Сферу госзакупок ждут большие изменения: контроль за ними, а также ряд полномочий по ЕИС передан Минфину. Ожидается, что это позволит обеспечить большую прозрачность контрактной системы и существенно сократит всевозможные нарушения
Постановление, которое лишает Минэкономики функций по контролю за осуществлением госзакупок, подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Теперь Минфин будет регулятором контрактной системы в сфере госзакупок и получит полномочия по ведению реестра инвестиционных проектов. Ранее решение поддержал президент Владимир Путин.
По сути идет концентрация полномочий в сфере государственных закупок в одном ведомстве. Минфин будет заниматься не только контролем, но и определением государственной политики в области закупок, а также выработкой функциональных требований к ЕИС (Единой информационной системе госзакупок — ресурсе, на котором госзаказчики размещают свои заказы, документы, планы-график). В большинстве стран практически все полномочия в сфере госзакупок — от регулирования и нормотворчества до управления и контроля — осуществляет Министерство финансов. Именно Минфин является распределителем бюджетных денег, поэтому такая передача функционала вполне логична. То, что в России эти полномочия были закреплены за Минэкономики, было скорее обусловлено внутренним кадровым устройством, чем реальной необходимостью.
Минфин получит больше полномочий и в отношении ЕИС, что также входит в общую концепцию сосредоточения полномочий по госзакупкам в одном ведомстве. Изначально проблемы возникли как раз с ЕИС: в начале этого года Казначейство стало проверять планы-графики закупок на сайте в ручном режиме, что привело к многочисленным сбоям в работе системы. В итоге заказчикам приходилось ждать проверки документации перед тем, как ее разместить, что приводило к срыванию сроков заказов. Тогда и было принято решение о передаче ЕИС Минфину, в подчинении которого находится Казначейство.
Ожидается, что с осени 2017 года в ЕИС заработает каталог товаров, работ и услуг, который станет обязательным для всех видов закупок. Так как именно Минфин и Федеральное казначейство занимаются решением вопросов, связанных с применением ЕИС, а также связанной с ней системы «Электронный бюджет», то вполне логично, что и контрольные полномочия проще будет осуществлять финансовому ведомству.
Система ЕИС нуждается в больших доработках, так как на данный момент она просто не справляется с тем объемом закупок, который через нее проходит. В 2016 году в систему было введено извещений о закупках на сумму порядка 6,5 трлн рублей, заключено контрактов на сумму свыше 5 трлн рублей. Сейчас ЕИС периодически сталкивается с масштабными сбоями. Это связано как со все увеличивающейся нагрузкой, так и постоянно вносимыми в нее изменениями. Не так гладко проходит и ее гармонизация с электронным бюджетом, хотя в ближайшем будущем все эти проблемы технического характера должны быть решены.
Однако следует учитывать, что реформирование не пройдет и без негативных моментов. Так, сам переход полномочий вызовет определенный «ступор» системы — согласования первое время будут идти дольше, работникам будет нужно время на то, чтобы понять, как работать по новой схеме. Сама по себе передача будет идти не меньше нескольких месяцев, а все это время будет задержан выход постановлений и законопроектов, которые относятся к сфере закупок. Самым большим вопросом пока остается кадровый, так как на данный момент в Минэкономике закупками занимается департамент развития контрактной системы, однако пока о переходе ведомства со всеми работниками в Минфин ничего неизвестно.
Что касается уровня коррупции, то вряд ли передача так уж сильно на ней скажется. По итогам 2016 года в сфере госзакупок было выявлено порядка 900 нарушений. Большинство из них касаются поставки не тех работ или услуг, которые были указаны в контракте, безосновательного продления сроков.
Основные нарушения в сфере госзакупок условно можно разделить на два вида:
1) Вызываемые действиями государственных заказчиков (организаторов конкурсов):
— сокрытие информации о размещении заказов: явные (неопубликование необходимых данных), неявные (опубликование неточных, запутанных данных), отсутствие в конкурсной документации необходимых сведений о заказе;
— установление в документации к госзакупке не предусмотренных законом требований (в том числе требований к исполнителю, которые не влияют на возможность или невозможность выполнения госзаказа);
— уменьшение срока подготовки и подачи документов потенциальным участником;
— предоставление дополнительных сведений о госзаказе отдельным исполнителям;
2) Вызываемые действиями предприятий потенциальных исполнителей госзаказа:
— недобросовестная конкуренция, сговор между участниками с целью не допустить иных лиц;
— переговоры с госзаказчиком с целью получить конкурентные преимущества;
— предоставление недостоверных и подложных сведений об исполнителе, обязательных документов;
— участие в закупке исполнителя, изначально не располагающего возможностью исполнить госзаказ.
Такие нарушения будут допускаться независимо от того, какое ведомство будет осуществлять контроль за госзакупками. Однако можно прогнозировать, что общий процент нарушений все же снизится за счет автоматизации и повышения качества контроля, так что в целом изменения благоприятно скажутся на контрактной системе и приблизят ее к общемировым стандартам.
Денис Фролов
http://www.forbes.ru/biznes/