Орлова Светлана Викторовна,
аспирант Департамента политологии,
Финансовый университет,
Москва, Россия
Революции и угрозы дестабилизации по-
литических режимов на протяжении всей
мировой истории были неотъемлемой
частью политической жизни общества. Однако
если прежде власть захватывалась и сменялась
преимущественно посредством военных пере-
воротов, т.е. силовых захватов, то в последние
десятилетия прокатилась волна «бархатных»,
а затем «цветных» революций и революций
«арабской весны», которые показали возрос-
шую актуальность ненасильственных методов
борьбы. Идеологом таких ненасильственных
технологий противодействия и «цветных» ре-
волюций является американский социолог
Дж. Шарп [1].
Трансформацию методов дестабилизации
обусловило укрепление и развитие гражданского
общества. Таким образом, основное внимание
в рамках рисков и угроз со стороны граждан-
ского общества по отношению к действующему
режиму сместилось с насильственного фактора
на ненасильственный. В то же время привычные
технологии и механизмы противодействия на-
сильственным угрозам устарели, и на передний
план выходят новые способы сдерживания и ми-
нимизации возникающих рисков.
Методы противодействия угрозам повышения
конфликтогенности можно условно разделить
на две группы:
1) профилактические, или превентивные, ме-
тоды, которые используются для недопущения
появления угрозы дестабилизации или для пре-
дотвращения дальнейших рисков на начальном
этапе развертывания оппозиционной деятель-
ности;
2) оперативные методы, которые использу-
ются непосредственно в ответ на агрессивные
дестабилизационные шаги.
В качестве профилактических мер необходимо
укреплять государственную идеологию и назы-
вать вещи «своими именами», т.е. понимать, что
даже «цветная» революция является незаконным
актом, подрывающим общественный порядок
и безопасность, чтобы устранить романтические
иллюзии, которые имеются у молодой части насе-
ления (чем успешно пользуются оппозиционеры
для привлечения поддержки).
Исследователи выделяют четыре основные
группы мер по превентивному противодействию
повышению конфликтогенности гражданского
общества: нормативно-правовые, администра-
тивные, информационные и экономические [2].
Нормативно-правовые методы представляют
собой законодательные правки, направленные
на препятствование активной оппозиционной
деятельности и ее поддержке. В качестве примера
можно привести внесение изменений в Феде-
ральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О неком-
мерческих организациях» (далее — Закон об НКО),
в соответствии с которыми понятие некоммер-
ческой организации было расширено за счет
некоммерческой организации, выполняющей
функции иностранного агента (п. 6 ст. 2 введен
Федеральным законом от 20.07.2012 № 121-ФЗ).
Данный закон направлен на исключение неотсле-
живаемого финансирования оппозиционных ор-
ганизаций из-за рубежа и осуществление контро-
ля над финансовой поддержкой оппозиции со
стороны других государств. Примечательно, что
после принятия данного закона было выявлено
более 200 некоммерческих организаций, фи-
нансирование из-за рубежа которых составляло
более 6 млрд рублей, а 22 подобные организации
участвовали в политической деятельности, элек-
торальных процессах и подготовке законопроек-
тов [3]. Позднее, в мае 2015 г., был принят закон
о нежелательных иностранных и международных
организациях, позволяющий ограничивать или
запрещать деятельность соответствующих НКО,
в связи с угрозой основам конституционного
строя России, ее обороноспособности или безопа-
сности. В апреле 2017 г. Генпрокуратура России
признала нежелательной в России деятельность
иностранных неправительственных организа-
ций OR (Otkrytaya Rossia) («Открытая Россия»,
Великобритания), Institute of Modern Russia, Inc
(«Институт современной России», США) и Open
Russia Civic Movement, Open Russia (Общест-
венное сетевое движение «Открытая Россия»,
Великобритания). Примечательно, что все вы-
шеуказанные организации связаны между собой
и восходят к основанному в Нью-Йорке в 2010 г.
«Институту современной России».
Таким образом, нормативно-правовые меры
по противодействию повышению рисков и угроз,
выражающиеся в принятии, редакции или изме-
нении законодательной базы, являются эффек-
тивным превентивным методом профилактики
возникновения или развития оппозиционной
угрозы и ее поддержки, как внутри государства,
так и за его пределами.
Что касается административных методов, то
они обладают более широкими возможностя-
ми для предотвращения дестабилизационных
29
угроз на этапе их подготовки. «Пик эффектив-
ности использования административных ме-
тодов приходится на задачу по достижению
организационного силового превосходства над
сторонниками „цветной” революции (оппо-
зиционерами). Это возможно, в частности, на
основе формирования общественно-полити-
ческих партий и организаций патриотической
направленности, поддержки их деятельности,
предоставления информационного, организа-
ционного и отчасти материального ресурса в со-
четании с чинением тех или иных препятствий
для деятельности оппозиционеров» [3]. Таким
образом, административные меры по проти-
водействию представляют собой технологии,
направленные на укрепление и стабилизацию
поддержки государственного строя и достиже-
ние численного и силового превосходства над
ресурсами оппозиции, в том числе посредством
действий, направленных на ослабление сил
и ресурсов оппозиции.
Ослабление ресурсов оппозиции также мо-
жет быть достигнуто посредством применения
экономических мер противодействия. Данные
методы показывают свою эффективность на всех
этапах деятельности оппозиции, однако ключевая
роль отводится экономическим мерам на этапе
профилактического предотвращения возникно-
вения угроз. Экономические меры выражаются
в ослаблении и подрыве финансовой базы оппо-
зиционного движения. В основе экономических
мер лежат технологии по замораживанию дея-
тельности внутренних экономических субъек-
тов, обеспечивающих материальную подпитку
«цветной» революции, и их дальнейшему разо-
рению, нейтрализации активности иностранных
экономических структур на территории нашей
страны, которые поддерживают деструктивные
силы; блокировке, накоплению и перемещению
финансов и материальных средств [3].
Самыми важными мерами противодейст-
вия оппозиционным настроениям и действи-
ям являются, несомненно, информационные.
Именно они играют ключевую роль в противо-
действии революции на всех этапах ее станов-
ления. Особое значение имеет также тот факт,
что информационные технологии используются
и оппозиционерами, поэтому так важно опе-
ративно начать использовать данный ресурс
наиболее эффективным образом. Государству
необходимо использовать информационные
методы посредством СМИ и Интернета для соз-
дания и поддержания необходимого имиджа
за рубежом, делегитимизации оппозиции и пр.
Правильное использование информационных
ресурсов позволяет нейтрализовать реализацию
оппозиционных сценариев или предотвратить
возможную угрозу дестабилизации. «Цветная»
революция не может существовать без сетевых
ресурсов. Выражаясь образно, это ее воздух, ее
пространство, ее инструмент. Попытки лобового
решения проблемы — нейтрализация «цветной
угрозы» путем технического отключения сетевых
ресурсов в государстве — удались в Китае, Иране
и отчасти в Беларуси. Уже во время «арабской
весны» эта тактика оказалась бесплодной. При-
чина одна: мировым сообществом во главе с США
доступ граждан к сетевым ресурсам был объявлен
одним из фундаментальных прав человека [3]. Так,
«твиттер-революция» в Иране в 2009 г., ставшая
одной из первых революций, организованных
и транслируемых посредством социальных сетей,
была значительно подорвана благодаря закрытию
доступа к основным социальным сетям в стране
и блокировке сотовой связи. В результате собы-
тия в Иране не привели к смене политического
режима, ограничившись беспорядками. Таким
образом, информационные меры по противодей-
ствию угрозам дестабилизации должны сочетать
использование государством информационных
технологий для укрепления собственного поло-
жения и нейтрализации оппозиционных угроз,
а также эффективную политику правящего ре-
жима по контролю СМИ.
Можно утверждать на основе вышеизложен-
ного, что профилактические методы противо-
действия строятся на сборе информации отно-
сительно сторон, заинтересованных в реализа-
ции дестабилизационных сценариев, размеров
вложенных ими средств и групп, готовых ими
воспользоваться. Основной вопрос профилак-
тики «цветной» революции — выяснение того,
кто, сколько и каких ресурсов выделил и кто, как
и когда собирается ими воспользоваться. Как ни
парадоксально звучит, но ответы на эти вопросы
не являются «страшной» тайной: они обсужда-
ются на сетевых форумах, печатаются в статьях,
обсуждаются в теледебатах. Общеизвестным стал,
к примеру, тот факт, что беспорядки на Болотной
площади финансировались из-за рубежа, а ак-
тивисты «Левого фронта» — Константин Лебе-
дев и Леонид Развозжаев — охотно принимали
советы известного грузинского политика Гиви
Таргамадзе [3].
Таким образом, основной целью при профи-
лактическом противодействии является выясне-
ние информации, так как своевременно полу-
ченная информация позволяет наиболее быстро
и эффективно нейтрализовать возможную угрозу
и не допустить ее развития.
В том числе, для того, чтобы определить
зарождающийся риск повышения конфликто-
генности населения, исследователи предлагают
обратить внимание на следующие показатели:
1. Активизация социальных опросов со сто-
роны неправительственных организаций.
2. Увеличение их финансирования.
3. Появление в оппозиционных СМИ «разоблачительных»
материалов.
4. Публичные оппозиционные мероприя-
тия [4].
Cбор информации о данных показателях спо-
собен предоставить правящему режиму пре-
имущество в быстрой и эффективной борьбе
с оппозиционными настроениями и существенно
повысить шансы на нейтрализацию угрозы в за-
чатке или победу в развернувшемся конфликте.
Оперативные меры противодействия исполь-
зуются уже при фактическом наступлении оппо-
зиции, в отличие от превентивных или профи-
лактических мер, направленных на предотвраще-
ние угрозы еще до зарождения оппозиционных
настроений или на начальной стадии развития
конфликта. Оперативное противодействие долж-
но осуществляться только после выявления до-
стоверной информации относительно лиц или
групп, являющихся движущими силами, оцен-
ки степени угрозы и имеющихся ресурсов для
ее нейтрализации. После эффективной работы
с информацией может быть выбран наиболее
подходящий оперативный метод противодейст-
вия, соответствующий располагаемым ресурсам
и достаточный для нейтрализации угрозы име-
ющейся степени.
Среди оперативных мер противодействия
рискам и угрозам выделяют следующие:
1. Персонификация действий оппозиции.
2. Делегитимизация оппозиции.
3. Призыв к ответственности участников
оппозиции за нарушение общественного по-
рядка.
4. Опровержение слухов и развенчивание
дезинформации со стороны оппозиции, что не
только очистит противоборствующую сторону
от клеветы, но и подорвет доверие сторонников
оппозиции к ней.
5. Формирование нужного информационно-
го эмоционального фона и политических уста-
новок в преддверии важных событий.
6. Работа со СМИ.
7. Внешнее давление на оппозицию.
8. Смена навязываемой оппозицией модели
коммуникации [4].
Таким образом, в соответствии с оцененной
степенью угрозы и располагаемых ресурсов мо-
жет быть выбрана одна или совокупность выше-
указанных мер по противодействию, которые
также можно разделить на меры по укреплению
действующего режима (формирование нужного
фона и политических установок, работа со СМИ)
и меры, ослабляющие оппозицию (персонифи-
кация, делегитимизация, внешнее давление).
Особый интерес представляет также смена
модели коммуникации. Поскольку коммуникации
находятся в поле информационных технологий,
которые для достижения своих целей используют
и государство, и оппозиция, то манипулятивные
модели коммуникации также доступны обеим
сторонам. Задачей правительства в таком случае
является распознавание модели, внушаемой
оппозицией, и ее дискредитация. Всего можно
выделить четыре основные манипулятивные
модели коммуникации: «спираль молчания»,
«диффузия», модель «привратника» и структу-
ра новостей. Модель «спираль молчания» осно-
вывается на социологическом феномене того,
что индивидуум, находящийся в меньшинстве,
обычно скрывает свое мнение, чтобы не отли-
чаться от большинства. В то же время, посредст-
вом манипуляции СМИ, большинство переста-
ет чувствовать себя большинством и начинает
меньше выражать свое мнение. Таким образом,
модель «спираль молчания» представляет собой
искажение реальности, превращая большинство
в меньшинство и, наоборот, с целью получить
выгодную статистику. Модель «диффузии», в свою
очередь, основывается на том, что существует 5%
критического населения, которое необходимо
склонить на свою сторону, а затем идеи начнут
распространяться дальше, и по достижении 20%
процесс уже невозможно будет остановить. Мо-
дель «привратника» представляет собой контроль
потока новостей и создание фильтра на восприя-
тие только выгодной информации, в то время как
новости представляются сквозь призму заданной
идеологии [5].
Таким образом, оперативные меры проти-
водействия имеют обширный инструмента-
31
рий, однако, как и в случае с профилактическим
противодействием, на первый план выходят
информационные методы воздействия и вза-
имодействия. Если превентивные информа-
ционные меры направлены в первую очередь
на укрепление действующего режима, то опе-
ративные информационные меры направле-
ны больше на ослабление роли оппозиции, ее
делегитимизацию, а также на трансформацию
модели коммуникации.
Оппозиционное движение всегда идет по
одному сценарию, известному еще со времен
«бархатных» революций и использовавшемуся
в «цветных» революциях и революциях «арабской
весны», поэтому, отследив его начальный этап,
можно просчитать все ходы наперед.
Можно выделить следующие этапы реализа-
ции сценариев «цветных» революций:
1. «Любая цветная революция начинается
с формирования в стране организованного про-
тестного движения — основной движущей силы
будущей цветной революции.
2. Из подполья эта сеть выходит на улицы
крупных городов одновременно и по условно-
му сигналу, который носит название инцидента.
Таким инцидентом может стать любое событие,
шокирующее общество и получившее мощный
общественный резонанс. Как правило, его ини-
циируют специально.
3. После того, как инцидент произошел,
протестная сеть выходит из подполья на ули-
цы, где группы активистов из ячеек становятся
катализатором стихийных массовых процессов,
вовлекающих в этот процесс все большие слои
населения.
4. Формирование политической толпы. Для
этого выбирается достаточно большая площадь
(майдан), где могли бы разместиться значи-
тельные массы народа.
5. От имени толпы к власти выдвигаются
ультимативные требования, под угрозой массо-
вых беспорядков и — реже — физического унич-
тожения. В том случае, если власть не выдер-
живает этого напора, стихия ее сметает. Если
власть принимает вызов и выражает готовность
сопротивляться, толпа становится основным
таранным фактором удара, который наносят по
власти авторы цветной революции. В дальней-
шем такая революция неизбежно перерастает
в мятеж, а в некоторых случаях — в граждан-
скую войну, сопровождающуюся военной ин-
тервенцией» [6].
Cценарий ненасильственных революций
повторяется в каждой стране, в которой резко
повышается конфликтогенность гражданско-
го общества. В связи с этим для превентивного
или оперативного противодействия государству
необходимо четко отслеживать начало первого
этапа и принимать незамедлительные действия
для недопущения последующих.
На предварительной стадии подготовки «цвет-
ных» революций основными направлениями
работы являются (т.е. на них и направлено про-
тиводействие):
1. Аналитическая и исследовательская рабо-
та, когда требуется насторожиться.
2. Деятельность иностранных дипмиссий
и спецслужб (необходимо сделать все достоя-
нием общественности).
3. Работа с элитами (встречи с партиями, оп-
позицией, интеллигенцией, бизнесом, общест-
венными организациями, правозащитниками).
4. Взаимодействие с масс-медиа (выведение
СМИ из-под иностранного влияния).
5. Сотрудничество с неправительственными
организациями (социально ориентированными
НКО).
6. Организация скрытых и использование
легальных финансовых потоков (контроль всех
финансовых потоков).
7. Подготовка, раскрутка и обучение массо-
вого протестного движения (необходимо пре-
пятствовать возможному развитию массового
протестного движения, особенно студенческого
и молодежного).
8. Работа с общественными движениями,
организациями, различными группами, поли-
тическими партиями и категориями населения
(посредством «Гражданского университета») [2].
Применительно к России исследователями
были сформулированы следующие основные
принципы противодействия:
1. Бороться с технологиями государственных
переворотов можно только технологиями тако-
го же уровня.
2. Своевременно выявлять и перекрывать
каналы перевода денег криминальным и про-
тивоправным организациям.
3. Вовлекать молодежь в конструктивную де-
ятельность в целях предотвращения вовлечения
в оппозиционные и деструктивные движения.
4. Совершенствовать региональную полити-
ку (Кавказ, Сибирь, Дальний Восток) для пре-
дотвращения регионального сепаратизма [4].
тема номера: «СТАТИКА И ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ»
32
гуманитарные науки. вестник финансового университета 4’2017
Если учесть все вышесказанное, становится
очевидным тот факт, что основным условием
успешного противодействия является достиг-
нутая различными способами максимизация
поддержки государственного режима и мини-
мизация поддержки оппозиции.
Успешный опыт противодействия дестабили-
зационным угрозам может быть проиллюстри-
рован на примере Беларуси, Ирана и ряда стран
«арабской весны».
Так, в 2010 г. правительство Беларуси залило
каток на месте сбора оппозиционеров на митинг,
а в 2006 г. изъяло палатки и еду у митингующих.
Таким образом, правительство не запрещает
устраивать митинги, но чинит значительные
препятствия этой деятельности.
В Иране «твиттер-революция» была оста-
новлена и предотвращена посредством запрета
основных интернет-сайтов, социальных сетей
и сотовой связи.
В ряде арабских стран, затронутых «арабской
весной», также удалось не допустить дестабили-
зации режимов. Так, богатые нефтяные монархии
Персидского залива имели возможность отку-
питься от протестующих, повысив социальные
выплаты или единовременно выплатив большие
суммы каждой семье. В странах Северной Аф-
рики (Марокко и Алжир) оппозицию умерили
принятием номинальных реформ, которые, по
сути, не изменили и не демократизировали име-
ющийся строй.
Таким образом, успешный опыт государств, не
допустивших развертывания революции и смены
политического режима, можно и нужно исполь-
зовать для построения наиболее эффективной
стратегии противодействия.
http://www.intelros.ru/pdf/gumnauka/2017_04/4.pdf