Украинский ПриватБанк и хищения

Грэм Стэк

Бывший председатель центрального банка Украины назвала это одним из крупнейших финансовых скандалов 21 — го века.

Валерия Гонтарева рассказывала о предполагаемом хищении 5,5 миллиарда долларов из ПриватБанка, некогда крупнейшего коммерческого кредитора страны. Подозреваемыми являются два олигарха-владельца банка: Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов, которые обвиняются в том, что скрылись с суммой, примерно равной 5 процентам валового внутреннего продукта страны. Согласно судебным протоколам, оба мужчины, как говорят, недавно жили в Швейцарии, хотя Коломойский, похоже, проводит время в Израиле.

“Масштабные скоординированные мошеннические действия акционеров и руководства банка нанесли государству ущерб не менее чем в 5,5 миллиарда долларов”,-заявила Гонтарева в марте 2018 года. “Это 33 процента депозитов населения … и 40 процентов денежной базы нашей страны.”

Теперь OCCRP впервые проследил механизм, который, по-видимому, позволил Коломойскому и Боголюбову вывезти такие огромные богатства из Украины: деньги были переведены через дочернюю компанию ПриватБанка на Кипре.

Эта договоренность помогла скрыть тот факт, что наличные деньги исчезали, потому что Национальный банк Украины обращался с кипрским филиалом ПриватБанка так же, как и с отечественными филиалами. Это обозначение означало, что официальные лица никогда не обнаруживали, что денежные средства, переведенные на Кипр, покидают Украину.

Между тем кипрские регуляторы либо не обнаружили, что различные банковские переводы на общую сумму 5,5 миллиарда долларов были подкреплены фиктивными контрактами, либо не предприняли необходимых действий, чтобы остановить их.

Система позволяла перекачивать миллиарды долларов через счета ПриватБанка, которые держали на Кипре офшорные компании.

Этот отчет основан на результатах судебной экспертизы, проведенной американской фирмой Kroll, занимающейся корпоративными расследованиями и консалтингом по рискам. Отчет, который основан на собственных записях ПриватБанка и был получен исключительно OCCRP, также показывает, что между корпоративными и личными счетами Коломойского и Боголюбова было мало различий.

Украина национализировала ПриватБанк в декабре 2016 года, взвалив на плечи налогоплательщиков финансовую помощь в размере 5,9 миллиарда долларов. Национализация получила широкую поддержку международного сообщества, включая МВФ, Европейский союз и Соединенные Штаты, которые назвали ее “вехой в экономической реформе и борьбе с коррупцией».”

Коломойский заявил, что хочет вернуть ему капитал ПриватБанка в размере 2 миллиардов долларов. А 19 апреля киевский суд признал национализацию ПриватБанка незаконной, приняв решение в пользу олигарха и подготовив почву для длительной судебной тяжбы.

В письме, распространенном в СМИ швейцарским офисом Коломойского, олигарх опроверг утверждения Национального банка Украины о том, что Приватбанк занимался мошеннической кредитной практикой.

“Я категорически отрицаю обвинения, выдвинутые Национальным банком Украины”, — сказал Коломойский, добавив, что регуляторы имеют весь необходимый доступ для мониторинга деятельности его банка. Он изобразил национализацию властями своего кредитного бизнеса как захват активов.

“Управление [украинским центральным банком] имело своей главной целью не поддержку крупнейшего банка страны, а его национализацию и экспроприацию активов, предоставленных в качестве обеспечения, а также преследование и давление на бывших акционеров”, — сказал Коломойский.

Боголюбов отказался говорить под протокол.

Новые разоблачения о том, как сработала схема, появляются как раз в тот момент, когда Коломойский намерен увеличить свое и без того значительное влияние в Украине через президентские выборы. Избранный олигархом кандидат — комик Владимир Зеленский, выступающий на телеканале «1+1», — выиграл первый тур выборов, который может определить, продолжит ли страна и без того шаткий курс антикоррупционных реформ. Теперь Зеленскому предстоит встретиться лицом к лицу с президентом Порошенко в финальном раунде.

Независимый анализ, финансируемый Советом Европы и опубликованный 18 февраля, показывает, что канал Коломойского «1+1» в подавляющем большинстве случаев выступает за Зеленского в своих новостях. 30 марта, за день до первого тура выборов, который по закону должен быть свободным от агитации, канал должен был транслировать 7,5 часа программ Зеленского.

Кандидат утверждал, что он чем-то обязан Коломойскому.

“Он мой деловой партнер, а не начальник”, — сказал Зеленский в интервью.

Кредит: ZUMA Press, Inc. / Alamy Stock PhotoЛюди стоят в очереди перед филиалом ПриватБанка в Борисполе, Украина, вскоре после принудительной национализации банка в декабре 2016 года.

Бухгалтерские Хитрости

Приватбанк начал свою деятельность на Кипре в конце 1990-х годов. Известно, что ни один другой украинский кредитор никогда не получал разрешения Национального банка Украины на открытие зарубежного филиала.

Глава Национального банка Украины Яков Смолий заявил, что кипрский офис ПриватБанка существенно не отличается от филиалов кредитора в таких украинских городах, как Харьков или Луцк, поэтому поступление туда наличных денег не вызывает никаких регуляторных действий. Украинские чиновники не сделали ничего, чтобы помешать этим деньгам покинуть страну. (Смолий говорил с OCCRP в качестве соавтора книги “Частная история: взлет и падение крупнейшего частного банка Украины.”)

После того, как средства достигли Кипра, они были переведены в различные офшорные компании с помощью SWIFT, Общества международных межбанковских финансовых телекоммуникаций. Сеть позволяет финансовым учреждениям по всему миру безопасно отправлять и получать деньги. (Система не требовала перевода денег из Украины в кипрский филиал ПриватБанка.)

Поскольку кипрские регуляторы рассматривали отделение ПриватБанка в своей стране как отдельное юридическое лицо от материнского в Украине, они никогда не отмечали денежные потоки украинским властям.

“Именно это позволяло злоупотреблять, скрывать сделки от регуляторов, налоговых и таможенных органов”, — сказал Смолий.

Прошло два года с тех пор, как скандал с ПриватБанком вынудил регуляторов национализировать финансовое учреждение, нанеся значительный экономический удар по и без того пострадавшей стране. По данным МВФ, Украина имеет самый низкий ВВП на душу населения в Европе и четвертую по величине из 15 бывших советских стран.

Теперь надежды на то, что украденные деньги будут возвращены, угасают. К тому времени, когда регуляторы захватили ПриватБанк, 5,5 миллиарда долларов уже были переведены в банки Австрии, Люксембурга и Латвии. Оттуда след становится холодным.

Как исчезли Деньги

Центральным механизмом в схеме была серия инсайдерских кредитов компаниям, подконтрольным Коломойскому и Боголюбову. В большинстве случаев финансовые отчеты показывают, что украинские подставные компании занимали деньги у ПриватБанка в Украине, а затем переводили их на счета кипрских филиалов оффшорных компаний, многие из которых были зарегистрированы на Британских Виргинских островах (Британские Виргинские острова).

Формальные владельцы этих компаний скрыты, но в отчете Kroll говорится, что все они были фактически выведены из штаб-квартиры ПриватБанка в Днепропетровске (ныне Днепр), Украина. Там “банк в банке” организовал своего рода пирамиду, в которой кредиты выдавались подставным компаниям и офшорам, которые, в свою очередь, использовали средства для оплаты фиктивных контрактов с другими компаниями. Эта вторая группа компаний затем использовала эти деньги для погашения кредитов, взятых в ПриватБанке. Таким образом, деньги продолжали циркулировать через банк, делая вид, что кредиты погашаются, в то время как на самом деле учреждение подвергалось значительному финансовому риску.

Схема платежей была настолько сложной, что, по мнению финансовых экспертов, приведенных в лондонском суде, ее, вероятно, сгенерировал компьютерный алгоритм.

Между тем миллиарды долларов, поступившие из Украины, текли через счета в кипрском ПриватБанке, принадлежавшие офшорным компаниям. Суммы были огромные. За восемь лет до национализации ПриватБанка через Grizal Enterprises прошло $8 млрд, через Hangli International Holdings — $14,9 млрд, через Claresholm Marketing — $12 млрд (все зарегистрированы на Британских Виргинских островах). Еще $ 11,2 млрд прошли через Divot Enterprises, зарегистрированную в Сент-Китсе и Невисе, и $6,5 млрд-через Pointex Sale в Великобритании.

Согласно показаниям, данным в лондонском суде адвокатами ПриватБанка после его национализации, эта деятельность имела все признаки операции по отмыванию денег, направленной на то, чтобы скрыть происхождение и конечное назначение денежных средств.

Деньги также циркулировали между личными счетами Коломойского и Боголюбова и бизнесом, которым они управляли, что говорит об отсутствии четких границ между корпорациями олигархов и их собственными финансами.

Например, с 2013 по 2016 год «Гризал Энтерпрайзис» перечислила на личный счет Боголюбова на Кипре около 40 миллионов долларов. Он вернул Гризалю 83 миллиона долларов. И картина повторялась снова и снова: в период с 2013 по 2016 год Trival Ltd. внесла на личный счет Коломойского около $360 млн, Ditton Holdings-около $133 млн, а другие связанные стороны-еще $ 150 млн. Коломойский вернул почти все средства Тривалу и Диттону.

Сделки не имеют смысла для легально действующего бизнеса.

Екатерина Рожкова, первый заместитель главы Нацбанка Украины, прямо говорит о кипрском филиале как о “прачечной денег», и ни о чем другом.”

Возникают Подозрения

В комментариях к OCCRP Центральный банк Кипра сообщил, что в 2015 году он провел две проверки кипрского отделения ПриватБанка на месте, в результате чего он проинформировал власти Кипра, Украины и других стран о том, что деньги текут из Украины. Регулятор также наложил на банк штраф в 1,5 млн евро 31 октября 2016 года, всего за несколько недель до национализации ПриватБанка украинскими властями.

По словам высокопоставленного чиновника центрального банка Кипра, регуляторы ввели ограничения на лицензию местного отделения ПриватБанка в декабре 2016 года, запретив ему проводить дальнейшие операции. Кредитор настроен на закрытие, как только будут разрешены неурегулированные юридические процедуры.

“То, что мы искали во время нашего осмотра, было … сделки осуществлялись между различными компаниями”, — сказал высокопоставленный бывший чиновник кипрского центрального банка, который говорил на условиях анонимности, ссылаясь на законы о банковской тайне. “Именно там мы отметили, что развивались те сложные схемы, которые позволяли средствам переходить от одной компании к другой и исчезать.”

Как только деньги покинули Кипр, сказал чиновник, они оказались в различных компаниях, которые с тех пор были идентифицированы как связанные с Коломойским и Боголюбовым.

Кипрское подразделение финансовой разведки MOKAS заявило, что ему известно об обвинениях в адрес акционеров ПриватБанка, но отказалось от комментариев.

Между тем, в преддверии национализации ПриватБанка в декабре 2016 года миллиарды долларов, хранящиеся в его кипрском филиале, были переведены в другие европейские юрисдикции, недоступные украинским властям.

Коломойский лично перевел не менее 40 миллионов долларов со своего кипрского счета на личные швейцарские счета UBS, Union Bancaire Privee и Credit Suisse в 2014-2015 годах. Эта сумма казалась ничтожной по сравнению с миллиардами долларов, переведенными со счетов корпораций в банки Люксембурга и Австрии.

Один из офшоров, Claresholm Marketing, в 2015 году перевел около 2 миллиардов долларов на счет в люксембургском East-West United Bank. Другая компания, «Пойнтекс Сейл ЛЛП», также перевела миллиарды долларов на счета в «Бэнк Винтер» в Австрии и «Ист-Вест Юнайтед» в Люксембурге-двух небольших банков, которые когда-то обслуживали торговлю между Западом и Советским блоком.

В апреле 2016 года тогдашняя глава Национального банка Украины Гонтарева запретила всем украинским банкам иметь корреспондентские счета в этих учреждениях и направила украинским банкам письмо с предупреждением о “связях банка Winter и East-West United с рискованными финансовыми операциями».”

“Проблема оттока капитала из этих печально известных транзитных банков полностью снята”, — сказала Гонтарева. Но акция была предпринята слишком поздно, чтобы украинские власти смогли вернуть миллиарды, уже вывезенные из страны.

Bank Winter и East-West United отказались комментировать свою причастность к ПриватБанку.

Уехал к Проблемному латвийскому кредитору

Другой маршрут, по которому украинские фонды шли через Кипр, вел в Латвию.

Большинство крупнейших держателей счетов кипрского ПриватБанка также имели счета в его латвийском офисе. На самом деле у самого Боголюбова был личный счет в Латвийском ПриватБанке.

Дочерняя компания имеет историю отмывания денег: в 2015 году молдавские регуляторы назвали ее одним из двух латвийских кредиторов, причастных к отмыванию более 1 миллиарда долларов мошеннических кредитов, украденных у трех молдавских банков, включая государственный банк. Ни одна из этих денег не была возвращена.

PrivatBank Latvia также был одним из крупнейших получателей средств из российской прачечной-огромной схемы финансового мошенничества , раскрытой OCCRP в 2014 году, которая позволила выкачать огромные суммы из России, отмыть их и переместить в Европу. Латвийский ПриватБанк отмыл из России 2 миллиарда долларов грязных денег за четыре года, выяснил OCCRP.

Кроме того, данные Kroll по ПриватБанку Украина свидетельствуют о том, что ПриватБанк Латвия получил миллионы долларов от МВФ.

В мае 2014 года МВФ выплатил Украине первый взнос в размере 17 миллиардов долларов, предназначенный для стабилизации национальной экономики после аннексии Крыма Россией. Национальный банк Украины ссудил ПриватБанку около 220 миллионов долларов из этих денег, чтобы стабилизировать финансы этого учреждения. Но ПриватБанк Украина перевел большую часть суммы на Кипр, где она стала частью схемы утилизации кредитов. И по меньшей мере 130 миллионов долларов из денег МВФ были немедленно отправлены с Кипра на счета в Латвийском ПриватБанке, по словам Кролла.

В марте 2016 года, менее чем за девять месяцев до национализации «ПриватБанка Украины», он сократил свою долю в «ПриватБанке Латвии» до 46,5 процента. Этот шаг означал, что после национализации ни ПриватБанк, ни украинские государственные регуляторы не смогут получить доступ к бывшей дочерней компании, что затруднит отслеживание пропавших средств. В настоящее время Коломойский и Боголюбов сохраняют как минимум блокирующий пакет акций Латвийского ПриватБанка.

В августе итальянские власти закрыли местный филиал ПриватБанка Латвии, заявив о “серьезных нарушениях правил отмывания денег с риском повторения нарушений.” Итальянское подразделение финансовой разведки выявило 110 миллионов евро, которые были отмыты через крошечное отделение, уютно устроившееся под стенами Ватикана в Риме.

Закрытие произошло всего через несколько месяцев после того, как PrivatBank Latvia похвастался в своем годовом отчете за 2015 год, что депозиты в римском филиале подскочили на 82 процента. PrivatBank Latvia утверждает, что сумма, отмытая его римским филиалом, составила 23 миллиона евро, а не 110, как утверждают итальянские власти.

Олег Чернышев, бывший глава итальянского филиала латвийского ПриватБанка, заявил, что не уполномочен отвечать на вопросы о деятельности банка.

В последний рабочий день перед национализацией, 18 декабря 2016 года, ПриватБанк Украина потерял еще 450 миллионов долларов в рамках схемы, в которой участвовал ПриватБанк Латвия. Сейчас по этому эпизоду в Украине ведется уголовное расследование.

Кредитор положил деньги на корреспондентские счета в Латвии в качестве обеспечения по аккредитивам, выданным латвийским ПриватБанком международным трейдерам сырьевых товаров. 16 декабря 2016 года ПриватБанк поручил ПриватБанку Латвии списать залоговое обеспечение, фактически оставив средства на депозитном счете в латвийском банке.

PrivatBank Latvia не отвечал на запросы по электронной почте, мобильному телефону и WhatsApp.

https://www.occrp.org/en/investigations/oligarchs-weaponized-cyprus-eranch-of-ukraines-largest-bank-to-send-5-billion-abroad

This entry was posted in 1. Новости, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.