания суду, награждения и т.п.; 2) оклады содержания классных чинов тюремного ведомства, пенсии и пособия, канцелярские и хозяйственные средства мест заключения и тюремная стража; 3) распорядительная часть (внутренний распорядок в местах заключения) и размещение арестантов; 4) строительная часть; 5) хозяйственная часть (продовольствие, лечение и вещевое довольствие арестантов, отопление и освещение мест заключений); 6) арестантские работы; 7) счетная часть, составление смет и бухгалтерии; 8) законодательная и статистическая часть (составление законопроектов, а также годовых отчетов по ГТУ, различных справочных изданий и проч.); 9) воспитательно-исправительные заведения и общества патроната.
На содержание чинов ГТУ в 1912 г. было затребовано 152 тыс. 450 руб.
Издательская деятельность, с января 1893 года Главным тюремным управлением начинает издаваться ежемесячный журнал «Тюремный Вестник» (последний номер вышел в январе 1917 года).
Вначале его объем составлял 3–5 печатных листов (75–125 машинописных страниц), в 1909 г. увеличился до 12, а с 1912 г. – до 20 печатных листов. Кроме него ГТУ выпускало в качестве приложения к «Тюремному вестнику» справочные материалы, пособия, проекты нормативных правовых актов (например, проект Общей тюремной инструкции опубликован в 1912 г. для всеобщего обсуждения).
Международные контакты. На реформу тюремной системы серьезное влияние оказали решения и рекомендации международных тюремных конгрессов, постоянным участником которых являлось Российское государство. Эти конгрессы, зародившиеся по инициативе частных лиц, чаще всего прогрессивных деятелей той поры, поставивших своей целью совершенствование на гуманистических началах деятельности мест заключения, защиту личности преступника от произвола и бесчеловечного отношения, внесли весомый вклад в тюремное строительство многих государств международного сообщества, в том числе и России. Подобные конгрессы прошли в 1846 г. во Франкфурте, в 1847 г. в Брюсселе, в 1857 г. опять во Франкфурте.
С 1872 г. тюремные конгрессы приобретают характер межгосударственного сотрудничества в вопросах совершенствования пенитенциарных систем, начало которому положил Первый международный тюремный конгресс, состоявшийся в том году в Лондоне. На втором конгрессе (1878 г. в Стокгольме) было принято решение о создании Международной пенитенциарной комиссии, куда вошла и Россия, внося взнос в размере 800 рублей ежегодно.
В 1890 году Россия в Петербурге принимала участников третьего конгресса. В дальнейшем конгрессы прошли в Париже (1895г.), Брюсселе (1900 г.), Будапеште и Вашингтоне(1905 г.). В условиях широкого международного сотрудничества трудно говорить об исключительно российском характере и содержании пенитенциарной системы в стране. Хотя определенные особенности существовали в вопросах организационно-управленческих, практики исполнения наказаний на местах, карательная их нацеленность и ставка на тюремную изоляцию заключенных.
Аппараты управления на местах. Исследования показали, что действующие в губерниях тюремные комитеты Общества Попечительного о тюрьмах лишь номинально относились к системе управления местами заключения. На деле же роль их была крайне ничтожна. Поэтому реформа тюремной системы, не упраздняя эти комитеты, предусматривала создание управленческого звена тюремной системы на губернском и областном уровнях с определенными правомочиями.
На этом уровне высшая власть в управлении местами заключения принадлежала губернаторам, начальникам областей и градоначальникам. Им вменялось в обязанность наблюдать за благоустройством мест заключения, а также контровать исполнение всех постановлений правительства и порядк содержания заключенных. Они имели право назначения, перемещения и увольнения от должности начальников тюрем и их помощников, состоящих в должностях от XIV до VII класса включительно.
Условия отбывания наказаний. Реальная сущность карательной политики государства проявлялась не только в системе учреждений, но главным образом в содержании и условиях отбывания наказания.
18 мая 1889 г. утверждается законоположение «О некоторых мерах по устройству новых тюрем и усилению тюремного надзора».
29 марта 1893 г. отменены телесные наказания для ссыльных женщин.
Как свидетельствуют архивные материалы инспектирования, условия и порядок содержания заключенных, безусловно, никак нельзя было признать благополучными. Переполняемость тюремных помещений была и тогда типичной картиной. В ряде губерний и областей при норме 2 куб. сажени на одно тюремное место на нем размещалось от трех до пяти человек. Нередки были случаи массовых заболеваний.
Довольно скромно кормили заключенных. Причем многое зависело от местных возможностей. Общий порядок продовольствия арестантов был установлен Уставами о содержащихся под стражею 1908 г., в мае 1912 года циркуляром ГТУ определены суточные нормы питания на человека. Вот довольно короткий перечень продуктов: хлеб, крупа, мясо 2-го сорта около ста грамм в будни и около 120 грамм по воскресным и праздничным дням, сало -около 30 граммов, столько же соли. На приварок выдавалось 1,25 копейки.
Средства, формы и методы воздействия на арестантов. На формирование правопослушной личности был направлен целый комплекс мер воздействия, решающую роль в реализации которых играла церковь, выполняющая функции духовно-нравственного воспитания и просвещения заключенных. Священники, диаконы и псаломщики согласно закону от 15 июня 1887 года были отнесены к аппарату управления отдельных мест заключения. При этом по должностному окладу священник приравнивался к смотрителю (начальнику) тюрьмы.
Видное место в воспитательном процессе занимали школьная и внешкольная работа, библиотека. Периодические издания выдавать не разрешалось, можно было читать только старые газеты, вышедшие год назад.
Специально для заключенных с октября 1916 года специальным приложением к «Тюремному вестнику» выходил художественно-литературный иллюстрированный журнал «Зерна».
В 1895 году ГТУ передано в ведение Министерства юстиции и просуществовало в нем до 1922 года. Начало упразднения местных приказов, укрепление влияния центральных органов.
Некоторые эпизоды, характеризующие данный период. Уголовное Уложение – новый этап развития демократии и гуманности. Оно было принято 22 марта 1903 года. Им предусматривалась новая система наказаний:
1) смертная казнь (непубличная); 2) каторга; 3) ссылка на поселение; 4) заключение в исправительном доме; 5) заключение в крепости; 6) заключение в тюрьме; 7) арест; 8) денежный штраф.
Приведенный перечень свидетельствует о цивилизованном подходе к применению видов наказаний.
12 июня 1900 г. принят Закон «Об отмене ссылки на житие и ограничении ссылки на поселение».
Устав о ссыльных. Издан в 1909 году. Являясь самостоятельным правовым актом, в то же время весьма тесно был связан с Уставом о содержащихся под стражей (1908 г.), особенно в части регулирования деятельности мест лишения свободы ссыльно-каторжных.
22 апреля 1909 г. принят Закон «Об условном досрочном освобождении».
Новое в порядке и условиях исполнения уголовных наказаний в отношении подростков. 2 июня 1897 г. принят Закон «Об изменении наказуемости малолетних и несовершеннолетних». Следует отметить, что до этого в России отсутствовали не только правовые нормы, но и специальные исправительные учреждения для содержания подростков-правонарушителей. О необходимости создания их впервые был поднят вопрос в 1881 году на первом съезде представителей воспитательно-исправительных приютов в Москве по инициативе попечителя Московского городского исправительного приюта для малолетних Руковишникова. Но от идеи до ее реализации прошло немало времени.
19 апреля 1909 г. при поддержке ГТУ принят Закон «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних», впервые определивший условия содержания этой категории заключенных. На первом этапе создано всего лишь 11 таких заведений. К началу 1917 года в системе ГТУ функционировало 57 колоний и приютов, в которых содержалось 2570 воспитанников.
Упомянутое положение в качестве основной цели новых учреждений утвердило нравственное исправление лиц, в них помещаемых, подготовка их к честной трудовой жизни. Не случайно большое внимание уделяли религиозно-нравственному, умственному и физическому развитию на основе первоначального общего образования, а также обучения практическим профессиям. Возраст несовершеннолетних, которые могли быть направлены в ИУ, был установлен в пределах от 10 до 17 лет.
Общая тюремная инструкция 1915 г. В истории пенитенциарного права есть позитивный пример длительной апробации нормативного правового акта, его широкого обсуждения, сбора замечаний и предложений, внесение изменений и последующее утверждение. Это опыт принятия Общей тюремной инструкции 1915 года.
Необходимость создания специальной инструкции для устранения многообразия и противоречивости в нормативном регулировании порядка и условий содержания заключенных в Российской Империи закрепил еще Устав о содержащихся под стражей в редакции 1890 г.
Утверждению Инструкции в 1915 г. предшествовал продолжительный процесс разработки проекта Инструкции. Проект был одобрен министром юстиции 7 января 1912 г. и экспериментально введен в действие с 1 марта 1912 г. Проект Инструкции был опубликован в журнале «Тюремный вестник» для широкого обсуждения, а также направлен на имя прокуроров судебных палат.
В течение двух лет проект Инструкции применялся в местах заключения России с направлением замечаний, предложений и результатов практики в ГТУ. Все замечания были рассмотрены специально созданной комиссией по выработке окончательной редакции Инструкции с апреля 1914 г. по конец 1915 г. И только после этого окончательный проект был утвержден министром юстиции 28 декабря 1915 г. В результате Инструкция сконцентрировала в себе последние достижения тюремной науки и практики, позволявшие достаточно эффективно организовать и регламентировать условия содержания и лечения заключенных в местах заключения, а также заложила основы реформирования пенитенциарной системы на началах гуманизма.
Проведенный сравнительно-правовой анализ проекта Инструкции 1912 г. и самой Инструкции, утвержденной в 1915 г., выявил те изменения, которые были внесены в проект в ходе апробации. В основном эти изменения носили гуманный характер, были направлены на более детальное регулирование условий содержания и лечения заключенных.
Прежде всего необходимо отметить, что по объему Инструкция превысила проект на 27 статей, хотя структура проекта в утвержденном варианте была сохранена с незначительными изменениями формулировок названий отдельных глав.
Одним из прогрессивных шагов проекта и Инструкции было нормативное закрепление целей заключения: в отношении подследственных – изоляция заключенных; в отношении осужденных – наказание и исправление, искоренение дурных наклонностей и привычек, приучение и подготовка к трудовому и законопослушному образу жизни на свободе. Условия содержания арестантов, установленные Инструкцией, были направлены на реализацию поставленных целей.
Действие Инструкции распространялось на места заключения гражданского ведомства. Она определяла общие обязанности службы чинов тюремной стражи, организацию службы тюремных надзирателей, внутренний тюремный распорядок, порядки и условия содержания арестантов, порядок их освобождения из мест заключения.
Инструкция стала последним крупным дореволюционным российским пенитенциарным нормативным правовым актом (она включала 4 раздела, 15 глав и 334 статьи). Она явилась общеимперским нормативным документом, который привел отечественное тюремное законодательство в соответствие с мировой практикой и вобрал в себя весь предшествующий пенитенциарный опыт и правовую базу.
После утверждения Инструкция просуществовала около двух лет и, по мнению исследователей, оказала определенное влияние на развитие института лишения свободы в России и поиск путей оптимального регулирования условий содержания заключенных. Инструкция 1915 г. продолжала действовать в период Временного правительства, и впоследствии многие ее нормы были использованы в нормативных актах формирующегося Советского государства.
Временное правительство и продолжение реформирования исполнения наказаний. После Февральской революции 1917 года Временное правительство приступило к выработке новой концепции. Возглавлявший центральное тюремное ведомство профессор А. Д. Жижиленко в приказе № 1 от 8 марта 1917 года подчеркивал, что «главная задача наказания – перевоспитание человека…, и для достижения этой задачи необходимо проявлять гуманность к заключенным, уважать их гражданское достоинство». Администрации лишения свободы строжайше предписывалось воздержаться от применения телесных наказаний и наложения кандалов на арестантов. С учетом этого приказом № 2 от 17 марта стали создаваться пенитенциарные курсы переподготовки всего персонала по новым, обновленным программам.
Для тюремной системы это был период переоценки многих устоявшихся положений, касающихся отношения к преступнику. Типичным примером может служить приказ Главного тюремного управления № 3 от 18 марта 1918 г. В нем, в частности, говорится: «Борьба с преступностью, ограничивающаяся одним только применением наказания, никогда не может дать благоприятных результатов. Она только тогда в состоянии достигнуть успеха, если наряду с наказанием будут применяться и другие меры оздоровления общества. Как бы ни было правильно поставлено тюремное воспитание, оно само по себе не может надлежащим образом выполнить свои задачи, если не будет принято никаких мер попечения о дальнейшей судьбе лиц, отбывших наказание. Освобожденный из тюрьмы, оказавшийся в таких условиях жизни, к которым он не приспособлен, может сразу же опуститься и погибнуть, если ему не будет оказана своевременная поддержка той или иной форме».
Временное правительство, осуществляя меры по упорядочению системы наказаний: 12 марта 1917 г. вышло Постановление Временного правительства «Об отмене смертной казни». 17 и 30 марта изданы постановления, предусматривавшие отмену применения оков, арестантской одежды, телесных наказаний; 17 марта объявлена амнистия политическим заключенным; постановление от 26 апреля 1917 г. отменило ссылку на поселение как вид наказания, а также ссылку на поселение после отбытия срока каторжных работ и за бродяжничество, предоставив последним право выбора места жительства, за исключением отдельных местностей.
Приступая к осуществлению реформы тюремной системы, Временное правительство проявляло стремление хотя бы внешне отмежеваться от отдельных атрибутов, присущих царскому режиму. 26 апреля Главное тюремное управление преобразовано в Главное управление мест заключения Наркомюста.
ГУМЗ. 29 июля 1917 года Постановлением Правительства устанавливается новая структура ГУМЗ Минюста, которая стала включать канцелярию и четыре отдела, в состав которых входили три инспектора и тринадцать делопроизводств. Одновременно в составе ГУМЗ были учреждены отделы, ответственные за организацию производственных работ, службы надзора (делопроизводство распорядительное и по режиму), тылового, медицинского обеспечения. Проект штата Главка на 1918 год предусматривал состав из 89 должностных лиц, на содержание которых было затребовано 652 тысячи 126 рублей и 58 копеек.
Проводя работу по упорядочению службы надзора в целях обеспечения надлежащего порядка в местах заключения, Главное управление в то же время не исключало возможности использования в этих же целях самих заключенных. Практическая реализация этой задачи видится во внедрении в местах лишения свободы прогрессивной системы отбывания наказания, при которой судьба заключенного ставится в прямую зависимость от его поведения.
В этот период, на взгляд ученых, ГУМЗ вплотную подошло к определению содержания основных средств исправительно-воспитательного воздействия. Основным из них был признан труд заключенных. В циркуляр ГУМЗ № 62 от 18 июля 1917 года обращалось внимание на то обстоятельство, что работы должны давать заключенным «знания, с которыми они при выходе на свободу могут найти себе подходящие занятия. Они же доставляют некоторым заключенным значительное облегчение во время содержания под стражей».
Тюремная система после Октябрьской революции 1917 года.
6 января 1918 г. учреждена Тюремная комиссия, задачей которой определялось «заведование всеми отраслями тюремного быта и выработки основных начал тюремной реформы».
Постановление Народного комиссариата юстиции от 24 января 1918 года «О тюремных рабочих командах» – о введении общественно полезного труда, который провозглашался одним из основных средств исправления осужденных; 20 апреля 1918 г. Конвойная стража реорганизована в Главную инспекцию конвойной стражи при Наркомюсте РСФСР.
24 мая 1918 г. Тюремное управление НКЮ переименовано в Карательный отдел.
23 июля 1918 г. утверждено Постановление Наркомата юстиции РСФСР «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового (временная инструкция)». Хотя задача исправления здесь прямо не формулировалась, но сама терминология свидетельствовала о том, что она имелась в виду. Выработана новая система мест лишения свободы (5 видов). Исполнение данного решения возлагалось на Карательный отдел Наркомата юстиции (влияние на регионы минимальное);7 августа 1918 г. Постановлением Наркомюста РСФСР «О создании тюремных мастерских, о внешних работах и об оплате труда заключенных» создана правовая база для использования труда заключенных.
В условиях развернувшейся в России Гражданской войны и интервенции на основании постановления СНК РСФСР от 5.09.1918 года «О красном терроре» ВЦИК 17 мая 1919 года принимает постановление «О лагерях принудительных работ». В соответствии с ним учреждалось два вида лагерей: обычных и особых для наиболее опасных противников советской власти. Одним из лагерей особого назначения стал в 1920 году Соловецкий лагерь; 5 октября решением коллегии НКВД было образовано Центральное управление уголовного розыска при Главном управлении рабоче-крестьянской милиции, которое осуществляло организацию оперативной работы в местах заключения.
15 ноября Наркоматом юстиции утверждено Положение «Об общих местах заключения РСФСР». Этот крупный нормативный акт представлял собой инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения. Он развил идеи, закрепленные во Временной инструкции.
28 ноября Карательным отделом НКЮ издан циркуляр № 89 «Об организации трудовых земледельческих колоний».
15 апреля 1919 г. издан Декрет ВЦИК «О лагерях принудительных работ». Для руководства ими в составе НКВД учрежден Отдел принудительных работ.
17 мая ВЦИК утвердил Положение «О лагерях принудительных работ».
В мае 1919 года стали создаваться концентрационные лагеря, подведомственные ВЧК, и лагеря принудительных работ, подведомственные НКВД.
31 января 1920 г. на войска внутренней охраны возложена охрана лагерей принудительных работ.
15 ноября 1920 г. Наркоматом юстиции было утверждено Положение об общих местах заключения РСФСР.
8 января 1921 года подписан приказ ВЧК «О карательной политике органов ЧК», в котором сформулированы основные положения режима: распорядок дня; правила обращения с заключенными; порядок предоставления свидания с родственниками; организация медицинского обслуживания и т.д. Определялись условия содержания уголовников-рецидивистов и преступников из числа трудящихся, ставилась задача привлечения общественности к перевоспитанию правонарушителей. Все перечисленное позднее было закреплено в законодательных актах; 21 марта 1921 г. подписан Декрет СНК РСФСР «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных».
В сентябре 1921 г. формируется Центральный карательный отдел Наркомюста РСФСР (с 1922 г. – Центральный исправительно-трудовой отдел).
28 октября 1921 г. издан Декрет СНК «Об использовании труда заключенных в местах лишения свободы РСФСР».
В 1922 году произошла реорганизация системы мест лишения свободы (отпала необходимость в лагерях принудительных работ, сократилось число заключенных в особых лагерях и т.д.).
СНК постановлением от 12.10.1922 года предписал подчинить все места заключения одному ведомству – НКВД. В соответствии с этим постановлением все места заключения из НКЮ были переданы в ведение НКВД, в котором для управления ими было создано Главное управление местами заключения.
4 октября 1922 г. конвойная стража передается из НКВД в ведение ГПУ, а 16 октября переименовывается в Корпус конвойной стражи ГПУ.
3 ноября 1922 г. утверждено Временное положение о Главном управлении местами заключения НКВД РСФСР и его местных органах.
12 июня 1924 г. издан Декрет ВЦИК и СНК «О служащих в местах заключения».
16 октября 1924 года на второй сессии ВЦИК XI созыва утвержден Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. В нем закреплялись воспитательные задачи и идея исправления осужденных. Исправительно-трудовые колонии именовались основным видом лишения свободы.
30 октября 1925 г. образовано Центральное управление конвойной стражи СССР (ЦУКС).
26 марта 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Постановление «О карательной политике и состоянии мест заключения». 23 апреля 1928 г. вводится Инструкция по санитарно-просветительной работе в местах заключения, утвержденная НКВД и Наркомздравом.
5 августа 1929 г. образовано Управление Северных лагерей особого назначения (УСЛОН).
6 ноября 1929 г. Декретом ВЦИК и СНК вводится дифференцированное наказание в виде лишения свободы в зависимости от общественной опасности совершенного преступления.
10 января 1930 г. принято Постановление ВЦИК и СНК «О высылке и ссылке, применяемым по судебным приговорам».
7 апреля 1930 года Постановлением СНК СССР утверждается Положение об исправительно-трудовых лагерях.
7 апреля 1930 года Постановлением СНК СССР утверждается Положение об исправительно-трудовых лагерях (система ГУЛАГа просуществует до 1958 года). 1 августа 1933 года Постановлением ВЦИК в действие был введен новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.
10 января 1930 г. принято Постановление ВЦИК и СНК «О высылке и ссылке, применяемым по судебным приговорам».
7 апреля вступает в действие Положение об исправительно-трудовых лагерях ОГПУ, положившее начало массовому внедрению лагерной системы при исполнении уголовных наказаний.
25 апреля 1930 г. приказом ОГПУ № 130/63 образовано Управление лагерями (УЛАГ).
2 сентября 1930 г. образованы Конвойные войска СССР.
7 ноября1930 г. утверждается Положение «Об исправительно-трудовых лагерях».
15 декабря 1930 г. в связи с упразднением НКВД места лишения свободы переданы в состав республиканских народных комиссариатов юстиции и Объединенного государственного политического управления (лагеря и трудовые поселения).
1 июля 1931 г. вышло Постановление СНК СССР № 130/сс о передаче работы по использованию спецпереселенцев в ведение ГУЛАГа ОГПУ.
10 сентября 1931 г. утвержден Устав службы в ИТУ РСФСР.
1 августа 1933 г. постановлением ВЦИК и СНК утвержден новый (второй) Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.
10 июня 1934 г. образован НКВД СССР, включивший в свой состав Главное управление исправительных лагерей, трудовых поселений и мест заключения.
17 сентября 1934 г. Центральное управление конвойных войск упразднено, руководство этой службы передается Главному управлению пограничной и внутренней охраны НКВД СССР.
27 октября 1934 г. вышло Постановление ЦИК и СНК «О передаче исправительно-трудовых учреждений НКЮ союзных республик в ведение НКВД СССР».
5 ноября 1934 года Постановлением ЦИК и СНК СССР при Народном комиссариате внутренних дел СССР было создано Особое совещание.
5 ноября 1934 года Постановлением ЦИК и СНК СССР при Народном комиссариате внутренних дел СССР было создано Особое совещание, получившее право без суда назначать ссылку и высылку на срок до 5 лет заключение в исправительно-трудовой лагерь.
С конца 30-х до начала 50-х годов ИТК РСФСР фактически перестал действовать, законодательная регламентация исполнения наказаний вытиснилась закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами.
10 ноября1934 г. вышло Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О передаче исправительно-трудовых учреждений НКЮ РСФСР в ведение НКВД Союза ССР».
31 мая 1935 г. вышло Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об усилении борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью», на основании которого приступили к созданию приемников-распределителей.
8 августа 1936 г. Постановлением ВЦИК и СНК СССР введено тюремное заключение за особо опасные преступления.
30 июля вышел приказ НКВД СССР № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», исполнение которого стало одной из наиболее массовых карательных акций.
2 февраля 1939 г. образовано Главное управление конвойных войск НКВД СССР.
9 марта 1939 г. образовано Управление лесной промышленности ГУЛАГа.
28 мая 1939 г. создан Тюремный отдел НКВД СССР, преобразованный 29 сентября в Главное тюремное управление НКВД СССР.
15 июля 1939 г. вышел приказ НКВД СССР «Об отмене зачета рабочих дней и условно-досрочного освобождения».
2 августа 1939 г. утверждена Временная инструкция о режиме содержания заключенных в ИТК.
19 сентября 1939 г. образовано Управление по военнопленным и интернированным НКВД СССР (УПВИ).
4 июля 1940 г. введена в действие Временная инструкция о режиме содержания заключенных в ИТЛ.
19 и 22 апреля 1943 г. указами Президиума ВС РСФСР восстановлена каторга для предателей и изменников Родины.
В феврале 1942 г. утверждена Инструкция о режиме содержания и охране заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР в военное время.
28 декабря 1943 г. издан приказ НКВД СССР «Об организации внутренней надзирательной службы в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД».\21 февраля 1948 г. Постановлением Совета Министров СССР № 416–159 сс были организованы особые лагеря, в которые направляли осужденных к лишению свободы за шпионаж, диверсии, террор, а также лиц, «представлявших опасность по своим антисоветским связям», бывших троцкистов, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов, участников антисоветских организаций.
В июле 1949 г. принято новое Положение «О Главном управлении исправительно-трудовых лагерей и колоний», определившее основной задачей трудовое перевоспитание заключенных.
6 мая 1951 г. конвойные войска реорганизованы в конвойную охрану МГБ СССР.
10 марта 1953 г. принято решение о передаче исправительно-трудовых учреждений из МВД в Минюст СССР и о широкомасштабной амнистии. (В январе 1954 г. они были возвращены назад).
14 марта 1953 г. в связи с объединением МГБ и МВД на базе Тюремного отдела МГБ и Тюремного управления МВД организовано Тюремное управление МВД СССР.
18 мая 1953 г. упразднено Управление по делам военнопленных и интернированных МВД СССР.
1954 год – начало восстановления демократических начал и реформы исправительно-трудового права.
1954 год – начало восстановления демократических начал и реформы исправительно-трудового права. 21 января 1954 г. исправительно-трудовые учреждения ГУЛАГа возвращены из Минюста в МВД СССР.
18 марта 1954 г. в составе Комитета государственной безопасности при СМ СССР организован Тюремный отдел учетно-архивного отдела КГБ.
7 июля 1954 г. приказом МВД СССР утверждено «Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР», одобренное Советом Министров СССР, которое отменило действие многочисленных приказов, инструкций и других ведомственных нормативных актов. Перед лагерями и колониями ставилась главная задача – исправление и перевоспитание осужденных на основе приобщения их к труду.
10 июля 1954 г. вводится в действие «Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР».
14 июля 1954 г. вышел Указ Президиума ВС СССР «О введении условно-досрочного освобождения из мест заключения».
28 марта 1957 г. в составе МВД СССР сформировано Главное управление внутренних и конвойных войск (выведены из состава КГБ СССР).
24 мая 1957 г. в целях усиления общественного контроля за деятельностью исправительно-трудовых учреждений при исполкомах советов были воссозданы наблюдательные комиссии.
14 июня 1957 г. в исправительно-трудовых учреждениях вводится отрядная система.
31 июля 1957 г. Организацией объединенных наций приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.
8 декабря 1958 г. вышло Постановление СМ СССР, утвердившее Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР, которое предусматривало изменение структуры мест лишения свободы.
12 декабря 1958 года Верховный Совет СССР утвердил Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, предопределившие коренную реформу советской карательной системы, и поручил привести уголовное законодательство союзных республик в соответствие с ними.
13 января 1960 г. Указом Президиума ВС СССР упразднено Главное управление исправительно-трудовых колоний МВД СССР.
27 октября 1960 года на базе Основ уголовного законодательства принят Уголовный кодекс РСФСР.
Положение об исправительно-трудовых колониях тюрьмах. 29 августа 1961 года Указом Президиума ВС РСФСР было утверждено республиканское Положение об исправительно-трудовых колониях тюрьмах как временный (до принятия соответствующего законодательства) документ.
9 октября 1961 г. Указом Президиума ВС СССР было введено в действие Типовое положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах.
12 апреля 1962 г. Верховным Советом РСФСР утверждено Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних.
26 июня 1963 г. издан Указ Президиума ВС РСФСР «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления».
20 марта 1964 г. принят Указ Верховного Совета СССР «Об условном освобождении вставших на путь исправления осужденных с направлением на стройки народного хозяйства».
26 июля 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
3 июля 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних.
11 июля 1969 года Законом СССР были введены в действие Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик.
12 июня 1970 г. вышел Указ Президиума ВС СССР «Об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением к труду».
31 августа 1970 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР образовано союзно-республиканское Министерство юстиции СССР.
24 сентября 1970 г. воссоздано Министерство юстиции РСФСР.
18 декабря 1970 г. введен в действие Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, просуществовавший, правда, с большим количеством изменений и исполнений, до 1 июля 1997 года.
25 августа 1972 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании больных наркоманией» принято решение о создании сети лечебно-трудовых профилакториев.
11 октября 1982 г. созданы воспитательно-трудовые профилактории, призванные проводить работу с бродягами и лицами, ведущими паразитический образ жизни.
29 апреля 1988 г. издан приказ МВД СССР «О совершенствовании структуры аппаратов МВД, ГУВД, УВД по управлению учреждениями и органами, исполняющими наказания», который установил их новые названия – управления (отделы) по исправительным делам.
3 ноября 1990 г. издан приказ МВД СССР № 421 «О создании отрядов специального назначения в системе ГУИД МВД СССР».
Современный российский период
18 октября 1991 г. принят Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», в рамках которого пересмотрено свыше 583 тыс. уголовных дел, реабилитировано свыше 590 тыс. граждан.
23 ноября 1992 г. утверждены Правила внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений.
31 мая 1993 г. приказом МВД РФ № 259 утверждено Положение об отряде исправительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора.
21 июля 1993 г. утверждается Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», заложивший современные основы деятельности отечественной пенитенциарной системы.
10 июля 1994 г. ГУИН и ГУЛИТУ сливаются в единое Главное управление исполнения уголовных наказаний (ГУИУН) МВД РФ.
15 июля 1995 г. издан Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», регламентирующий деятельность следственных изоляторов.
26 сентября 1995 г. издано Постановление Правительства РФ «О передаче внутренними войсками МВД РФ учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы МВД РФ функций по охране учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и их объектов.
13 января 1996 г. утверждена Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 г.).
7 октября 1996 г. Правительством России была принята целостная Концепция реформирования органов и учреждений юстиции.
8 января 1997 года принят Федеральный закон о введении действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, который вступил в силу с 1 июля 1997 года.
16 июня 1997 г. вышло Постановление Правительства РФ № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативах их штатной численности».
8 октября 1997 г. принят Указ Президента РФ «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД Российской Федерации», предусматривающий ее передачу из МВД в Министерство юстиции.
21 июля 1998 г. утвержден Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы», который закрепил переход уголовно-исполнительной системы из ведения МВД в Минюст России.
28 июля 1998 г. издан Указ Президента РФ № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Минюста РФ».
7 декабря 1998 г. Указом Президента РФ уголовно-исполнительная система Минюста России была квалифицирована как силовое ведомство и передано в непосредственное подчинение Президенту РФ.
20 февраля 1999 г. Постановлением Правительства РФ уголовно-исполнительные инспекции были включены в состав УИС Минюста России.
5 апреля 1999 г. Указом Президента РФ и Постановлением Правительства РФ № 366 определены порядок и условия выполнения учреждениями и органами УИС Минюста России функций конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу.
18 июня 1999 г. Государственная Дума приняла Постановление об объявлении массовой амнистии, затронувшей интересы более 20 тыс. заключенных.
26 мая 2000 г. Государственная Дума приняла Постановление «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне», предусматривающее освобождение более 206 тыс. осужденных к лишению свободы.
16 февраля 2001 г. приказом Минюста № 52 в г. Рязани учреждена отраслевая Академия права и управления Министерства юстиции РФ.
9 марта 2001 г. издан Закон РФ № 25–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и другие законодательные акты Российской Федерации».
28 августа 2001 г. Правительство РФ приняло Постановление № 636 «О федеральной целевой Программе реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста РФ на 2002–2006 годы».
28 сентября 2001 г. состоялась учредительная конференция межрегиональной общественной организации «Российское научное пенитенциарное общество».
25 октября 2001 г. подписан приказ Минюста РФ «О введении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации должности помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека».
8 декабря 2001 г. подписан Указ Президента РФ № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».
29 декабря2001 г. принята Федеральная целевая программа «Реформирование УИС Минюста РФ на 2002–2005 годы».
9 марта 2004 г. Главное управление исполнения наказаний Минюста России преобразовано в Федеральную службу исполнения наказаний РФ.
13 октября 2004 г. указами Президента РФ № 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, № 1314 – Положение о Федеральной службе исполнения наказания.
Указом Президента Российской Федерации от 02 декабря 2005 №1396 утвержден геральдический знак-эмблема Федеральной службы исполнения наказаний.
5 сентября 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)», которой предусмотрено введение в действие 176 кв. м. жилой площади для содержания подследственных.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
Основными целями Концепции являются: 1) повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; 2) сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам; 3) гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: 1) совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных; 2) изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных; 3) осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного; 4) изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; 5) разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания; 6) модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций; 7) повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; 8) расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы; 9) обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы; 10) внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний; 11) совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач; 12) развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.
https://fsin.gov.ru/history/chronology/index.php
Поздравляю работников уголовно-исполнительной системы с замечательным профессиональным праздником!
Хочу пожелать Вам в вашей нелегкой работе терпения и опоры на закон.
Президент Союза криминалистов и криминологов
Игорь Михайлович Мацкевич