Игорь Лотаков
Недоверие общества к бизнесу стало риском для 60% руководителей российских компаний
Этот год завершается не самой оптимистичной экономической статистикой. Реальные доходы в стране сокращаются четвертый год подряд, начала расти безработица. По данным Росстата, она охватывает около 5% экономически активного населения, но неполный рабочий день у многих заставляет задуматься о существенно более высоком показателе незанятости.
Конечно, можно ссылаться и на другие цифры. Указывать на небывало низкие темпы инфляции и предполагаемый в бюджете на 2018 год экономический рост. Но незначительный рост достигается преимущественно за счёт добычи сырья, продажи его за рубеж, а также государственных вливаний в строительство. Рентабельность бизнеса в России сокращается почти во всех остальных отраслях. Показатель ВВП, первоначально сформированный в начале 1930-х годов из таких составляющих, как сельское хозяйство и промышленное производство, на мой взгляд, сегодня не вполне отражает происходящие в экономике и обществе процессы. Под влиянием развития технологий процесс создания добавленной стоимости все больше переходит из реального сектора в цифровой, а разрыв между рынком потребления товаров и местом их производства продолжает расти.
На Западе размывается «средний класс» и исчезла «межпоколенческая справедливость» (когда каждое новое поколение живет лучше, чем предыдущее). Растет непредсказуемость во всем. Согласно данным, представленным Oxfam в рамках Всемирного экономического форума в Давосе, экономика способствует концентрации богатства в руках элиты: половина мирового богатства в 2017 году находилась в распоряжении всего восьми человек.
В мире (и Россия — не исключение) растет недоверие политиков к бизнесменам, бизнесменов к политикам и общества по отношению как к тем, так и к другим. Это не может не тревожить, так как доверие является фундаментальной основой социума. В нашей стране только президенту устойчиво доверяют более 80% населения. А вот с доверием к бизнесу – большие проблемы. Если в 2013 году 47% российских руководителей и участников наших опросов опасались, что нехватка доверия к их компаниям негативно отразится на работе, то теперь таковых уже 60%. Общемировой показатель доверия снизился за это время с 37% до 58%.
Но понятие доверия эволюционирует. На протяжении многих поколений доверие носило личный характер: люди верили лишь тем, кого хорошо знали. С началом индустриальной революции доверие (или его отсутствие) стало институциональным и концентрировалось на власти, бизнесе, СМИ и так далее. В последнее же время мы наблюдаем новую трансформацию этого понятия — вновь прислушиваемся к общественному мнению, но, если раньше лично знали тех, кому доверяли, то теперь доверие приобрело «облачный» характер, стало распределенным. Бизнесу, как и власти, теперь сложнее завоёвывать и поддерживать доверие к себе. Ключевая задача — как «управлять доверием» в современном цифровом мире. Причем как на уровне страны, так и на уровне бизнеса.
По мнению руководителей российских компаний, главной общемировой тенденцией, которая продолжит влиять на их бизнес в ближайшие пять лет, является технологический прогресс, и это раскрывает тему доверия в новом контексте.
Приобретение товаров и услуг через интернет стало нормой, равно как и активные коммуникации в социальных сетях, пользователи которых нередко опережают профессиональные СМИ с распространением важной информации. Покупатели самостоятельно формируют общественное мнение, оказывая непосредственное влияние на доверие к тому или иному продукту, услуге, компании, а порой и даже к бизнесу в целом.
Согласно результатам наших опросов, более двух третей руководителей компаний во всем мире полагают, что в ближайшие пять лет искусственный интеллект и автоматизация (включая блокчейн) будут отрицательно сказываться на доверии. Сложность заключается в оценке, минимизации и контроле репутационных и технологических рисков, связанных с новыми и по большей мере неиспытанными технологиями. Уже сейчас приобрело первостепенное значение создание эффективных стратегий в области кибербезопасности. Если компании не заручатся доверием в цифровом мире, они рискуют потерять рынок.
Что необходимо предпринимать? Прежде всего, надо поставить во главу угла обучение и повышение квалификации работников во всех сферах жизнедеятельности. Отставание России от ведущих стран в применении новых технологий, если статус-кво не изменится, скоро будет сложно наверстать. Не менее трёх четвертей нашего трудоспособного населения недостаточно подготовлено к работе на современных рынках. Следует также иметь в виду, что в течение ближайших 20 лет около половины всех рабочих мест будет автоматизированы, и успешными будут только люди креативные. Только им роботы никогда не смогут составить конкуренции.
У любой страны, в том числе России, без целенаправленного курса на развитие человеческого капитала — систем образования, здравоохранения, творческих индустрий — перспективы туманны. Но у нас с приоритетами не всегда всё ясно. Скажем, три года назад термин «творческие индустрии» был введён указом президента «Об утверждении основ государственной культурной политики», но чёткого определения того, что под этим подразумевается, до сих пор нет. Доверие к бизнесу должно формироваться внутри него и основываться на доверии сотрудников к руководству компании. История про «хорошего царя, но плохих бояр» в случае с руководителями бизнеса не воспринимается. Последние поэтому обязаны постоянно думать о развитии у сотрудников компетенций, отвечающих требованиям нового времени. Это — нелегко. На профессиональное обучение лучших представителей российской молодежи, которых мы берём к себе на работу, — а это действительно лучшие — нам приходиться тратить больше средств, чем на их зарплату.
Еще совсем недавно считалось, что в соответствии с народным поверьем «деньги любят тишину» бизнесу должна быть свойственна закрытость. Сейчас все очевиднее становится, что не закрытость, а открытость – фактор повышения доверия к бизнесу как конкурентное преимущество в XXI веке.
Глава СССР Иосиф Сталин говорил: «Здоровое недоверие — хорошая основа для совместной работы». Не думаю, что это суждение было верным даже в его время. Но сейчас необходимость доверия общества к бизнесу и власти, доверия бизнеса и власти по отношению друг к другу, безусловно, выступает на первый план. Те, кому доверяют, будут побеждать.
http://www.forbes.ru/biznes/354287-krizis-doveriya-tehnologicheskaya-revolyuciya-menyaet-samo-eto-ponyatie