1 июня. Катастрофы

1 июня 1939 года во время проведения ходовых испытаний затонула английская подводная лодка «Тетис». Подводная лодка «Тетис», построенная на верфи фирмы «Кэммел Лэйрд» в Беркенхеде (около Ливерпуля), вышла в море для проведения ходовых испытаний, имея на борту 103 человека. Когда «Тетис» приступила к погружению, подводники заметили, что лодка не желает уходить под воду. Её рубка ещё в течение 1 часа оставалась на поверхности. Командир лодки решил, что погружение не происходит из-за отсутствия воды в двух носовых торпедных аппаратах и послал в носовой отсек командира минно-торпедной боевой части проверить, заполнены эти аппараты или нет. Покрутив кран и придя к выводу, что воды в аппарате нет, тот распахнул его крышку. Из длинной трубы торпедного аппарата хлынула мощная струя холодной морской воды. Закрыв переборочный люк между вторым и третьим отсеками, подводники вместе с лодкой легли на грунт на глубине 49 метров. В течение почти 5 часов подводники в индивидуальных аппаратах пытались проникнуть в носовые отсеки, закрыть крышку торпедного аппарата и затем откачать воду. Но их старания не увенчались успехом. На следующий день корма лодки наконец вышла из воды и была обнаружена поисковыми кораблями. Рядом с ней всплыли два подводника, которые рассказали о тяжёлом состоянии людей, оставшихся в лодке. Однако на прибывших судах не оказалось ни опытных водолазов, ни средств оказания помощи подводникам. Из Беркенхенда прибыл буксир, доставивший оборудование для кислородно-ацетиленовой резки. Спасатели хотели прорезать отверстие в корпусе и через него извлечь людей. Для страховки на корму лодки был заведён трос, удерживаемый буксиром и спасательным судном. Однако он лопнул и кормовая часть «Тетис», подняв огромную волну, скрылась под водой. 99 членов экипажа «Тетис» были погребены заживо под водой и погибли.

Президент Союза криминалистов и криминологов
Игорь Михайлович Мацкевич

Источник:
http://www.calend.ru/event/3156/
© Calend.ru


1 июня 2009 года разбился авиалайнер авиакомпании Air France. Самолёт 31 мая вылетел из Рио-да-Жанейро в Париж. На борт взошли 228 человек: 216 пассажиров, в том числе семеро детей и один младенец, и 12 членов экипажа. Самолёт был заполнен практически полностью – свободными оставались всего три пассажирских места. 58-летний командир экипажа – француз Марк Дюбуа, – был опытным пилотом: он работал в Air France с 1988 года и налетал 11 тыс. часов. Вторые пилоты – также граждане Франции. У одного из них, 37-летнего Давида Робера, на момент полёта насчитывалось 6,6 тыс. лётных часов. Второй был стажёром – 32-летний Пьер-Седрик Бонэн налетал на Airbus A330 и A340 всего 807 часов. Вместе с ним на борту самолёта в качестве пассажира летела его супруга Изабель Бонэн и сыновья четырёх и восьми лет.

Чуть менее чем за 12 часов рейс AF447 должен был доставить пассажиров из Рио-де-Жанейро в Париж. Вылет был запланирован на 22:03 31 мая по местному времени.

Через два с половиной часа после взлёта из аэропорта борт вышел на связь с диспетчерами как потом оказалось, в последний раз – пилоты сообщили, что входят в зону турбулентности, а также покидают зону видимости бразильских вышек. Они должны были пройти «мёртвую зону» и оказаться в области ответственности Сенегала через 50 минут. Сразу после отключения связи бортовой компьютер передал несколько сообщений, одно из них – об отключении автопилота. После этого сообщение с самолётом окончательно оборвалось. В расчётное время оно не возобновилось.

ВВС Бразилии начали поиски пропавшего самолёта в 5:30 утра. По маршруту исчезнувшего пассажирского авиалайнера курсировал бразильский военный самолет Hercules С-130, экипаж которого пытался зафиксировать сигналы радиомаяков с «чёрных ящиков» Airbus. Правительство Франции также заявило, что запросит помощь Пентагона для установления местонахождения авиалайнера.

Ещё через четыре часа Парижский аэропорт Шарль-де-Голь, куда самолёт уже должен был прилететь, официально объявил о том, что рейс AF447 пропал. К 11 утра министр окружающей среды Франции Жан-Луи Борлоо сообщил, что у самолёта должно закончиться авиатопливо. «Теперь мы должны рассматривать самый трагический сценарий», – отметил он

Днём 1 июня представители Air France в ходе пресс-конференции в парижском аэропорту заявили, что шансов найти самолёт целым и невредимым практически не осталось. К исходу дня было объявлено, что лайнер разбился.

Изначально предполагаемая зона исчезновения Airbus A330-200 распространялась на несколько десятков морских миль на полпути от Бразилии к берегам Африки. На следующую ночь появилась информация, что части лайнера обнаружены в территориальных водах Сенегала. Оранжевые точки, похожие на обломки горящего самолёта, заметил с воздуха пилот другого пассажирского лайнера, следовавшего встречным пропавшему Airbus курсом.

В обозначенную зону направились бразильские и французские самолёты-поисковики, однако предположение не подтвердилось – участники поисков ничего не обнаружили.

Шансов на обнаружение уцелевших пассажиров и членов экипажа практически не осталось: в Рио-де-Жанейро по пропавшему самолёту объявили трёхдневный траур.

Air France также опубликовала перечень национальностей пассажиров пропавшего самолёта. Согласно официальному пресс-релизу компании, на нём летели 58 бразильцев, 61 француз, 26 немцев, 9 китайцев, 9 итальянцев, 5 британцев, 5 ливанцев, 4 венгра, 3 ирландцев, 3 норвежцев, 3 словаков, 2 марокканцев, 2 поляков, 2 американцев. На борту также находились граждане Аргентины, Австрии, Бельгии, Канады, Хорватии, Дании, Голландии, Эстонии, Филиппин, Гамбии, Исландии, Румынии, ЮАР, Испании, Швеции, Швейцарии, Турции и России.

Среди бразильцев, находившихся на борту, погиб Педру Луис ди Орлеанс и Браганса – прямой потомок последнего императора Бразилии Педру Второго. Кроме того, по данным агентства Reuters, среди пассажиров исчезнувшего самолёта были: президент филиала французской компании Michelin в Южной Америке Луис Роберту Анастасиу, глава бразильского подразделения металлургического концерна Thyssenkrupp и один топ-менеджеров бразильской

горнодобывающей компании-гиганта Vale. Позже в посольстве России в Париже также подтвердили информацию о находившемся на борту россиянине и назвали его имя – Андрей Киселёв.

Родственники пассажиров из разных стран, приехавшие в аэропорт Парижа встречать своих близких, провели там несколько дней. Им выделили отдельное помещение, где всем нуждавшимся оказывалась психологическую помощь. Родственники некоторых бразильцев, вылетевших на потерпевшем катастрофу Airbus 330 в Европу, также ночевали в международном аэропорту Рио-де-Жанейро.

Один из них, Бернардо Соуза, чьи брат и невестка были на рейсе, жаловался, что от Air France очень сложно добиться информации. «Я приехал в аэропорт, чтобы узнать хоть что-то о родных, но наткнулся на пустую стойку информации», – цитировало его слова агентство Reuters.

Узнать хоть какую-то информацию о погибших во время катастрофы людях многие смогли только через неделю. Первые следы исчезнувшего самолёта были обнаружены 6 июня – в этот день бразильская поисковая группа нашла личные вещи пассажиров и тела двух погибших мужчин в 900 км от архипелага Фернанду-ди-Норонья. Среди находок оказался кожаный чемодан с билетом на рейс, что исключало всякую возможность ошибки. Неподалеку были также найдены синее кресло самолета, кислородная маска и фрагмент вертикального хвостового стабилизатора. В течение последующих дней, вплоть до 27 июня, из воды поднимали тела погибших пассажиров, которых в общей сложности оказалось 50, а также многочисленные фрагменты лайнера.

Поиски остатков рейса продолжались, однако только 4 апреля 2011 года исследователям Океанографического института Вудс Хоул удалось найти новые фрагменты лайнера – в Атлантическом океане на глубине 3,4–3,8 км. В тот же день в месте находки был запущен робот, который за 12 часов погружения выявил среди обломков других частей самолета, в том числе параметрический самописец рейса 447 без модуля памяти, который содержит данные. Также были найдены большой фрагмент фюзеляжа, крыло, шасси и оба двигателя.

Власти Франции, руководившие операцией, объявили, что вместе с обломками самолёта были обнаружены и останки погибших пассажиров. Чтобы поднять их со дна, правительство объявило тендер на сумму € 5 000 000. Довести операцию до конца удалось только 30 мая – к тому времени на поверхность были подняты 75 тел погибших пассажиров.

Всего за время операции спасателям удалось достать со дна 104 тела. Останки других 50 пассажиров были обнаружены на поверхности океана. Таким образом, из 228 человек, находившихся на борту, похоронить удалось только 154. Оставшиеся 74 тела не были найдены.

3 июня 2011 года операция по поднятию со дна тел погибших и обломков самолёта в Атлантике была официально завершена. Помимо обломков и тел, спасателям наконец удалось найти запоминающее устройство параметрического самописца лайнера, а также речевой самописец.

За время выяснения обстоятельств катастрофы Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA) выпустило три промежуточных отчёта. Финальный специалисты опубликовали только спустя три года после трагедии – 5 июля 2012 года.

Расшифровав данные «чёрных ящиков», эксперты пришли к выводу, что в авиакатастрофе важную роль сыграли турбулентность и отсутствие визуальных ориентиров. Роковым обстоятельством стало обледенение трубки Пито – части авиационного приёмника воздушного давления, определяющей скорость и высоту полёта. «Причиной свала самолёта в штопор послужило отсутствие контроля траектории полёта в условиях недостатка информации о высоте и скорости. Кристаллы льда забили каналы датчиков воздушного давления – так называемых трубок Пито», – заявил руководитель расследования Ален Буйяр, отметив, что после этого самолёт начал постепенно снижаться.

Одной из человеческих ошибок стало то, что «спустя три с половиной часа полёта командир экипажа покинул своё место и отправился спать, оставив второго пилота управлять судном. Уже через пять минут после ухода капитана пилот предупредил экипаж, что самолёт входит в зону турбулентности. Ещё через четыре минуты отключились автопилот и автомат тяги. Сработал сигнал тревоги, предупреждающий о сваливании, однако пилоты почему-то проигнорировали его. Сигнал тревоги, то прекращавшийся, то включавшийся опять и при этом противоречащий показаниям датчиков в кабине пилотов, сбивал их с толку», – отмечается в отчёте. Как удалось установить экспертам, последний раз сигнал тревоги звучал в течение 57 секунд.

За последующие четыре минуты самолёт ушёл в аэродинамическое сваливание – его крылья просто не смогли удержать машину в воздухе. Бортовые самописцы зафиксировали, что пилоты пытались предотвратить падение. Однако делали они это с нарушением правил – нос самолёта направляли вверх, в то время как правила предписывают опустить его.

Осознав критичность ситуации, экипаж бросился будить командира корабля. Однако тот, как свидетельствуют данные, некоторое время отказывался вернуться – он уединился со стюардессой и не желал покидать её. Когда капитан наконец ворвался в кабину, сигнал тревоги уже оповестил о потери скорости. Из последних данных расшифровок слышен только крик командира: «У нас нет никаких показателей, мы не можем доверять приборам!».

Ориентируясь на аэродинамические шумы и тряску, командир решил, что, должно быть, скорость самолёта слишком высока. Несмотря на то, что индикатор свала неоднократно срабатывал, команда так и не поняла, что началось сваливание, и самолёт стремительно падает.

В результате лайнер врезался в воды Атлантики со скоростью 180 м/с. Это столкновение стало смертельным для всех, кто был на борту.

В память о погибших в природном парке Рио-де-Жанейро был установлен памятник в виде прозрачного панно, на котором изображены 228 ласточек – каждая символизирует участника рейса 447. Между ласточками выгравирована надпись «в память». Она продублирована на 21 языке мира – по числу стран, чьи граждане погибли в авиакатастрофе.

https://www.gazeta.ru/social/2019/05/31/12386887.shtml?utm_medium=referral&utm_source=infox.sg&utm_campaign=exchange

Президент Союза криминалистов и криминологов

Игорь Михайлович Мацкевич


1 июня 2019 года разряд молнии поразил жителя Пензенской области Николая Тюкина.

Николай Тюкин с коллегами занимался ремонтом трассы М5. Над Пензой начала собираться гроза. По словам пострадавшего, он вместе с остальными рабочими направлялся в автобус в тот момент, когда потерял сознание, получив электрический разряд. По рассказам коллег, молния поразила Тюкина прямо в затылок и пришлась на кепку с металлической вставкой. Кроме этого, по словам мужчины, до происшествия на шее у него висел нательный крест. Однако после удара оба предмета исчезли. По-видимому, они приняли разряд на себя. «Они меня и спасли!» – считает мужчина. Пострадавшему делали искусственное дыхание около часа, пока не приехала карета скорой помощи. Н. Тюкина поместили в пензенскую больницу № 6. Медики провели тщательное обследование и не выявили у него серьёзных проблем со здоровьем. При этом врачи местного клинического учреждения отметили, что прежде не видели подобного. После инцидента, шутил мужчина, у него не открылись экстраординарные или экстрасенсорные способности, он лишь вспомнил стихотворение, которое выучил в 16-летнем возрасте. Зато Тюкин приобрёл нечто другое – ещё одну памятную дату. У жителя Пензы теперь два дня рождения в году – день, когда он появился на свет (6 июня), и день, когда он пережил удар молнии.

https://pogoda.mail.ru/news/37549358/

Президент Союза криминалистов и криминологов

Игорь Михайлович Мацкевич

This entry was posted in 1. Новости and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Comments are closed.