«Русская мафия» в ФРГ: как выходцы из СССР доминируют в преступном мире
Две трети подозреваемых, которые фигурируют в уголовных делах об организованной преступности в Германии, — иностранцы. Причем в лидерах — выходцы из бывшего Советского Союза.
Грузинский «вор в законе» Шедели З. ждал новогоднего подарка из Карлсруэ, но напрасно — в конце 2019 года Федеральный верховный суд Германии отклонил его апелляцию на приговор суда в Нижней Саксонии, согласно которому Шедели З. должен провести за решеткой три с половиной года за организацию преступного сообщества и мошенничество. Его сообщники — чеченец, армянин, казах, а также уроженцы Чехии и Турции — также приговорены к разным тюремным срокам.
Отказ в удовлетворении апелляции стал финалом рекордного судебного процесса в Люнебурге (Нижняя Саксония) по делу о так называемой «русской мафии». Суд продолжался без малого 196 дней, приговоры были вынесены в конце 2017 года. Процесс вошел в историю земельного суда в Люнебурге как самый длительный и самый дорогой — на одних только переводчиков было потрачено свыше 1,4 млн евро, а в зале заседаний между скамьей подсудимых и местами для публики было специально по этому случаю установлено пуленепробиваемое стекло.
Приговор немецкого суда с экскурсом в историю «воров в законе»
Приговор суда в Люнебурге в отношении Шедели З. и его сообщников, имеющийся в распоряжении русской редакции DW, занимает свыше 100 страниц, и это — в сокращенном виде. Местами текст читается как историко-криминологическое исследование советских и постсоветских преступных традиций, с подробными разъяснениями понятий «вор в законе», «блатной», «общак» и «смотрящий», а также правил, принятых в преступной среде на постсоветском пространстве.
Для пояснения методов работы русскоязычных криминальных группировок суд привлек трех экспертов — из Германии, Великобритании и США. Расходы на процесс в несколько раз превысили сумму ущерба, нанесенного преступной группировкой (порядка 450 тысяч евро).
Ганноверский друг Деда Хасана
Руководивший группировкой 58-летний Шедели З. — гражданин России грузинского происхождения. Он был знаком с другим известным «вором в законе» — Асланом Усояном (Дедом Хасаном), застреленным в Москве в январе 2013-го. Преступная группировка, действовавшая через подставную фирму в Ганновере, в течение по меньшей мере пяти лет заработала мошенническим путем почти полмиллиона евро — ее участники заказывали товары с оплатой в рассрочку, не оплачивали счета, а полученный товар тут же продавали. Их жертвами стали полтора десятка фирм — от продавцов айфонов до оптовых поставщиков овощей и фруктов.
Преступников отличала невиданная по европейским меркам наглость — мало кому в Германии придет в голову взять и позвонить швейцарскому оптовому поставщику овощей с просьбой прислать 12 грузовиков репчатого лука без всякой предоплаты. До этого, впрочем, злоумышленники оплатили первые два фургона, чтобы создать впечатление, что они серьезные предприниматели.
В результате швейцарец отправил в Германию лимонов, апельсинов и лука в общей сложности на 130 тысяч евро — но ни один из выставленных им счетов так и не был оплачен. Обманутый бизнесмен приехал в Ганновер и по указанному адресу нашел заброшенный офис. Убытки ему компенсировала страховая компания.
Бывший СССР как школа преступной жизни: связи и жестокость
«Выходцы из бывшего СССР обладают определенным набором качеств, которые помогают утвердиться в преступном мире», — отмечает пресс-секретарь берлинского отделения профсоюза полиции Германии Беньямин Ендро (Benjamin Jendro).
Речь идет, во-первых, о связях в самых разных сферах, которые могут быть полезны в нелегальной деятельности — от краж со взломом до отмывания нелегальных доходов и умения раздобыть огнестрельное оружие.
Второе полезное качество — опыт боевых действий, который может пригодиться в тот момент, когда начнутся конфликты с другими группировками за сферы влияния. «Здесь мы видим особенно много преступников из бывшего СССР, которых отличает особая жестокость», — продолжает Ендро.
Второе место после арабских кланов, но многое остается в тени
В годовом отчете Федерального ведомства по уголовным делам русскоязычным преступным группировкам отведено «почетное» второе место сразу за арабско-турецкими кланами. Однако Беньямин Ендро из профсоюза полиции обращает внимание на то, что речь идет о количестве возбужденных уголовных дел, то есть о преступлениях, которые стали известны полиции. «Профессионалы организованной преступности действуют так, чтобы не попадаться на глаза. Так что истинный размах преступлений гораздо больше», — констатирует он.
Сфера деятельности организованных преступных группировок прежде всего там, где можно быстро и с минимальными затратами заработать максимально много денег, указывает Ендро. Это нелегальная торговля оружием, «крышевание», торговля наркотиками, а также в последнее время преступления, связанные с антиквариатом. Арабские кланы тоже заняты во всех этих областях. Однако в сфере торговли наркотиками в последнее время все более активны группировки из бывшего СССР — именно из-за своей жестокости.
Это неизбежно ведет к конфликтам, добавляет Ендро: «Где высокая прибыль, там и высокая конкуренция». И хотя места в преступном мире хватает всем, «аппетит приходит во время еды». В результате дело доходит до открытых конфликтов, особенно в Берлине, причем выяснение отношений иногда сопровождается стрельбой. Одна из горячих точек — площадь возле станции метро «Котбусер Тор» в районе Кройцберг. За право контролировать уличную торговлю здесь конфликтуют арабские кланы и выходцы с Северного Кавказа.
Уроженцы СССР не выпячивают преступные доходы
«В отличие от членов арабских кланов, выходцы из бывшего СССР больше следуют неписаному этикету и по возможности стараются не попадаться на глаза правоохранительным органам. Поэтому в Берлине крайне редко можно увидеть уроженцев СССР, которые ездили бы по городу на роскошных машинах, официально живя при этом на пособие по безработице», — говорит Ендро.
В исследовании об организованной преступности, опубликованном в журнале для служебного пользования «Уголовная полиция», именно клановая преступность названа самой актуальной темой политики в сфере обеспечения безопасности в Германии. Этот феномен наблюдается прежде всего в Берлине, портовом Бремене и густонаселенной Рурской области.
Спустя несколько дней после новости об отклонении апелляции Шедели З. берлинская полиция опубликовала свежие данные о масштабах организованной преступности в столице Германии. По данным за 2018 год, в Берлине было возбуждено 59 уголовных дел, по которым проходили 462 подозреваемых, две трети из них — иностранцы. Одними из самых опасных в отчете были названы чеченские преступные группировки, занимающиеся продажей оружия и наркотиков, отмыванием денег и вымогательством.
Правой рукой грузинского «вора в законе» Шедели З. был тоже чеченец — бывший десантник и участник боевых действий на Кавказе на стороне сепаратистов. Его апелляция на приговор тоже была отклонена.