Китайская компания Xiaomi делает ставку на «четырехдверный электро-смартфон»
Основатель и генеральный директор компании Xiaomi Лэй Цзюнь сравнил умные автомобили со «четырехдверными смартфонами». Лэй Цзюнь сообщил, что несмотря на растущую конкуренцию в отрасли и сложный процесс входа в рынок и нахождение собственной ниши, он готов осуществлять выпуск одноименных электнокаров. Директор компании Xiaomi во всеуслышание назвал эту инициативу своим «последним крупным предпринимательским проектом», а также охарактеризовал электромобили как «естественный выбор» для китайского производителя гаджетов для расширения своей экосистемы так называемого искусственного интеллекта вещей (AIoT), который Лэй Цзюнь много лет пытался внедрить и продать инвесторам.
Лэй Цзюнь заявил, что намерен осуществить этот проект, даже в том случае, если он будет обречен на провал.
Лэй уже давно рекламирует Xiaomi как интернет-компанию, которая также производит мобильное оборудование.
«Я называю Xiaomi триатлетом новой экономики, где Xiaomi производит оборудование и устройства, продает свои продукты через электронный рынок и предлагает услуги исключительно в Интернете», — сказал он в интервью South China Morning Post в 2018 году.
Несмотря на то, в то время инвесторы, были настроены крайне скептически, последние финансовые результаты Xiaomi 2020г. говорят сами за себя.
Базирующаяся в Пекине компания удвоила свою прибыль в 2020 году по сравнению с годом ранее, заработав более 20 миллиардов юаней (3 миллиарда долларов США). Доходы от интернет-услуг выросли почти на 20 процентов; выручка от Интернета вещей и продуктов для образа жизни увеличилась на 8,6%.
«Если вы сравните автомобильную промышленность с мобильными телефонами, то увидите, что она находится на критическом этапе, аналогичном переходу от функциональных телефонов к смартфонам», — сказал Ли Ляньфэн, директор по исследованиям исследовательской компании IDC.
«Барьеры для входа в отрасль электромобилей сейчас фактически ниже с развитием аккумуляторных технологий и строительства инфраструктуры. Принятие потребителями — тоже не такое уж большое препятствие », — сказал Ли. «Предстоящий конкурс предназначен для игроков, чтобы удовлетворить конкретные потребности различных потребителей».
По словам Дэнни Чена, специалиста по автомобильной промышленности гонконгского рейтингового агентства Pengyuan International, ключом для всех игроков является разработка уникальных товаров или услуг.
«Автопроизводители соревнуются в разработке того единственного продукта, который изменит ситуацию, например, как iPhone изменил сегмент мобильных телефонов», — сказал Чен в интервью Post в январе.
Рынок электромобилей в Китае также поддерживался значительными государственными субсидиями в последние годы, поскольку крупнейший в мире автомобильный рынок стремится к достижению своей амбициозной цели — стать углеродно-нейтральным к 2060 году. Сотни компаний прислушались к этому призыву.
«Мы не думаем, что уже слишком поздно выходить на этот рынок», — сказал аналитик UBS Пол Гонг, добавив, что китайский рынок электромобилей, по прогнозам, вырастет в десять раз в течение следующего десятилетия. По его словам, разные игроки могут занять долю рынка, используя свои сильные стороны.
Однако, несмотря на потенциал рынка, аналитики предупреждают, что создание электромобиля сильно отличается от сборки смартфона. «Рынок электромобилей требует долгосрочных инвестиций и другого набора возможностей», — сказал Чарли Дай, главный аналитик исследовательской компании Forrester.
«Технологическая сложность, бизнес-модели и экосистема сети поставок очень разные… не только для самого транспортного средства, но и для инвестиций в экосистему в целом, таких как аккумулятор, управление двигателем, зарядные устройства и послепродажное обслуживание».
«Что касается автомобилей, то технологические требования, особенно в отношении безопасности, намного выше, чем у мобильных телефонов… вся экосистема требует больших инвестиций», — повторил Ли из IDC.
Из-за сложности цепочки поставок и строгих стандартов безопасности в автомобильной промышленности, как правило, доставка нового автомобиля на рынок занимает годы.
Прямо сейчас у китайских потребителей уже есть множество вариантов электромобилей на выбор, от Teslas премиум-класса до бюджетных автомобилей стоимостью всего 30 000 юаней, таких как HongGuang Mini EV от Wuling Motors.
По данным исследовательской компании Canalys, оба производителя отстали от двух самых продаваемых моделей электромобилей в Китае в прошлом году.
Также в игре присутствуют отечественные производители, такие как BYD, SAIC и GWM, а также стартапы Xpeng и NIO, оба при поддержке Лея. Несколько технологических гигантов, в том числе поисковая система Baidu и гигант телекоммуникаций Huawei Technologies Co, также рассматривают возможность выхода на арену.
Дополнительное конкурентное давление может исходить от иностранных брендов. К тому времени, когда Xiaomi запустит свой электромобиль, традиционные автопроизводители, такие как Volkswagen, Toyota, Honda и Nissan, уже будут иметь фору на несколько лет, сказал Крис Джонс, главный автомобильный аналитик Canalys.
«Многое произойдет на рынке до того момента, когда в будущем появится первый электромобиль Xiaomi, — сказал Джонс.
Тем не менее, Лэй из Xiaomi считает, что шанс захватить долю на быстрорастущем рынке слишком заманчиво, чтобы отказаться от него. «Умные электромобили представляют собой одну из самых больших возможностей для бизнеса в следующем десятилетии и представляют собой незаменимый компонент умной жизни», — написал Лей во внутреннем письме после запуска продукта во вторник.
Генеральный директор сказал, что заинтересовался индустрией электромобилей после встречи с основателем Tesla Илоном Маском в 2013 году и покупки собственного электромобиля у бренда. Он надеется, что электромобили Xiaomi однажды станут ценным достоянием поклонников Mi — сообщества энтузиастов Xiaomi, которое компания активно развивает.
Один из способов, которым Xiaomi может снизить стоимость производства электромобилей, — это сотрудничество с признанными производителями. Например, поставщик Apple Foxconn Technology Group заключил в январе сделку с ведущим производителем автомобилей Китая Zhejiang Geely Holding Group на сборку электромобилей на заказ. В любом случае Xiaomi заявила, что готова потратить деньги в независимости от конечного результата.
Во время мероприятия, посвященного продуктам, во вторник Лей сказал, что к концу 2020 года у компании будет 108 миллиардов юаней в наличных резервах. Кроме того, у нее более 10 000 инженеров, работающих в области исследований и разработок, и она планирует нанять еще 5000 в 2021 году.
«Мы можем позволить себе проиграть», — сказал Лей.
Материал предоставил секретарь Бюро Союза криминалистов и криминологов
Максим Владимирович Лебедев