Указ Президента РФ О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года

 

 

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Стратегии экономической безопасности
Российской Федерации на период до 2030 года

В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. №390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» постановляю:

  1. Утвердить прилагаемую Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.
  2. Правительству Российской Федерации:

а)  разработать в 3-месячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение;

б)  обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности Российской Федерации;

в)  осуществлять контроль за реализацией Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года;

г)   представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению.

  1. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных
«Ай*

 

 

положениях)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 18, ст. 2117).

  1. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

 

Москва, Кремль 13 мая 2017 года №208

 

УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента
Российской Федерации

от 13 мая 2017 г. № 208

СТРАТЕГИЯ

экономической безопасности Российской Федерации
на период до 2030 года

  1. Общие положения
  2. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в целях реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.
  3. В настоящей Стратегии определяются вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации (далее — экономическая безопасность), а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.
  4. Настоящая Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.
  5. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. №390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
  6. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.
  7. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
  8. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

 

1)  «экономическая безопасность» — состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;

2)  «экономический суверенитет Российской Федерации» (далее — экономический суверенитет) — объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств;

3)   «национальные интересы» Российской Федерации в экономической сфере — объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;

4)  «угроза экономической безопасности» — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере;

5)  «вызовы экономической безопасности» — совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности;

6)  «риск в области экономической безопасности» — возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности;

7)  «обеспечение экономической безопасности» — реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере.

  1. Вызовы и угрозы экономической безопасности
  2. На современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции. Отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят существенные изменения в области международного права, военно-политической и экономической областях.
  3. На международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности. Усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей.
  4. На состояние экономической безопасности существенное влияние начинают оказывать факторы, связанные с глобальным изменением климата, способные вызвать дефицит продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана.
  5. В условиях усиления существующих и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности Российская Федерация сохраняет достаточно высокий уровень экономического суверенитета и социально-экономической стабильности.
  6. К основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся:

1)  стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;

2)  усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг;

3)  использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;

4)  повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;

5)  усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;

6)   изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие «зеленых технологий»;

7)   деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации;

8)   подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;

9)  исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями;

10)   отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;

11)    недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;

12)    слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов;

13)   истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений;

14)    ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые «цепочки» создания добавленной стоимости;

15)    низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;

16)     несбалансированность национальной бюджетной системы;

17)     недостаточно эффективное государственное управление;

18)   высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;

19)     сохранение значительной доли теневой экономики;

20)     усиление дифференциации населения по уровню доходов;

21)   снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала;

22)   усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации;

23)     недостаточность трудовых ресурсов;

24)   неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития;

25)     установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления.

  1. Вызовы и угрозы экономической безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.
  2. Цели, основные направления и задачи государственной

политики в сфере обеспечения экономической безопасности

  1. Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:

1)     укрепление экономического суверенитета Российской Федерации;

2)     повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;

3)       обеспечение экономического роста;

4)     поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;

5)     поддержание потенциала отечественного оборонно­промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны;

6)       повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

  1. Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:

1)     развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;

2)       обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;

3)     создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;

4)       устойчивое развитие национальной финансовой системы;

5)  сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;

6)  повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;

7)     обеспечение безопасности экономической деятельности;

8)     развитие человеческого потенциала.

  1. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, являются:

^совершенствование системы стратегического планирования, последовательное проведение государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности;

2)  улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности;

3)   принятие комплекса дополнительных мер, направленных на деофшоризацию национальной экономики;

4)  совершенствование государственного контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

5)   совершенствование механизма принятия ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций и других дискриминационных ограничений в отношении российских юридических и (или) физических лиц и отраслей экономики Российской Федерации;

6)  оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы;

7)  совершенствование механизмов бюджетного планирования, осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, предотвращение картельных сговоров;

8)     повышение эффективности бюджетных расходов;

9)   повышение эффективности государственного управления государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием;

10)  использование механизмов проектной деятельности, в том числе при решении задач обеспечения экономической безопасности;

11)  совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе на основе широкого внедрения риск- ориентированного подхода и развития практики страхования ответственности субъектов экономической деятельности;

12)  оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики;

13)   юридическое закрепление границ исключительной экономической зоны Российской Федерации (включая арктический континентальный шельф и морские акватории), защита прав и интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой зоне;

14)   совершенствование норм и нормативов применения инновационных технологий (в том числе технологий цифровой экономики) и материалов в производственной и хозяйственной деятельности;

15)  борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой.

  1. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, являются:

1)    комплексная               модернизация                  производственно­

технологической базы отраслей реального сектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности;

2)   обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической независимости национальной экономики, в первую очередь стратегически важных производств;

3)   создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики;

4)   обеспечение устойчивого развития стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса;

5)     поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса;

6)  повышение производительности труда, ресурсо- и энергоэффективности производственных процессов;

7)  формирование производственных кластеров, развитие территорий, на которых установлен льготный режим осуществления промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности;

8)  комплексное развитие транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, разработка и внедрение современных транспортных средств;

9)  комплексное развитие энергетической инфраструктуры, внедрение перспективных энергоэффективных технологий, повышение эффективности переработки энергоресурсов и диверсификация направлений их экспорта с учетом мировых тенденций перехода на низкоуглеродную экономику;

10)  создание стратегических запасов государственных материальных резервов и мощностей, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

11)    расширение              использования                 производственно­

технологического и инновационного потенциалов организаций оборонно-промышленного комплекса для развития производства продукции гражданского назначения.

  1. Основными задачами по реализации направления, касающегося создания экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствования нормативно­правовой базы в этой сфере, являются:

1)  преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, селекционных и генетических материалов;

2)  интеграция образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;

3)  расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу, в том числе с использованием механизмов государственно­частного партнерства;

4)    обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;

5)     развитие технологий (в том числе технологий цифровой экономики), обеспечивающих укрепление конкурентных позиций Российской Федерации на глобальных рынках продукции с высокой добавленной стоимостью, включая фотонику, биотехнологии, аддитивные технологии и новые материалы;

6)    регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации;

7)    развитие инструментов финансирования инновационных проектов, включая венчурное финансирование;

8)     стимулирование введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;

9)       совершенствование правовых и административных

механизмов защиты интеллектуальной собственности и прав российских правообладателей                                на объекты промышленной

собственности;

10)    совершенствование правового регулирования и развитие рынков новой высокотехнологичной продукции, создаваемой в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы.

  1. Основными задачами         по реализации направления,

касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы, являются:

1)    снижение критической зависимости национальной денежно- кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках;

2)       снижение использования иностранной валюты при

осуществлении хозяйственной            деятельности в российской

юрисдикции;

3)    развитие внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечение нормы накопления, достаточной для устойчивого развития национальной экономики;

4)    развитие механизмов и инструментов инвестиционно ориентированной государственной финансовой политики, предусматривающей в том числе увеличение нормы накопления, а также привлечение накоплений для реализации инвестиционных проектов;

5)  совершенствование специализированных инструментов поддержки кредитования стратегических отраслей экономики, наукоемких и высокотехнологичных производств;

6)  развитие инфраструктуры национального финансового рынка, национальной платежной системы, национальной системы платежных карт и системы передачи финансовых сообщений;

7)  совершенствование регулирования деятельности финансовых организаций, развитие системы пруденциального надзора и методик стресс-тестирования;

8)  противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений;

9)  обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, в том числе государственных внебюджетных фондов;

10)  совершенствование управления государственными финансовыми активами и долговыми обязательствами.

  1. Основными задачами по реализации направления, касающегося сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, укрепления единства ее экономического пространства, являются:

1)  совершенствование системы территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;

2)  совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций;

3)  сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;

4)  расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров;

5)  приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области;

6)  развитие Северного морского пути, модернизация Байкало- Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

  1. Основными задачами по реализации направления, касающегося повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, являются:

1)  выстраивание отвечающей национальным интересам Российской Федерации международно-правовой системы экономических взаимоотношений, недопущение ее фрагментации, ослабления или избирательного применения;

2)  расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), Шанхайской организации сотрудничества и других межгосударственных организаций;

3)  создание региональных и трансрегиональных интеграционных объединений с соблюдением национальных интересов Российской Федерации;

4)  содействие российским организациям в трансфере и внедрении передовых технологий;

5)   расширение номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам Российской Федерации;

6)  обеспечение правовой консультативной поддержки законных интересов российских экспортеров за рубежом;

7)  оказание российским организациям содействия, в том числе путем заключения межправительственных соглашений, в расширении их участия в международной экономической кооперации;

8)   содействие развитию российских предприятий несырьевого сектора экономики, достижению ими уровня глобальных лидеров мировой экономики;

9)   развитие рыночной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание профессиональных услуг по продвижению российской продукции на зарубежные рынки.

  1. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения безопасности экономической деятельности, являются:

1)  снижение рисков ведения предпринимательской деятельности, связанных с возможностью использования формальных поводов для ее остановки, а также недопущение избирательного правоприменения в отношении субъектов предпринимательской деятельности;

2)  профилактика, предупреждение и предотвращение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемых в том числе с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием Российской Федерации;

3)   создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государственных органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия, в том числе с участием в этих схемах представителей бизнеса иностранных государств;

4)  предотвращение преднамеренного банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности;

5)  повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;

6)  противодействие деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба стратегически важным отраслям национальной экономики Российской Федерации, в первую очередь оборонно-промышленному, топливно-энергетическому и транспортному комплексам.

  1. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются:

^совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений;

2)  развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

3)  развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях;

4)     профессиональная ориентация граждан;

5)  снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения;

6)  содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов;

7)  совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды.

IV. Оценка состояния экономической безопасности

  1. В целях своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций формируется система управления рисками.
  2. Основными задачами системы управления рисками являются:

1)  выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности;

2)  оценка ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения вызовов и угроз экономической безопасности;

3)  планирование мер по реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определение задач федеральных органов исполнительной власти, субъектов естественных монополий, государственных корпораций, компаний с преобладающим участием Российской Федерации и иных заинтересованных организаций по осуществлению этих мер;

4)  выработка, контроль за реализацией и оценка эффективности мер по противодействию экономическим санкциям, введенным в отношении российских юридических и (или) физических лиц, отраслей экономики Российской Федерации, а также ответных мер в отношении государств, которые вводят указанные санкции.

  1. Структура, порядок формирования и функционирования системы управления рисками, а также регламент ее взаимодействия с системой распределенных ситуационных центров, работающих с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
  2. Показателями состояния экономической безопасности являются:

1)      индекс физического объема валового внутреннего продукта;

2)    валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности);

3)    доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте;

4)    доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте;

5)       степень износа основных фондов;

6)       индекс промышленного производства;

7)       индекс производительности труда;

8)       индекс денежной массы (денежные агрегаты М2);

9)       уровень инфляции;

10)    внутренний государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг;

11)    внешний долг Российской Федерации, в том числе государственный внешний долг;

12)      чистый ввоз (вывоз) капитала;

13)    уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации;

14)      коэффициент напряженности на рынке труда;

15)      энергоемкость валового внутреннего продукта;

16)    доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал;

17)    доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг;

18)    доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте;

19)    доля организаций, осуществляющих технологические инновации;

20)    дефицит федерального бюджета, в том числе ненефтегазовый дефицит федерального бюджета;

21)    отношение золотовалютных резервов Российской Федерации к объему импорта товаров и услуг;

22)       индекс физического объема экспорта;

23)       индекс физического объема импорта;

24)       сальдо торгового баланса;

25)    доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта;

26)    доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения;

27)    доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;

28)   индекс производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых»;

29)    доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов;

30)    баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу населения);

31)    индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств;

32)    дефицит консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации;

33)    доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта;

34)    доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства;

35)                                                                                                                                                                                                                             доля импорта в объеме товарных                                                                           ресурсов продовольственных товаров;

36)       оборот розничной торговли;

37)    распределение численности занятых в экономике по уровню образования;

38)                                                                                                                                                                                                                             децильный коэффициент (соотношение                                                           доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения);

39)    доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения;

40)       уровень преступности в сфере экономики.

  1. Перечень показателей состояния экономической безопасности может уточняться по результатам ее мониторинга.
  2. Мониторинг и оценка состояния экономической безопасности осуществляются на основе данных официального статистического наблюдения, а также иной информации, предоставляемой органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации и другими организациями в соответствии со своей компетенцией, с учетом экспертной оценки вызовов и угроз экономической безопасности.
  3. Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния экономической безопасности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.
  4.  Информационно-аналитическая                                                                           поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется с использованием ресурсов федеральной информационной системы стратегического планирования, информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

V. Этапы и основные механизмы реализации настоящей

Стратегии

  1. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа:

1)   1 этап (до 2019 года) — разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния;

2)   II этап (до 2030 года) — выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.

  1. Настоящая Стратегия реализуется в процессе осуществления комплекса политических, организационных, социально- экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, государственные корпорации, компании с преобладающим участием Российской Федерации и иные организации обеспечивают реализацию настоящей Стратегии в соответствии со своей компетенцией. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при реализации настоящей Стратегии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  3. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется по решению Президента Российской Федерации каждые шесть лет на основании предложений, подготовленных Правительством Российской Федерации при участии Совета Безопасности Российской Федерации с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности.
  4. Правительство Российской Федерации организует и обеспечивает выполнение мер организационного, нормативно­правового и методического характера, необходимых для реализации настоящей Стратегии.
  5. Ежегодный доклад Президенту Российской Федерации о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению представляется Правительством Российской Федерации.
  6. Итогом реализации настоящей Стратегии должны стать обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
This entry was posted in 1. Новости, 2. Актуальные материалы. Bookmark the permalink.

Comments are closed.