Анастасия Корня / Ведомости
Минюст расширит сферу действия норм Уголовного кодекса (УК) о взяточничестве – под это определение должна подпадать любая форма неправомерного преимущества независимо от того, имеет ли оно измеряемую рыночную ценность, говорится в уведомлении на портале раскрытия информации. Услуги неимущественного характера и другие неправомерные преимущества предполагается также включить в предмет административного правонарушения «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» (ст. 19.28 КоАП). Опубликовать тексты законопроектов Минюст планирует в апреле-мае, сообщили в ведомстве.
Расследование ФБК соратники Дмитрия Медведева (на фото) сочли недостаточно глубоким
Законопроект направлен на реализацию рекомендаций Группы государств против коррупции («Греко»), данных по итогам третьего раунда оценки российского национального законодательства, объясняет Минюст. Еще в 2011 г. эксперты «Греко» посчитали недостаточным разъяснение пленума Верховного суда о том, что взяткой могут быть и «выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате», а также занижение стоимости передаваемого имущества и услуг. При этом, объяснили в «Греко», остались не охвачены нематериальные преимущества, рыночную стоимость которых нельзя установить: позитивные отзывы в прессе, повышение по службе, оказание сексуальных услуг и т. п.
Официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной говорит, что работу по реализации этой рекомендации прокуратура (она обеспечивает участие России в работе «Греко») начала еще в 2012 г.: «К обсуждению инициированных Генпрокуратурой изменений законодательства были подключены заинтересованные органы власти и общественные институты. По итогам масштабной экспертной работы предложения по поправкам в УК направлены в Минюст». Ранее чиновник администрации президента объяснял, что в российских условиях предложение считать взяткой нематериальную выгоду является труднореализуемым, так как возникает опасность злоупотреблений.
Тайное или явное владение
Рекомендации включить в предмет взятки нематериальные выгоды давала России и Организация экономического сотрудничества (ОЭСР), вспоминает заместитель генерального директора «Трансперенси интернешнл-Р» Илья Шуманов. Реализация такой меры связана с объективными трудностями, признает он: следователю будет трудно определить, была ли оказана услуга, является ли это преимуществом. Поначалу введение такой нормы может вызвать проблемы, однако это все-таки следует сделать.
http://www.vedomosti.ru/