Внутри смертельного кризиса между скотоводами и фермерами в Огуне, усугубленного ‘скомпрометированными’ солдатами
Автор: Моджид Алаби
Кровавые столкновения между фермерами и скотоводами вынудили многих жителей деревни бежать из Кету-Йева в штате Огун в соседнюю Бенинскую Республику.
Бозе Эшо, 18-летней матери двоих детей, еще предстоит смириться с печальной реальностью. В этом году в День Святого Валентина вооруженные люди, предположительно пастухи, убили ее 40-летнего мужа Саню Эшо.
Коммерческий мотоциклист и коренной житель Эггуа в районе местного самоуправления Йева-Норт штата Огун, г-н Эшо и еще один молодой человек были подстерегнуты и убиты 14 февраля во время езды на своих мотоциклах.
Другая жертва, назвавшаяся просто Олавале, была родом из деревни Агбон, но владела магазином запчастей для мотоциклов в Эгуа.
— Мы готовились официально оформить их отношения, когда пришло известие о смерти Олавале, — сказал Титус Элегбеде, семидесятилетний вождь Иджабо, пригорода Эгуа. 19-летняя внучка мистера Элегбеда, Тайе Фалола, беременна от покойного мистера Олавале.
Мать молодой женщины, Элизабет Фалола, сказала, что боится сообщить новость о его смерти своей дочери из-за ее состояния.
Даже полицейские сказали, что они тоже были шокированы этой новостью. Абимбола Ойееми, представитель полиции штата Огун, сообщил «ПРЕМИУМ ТАЙМС», что комиссар полиции Эдвард Аджогун только что вернулся с совещания в этом районе по поводу эскалации насилия, когда появились новости.
“Вызывает тревогу тот факт, что в тот же день, когда мы встретились с ними, эти молодые люди были жестоко убиты”, — сказал г-н Ойееми нашему репортеру в своем офисе.
Затяжной кризис
Глава дворца в Эггуа Адеянджу Адегбенро заявил, что кризис начался более 10 лет назад, но обострился в 2020 году из-за “растущей культуры безнаказанности со стороны пастухов».”
Он сказал, что только в 2021 году в районе оси Кету-Йева штата Огун от насильственных нападений погибло по меньшей мере 50 мужчин и женщин. Он сказал, что многие жертвы были похищены при “ужасных обстоятельствах.”
“Вы можете заметить степень ущерба от тишины, окутывающей нас. Немногие из нас, оставшихся в общине, говорят приглушенными голосами от страха. Более 70 процентов жителей бежали. Это древняя община, которая быстро превращается в город-призрак”, — сказал мистер Адегбенро нашему репортеру во дворце.
Представитель полиции не смог назвать число жертв кризиса, но сказал, что по состоянию на 25 февраля, когда наш репортер посетил его в Абеокуте, столице штата, было зарегистрировано 13 смертей.
Как все начиналось
Недавняя эскалация конфликта вынудила многих сельских жителей покинуть этот район и найти убежище в соседней Бенинской Республике.
О земле Кету-Ева
Земля Кету-Йева охватывает пять районов местного самоуправления штата Огун, включая Южную Йеву, Северную Йеву, Имеко-Афон, Ипокию и часть Адо-Одо Ота. Этот район описывается как потенциальная продовольственная корзина для штата Огун и находится на международном коммерческом маршруте, связывающем Нигерию с Республикой Бенин, Того и другими западноафриканскими странами.
С населением примерно в два миллиона человек, которые в основном являются фермерами, Йева граничит с Лагосом, Ойо и Республикой Бенин. Она также разделяет языковую и культурную идентичность со многими общинами Бенинской Республики.
Долгие годы угнетения
Из-за своих обширных пастбищных угодий и близости к пограничным постам Эггуа в районе местного самоуправления Йева Норт долгое время был местом стоянки пастухов, которые образовали там большое поселение.
По словам главы дворца господина Адегбенро, пастухи-кочевники, в основном из северной Нигерии, обычно прибывают в общину каждый год с сентября по октябрь и остаются там до марта и апреля, когда начинается сезон дождей.
Но их прибытие всегда знаменует начало напряженности, “когда они пасут свой скот на сельскохозяйственных угодьях”, по словам г-на Адегбенро.
“Не убирать урожай, будь то спелый или незрелый к сентябрю, — это риск. И когда вы убираете урожай, вы не должны хранить его рядом с фермами, иначе он будет скармливаться скоту ночью. Такова была ситуация уже более 10 лет”, — сказал Олугбенга Попула, секретарь Ассоциации всех фермеров Нигерии (AFAN), глава избирательного округа Йева Северный штат 2.
Начальник штаба местного самоуправления Имеко Афонского района Имеко, который не хочет, чтобы его упоминали из-за страха репрессий, сказал, что попытки остановить выпас скота на фермах обычно встречались жестокими нападениями пастухов, а иногда и “солдат по приказу этих толстосумов-пастухов».”
Вождь вспомнил событие в 2018 году, когда брат непосредственного прошлого традиционного правителя Афона в районе местного самоуправления Имеко Афон, Бусари Адетона, “был убит за то, что побил камнями коров, вторгшихся на его ферму.”
Он сказал, что солдаты, якобы “мобилизованные” пастухами, сорвали усилия общины по привлечению к ответственности подозреваемых в убийстве.
“Ранее в 2016 году фермер здесь, в Имеко, полностью съел все 27 гектаров своего хозяйства скотом. Но после того, как пять голов скота были найдены мертвыми на ферме, солдаты вторглись в нашу общину и беспощадно избили несчастных фермеров. Фермеры были позже увезены в военных фургонах на два дня, прежде чем они были освобождены”, — сказал он.
Солдаты, как говорили, были из 35-й артиллерийской бригады, Аламала, Абеокута, столица штата Огун.
Вождь сказал, что человек в армейском камуфляже, который утверждал, что он майор из командования в Кано, однажды вошел во дворец и потребовал N500 000 убытков за каждую из мертвых коров.
— Он сказал, что владеет скотом, которым управляет молодой пастух. Крестьяне уже плакали, пока наш Кабиеси, Оба Бенджамин Алаби, не сказал ему, что вся община скорее умрет, чем заплатит ему кобо.”
Прибегнуть к самопомощи
По мере того как дела с годами ухудшались, различные общины создавали комитеты по урегулированию конфликтов, в состав которых входили представители дворцов, фермеры, пастухи, группы бдительности и сотрудники полиции и Нигерийского корпуса безопасности и гражданской обороны.
Бывший губернатор Ибикунле Амосун также учредил комитет, который поручил кочевым пастухам регистрироваться во дворцах принимающих их общин.
Но глава ассоциации фермеров Имеко Афон ЛГА Абдул-Азиз Исмаил заявил, что пастухи всегда нарушали условия, которые были совместно установлены. Так, в 2020 году общины по всей земле Кету-Йева запретили кочевым пастухам пастись на своих участках.
“Когда мы услышали это, мы позвонили жителю Фуланиса в Эггуа, чтобы посоветовать своим приезжим братьям не ходить в некоторые из этих деревень, включая Асу, Убеку, Агбон-Оду, Иселу, пока не будут решены все вопросы. Но они были непокорны”, — сказал господин Адегбенро.
По словам жителей, в ноябре 2020 года сельчане в этом районе прогнали некоторых пастухов с пастбищ в своих деревнях.
Результаты исследования PREMIUM TIMES показали, что насильственные столкновения между жителями деревни и пастухами продолжались до декабря 2020 года, когда два пастуха, идентифицированные просто как Бага и Йоро, были объявлены пропавшими без вести.
О происшедшем было доложено в полицию отдела Эгуа, а затем передано в управление штата.
По словам другого вождя Эгуа, Сэмюэля Олуволе, полиция и члены общины помогли в поисках пропавших пастухов. Представитель полиции г-н Ойееми сказал, что в последний раз они были обнаружены в Республике Бенин.
Г-н Попула сказал, что, несмотря на это, пастухи продолжают угрожать жителям деревни ужасными последствиями.
И снова солдаты бросились вброд.
19 декабря 2020 года солдаты из той же 35-й артиллерийской бригады сопровождали некоторых пастухов в некоторые деревни, включая Убеку и Асу, и, как сообщается, преследовали жителей деревни. Житель деревни, который не хочет, чтобы его называли из-за страха быть атакованным, утверждал, что солдат привел в общины сын Серики Фулани из города Эгуа Мохаммед Адаму.
Раздраженные таким развитием событий, некоторые традиционные правители Юва-Норт-ЛГА обратились с петицией к командиру бригады, обвинив ее бойцов в нарушении прав жителей деревни. Среди просителей-Онигуа из Иггуаленда, Михеал Досуму; Эселу из Иселуланда, Акинтунде Акиньеми; и Аладемесо из Иган Аладе, Габриэль Олалово.
Петиция, озаглавленная “Дело срочное” и датированная 7 января, призывала военные власти “выявить, расследовать и привлечь к ответственности подозреваемых солдат” за их “попустительство и причастность к нападениям на жителей деревни».”
Однако вскоре в пострадавшие деревни вернулась еще одна группа солдат, чтобы еще раз пригрозить жителям отозвать свои требования в петиции.
Представитель бригады Харуна Тагвай в телефонном интервью нашему корреспонденту подтвердил получение петиции. Он также не отрицал последующего запугивания.
“Да, мы получили ходатайство, и я могу подтвердить вам, что расследование продолжается”, — сказал господин Тагвай, капитан.
Жители деревни говорили, что преследования, убийства и похищения жителей усилились, и что многие больше не могут ходить на свои фермы.
“Мы продолжали жить в страхе, поскольку межобщинные движения становились все более трудными. Наши школы были закрыты в течение многих недель, потому что скот боролся за место в школах. Дело дошло до того, что нам пришлось обратиться в полицию, чтобы получить разрешение, прежде чем мы смогли отправиться на наши фермы”, — сказал мистер Попула.
Вызов штаба сил
В январе девять общинных лидеров в районе местного самоуправления Йева-Норт получили приглашение от специального тактического отряда ФВБ Нигерийской полиции в штаб-квартире Сил Гузапе в Абудже.
Приглашение, датированное 26 января 2021 года и подписанное заместителем комиссара полиции Коло Юсуфом, обвиняло жителей деревни в “преступном сговоре, незаконном хранении запрещенного огнестрельного оружия, причинении тяжких телесных повреждений и причинении вреда.”
Лидерам было приказано явиться в Абуджу для допроса 6 февраля.
Девять из них, по данным «ПРЕМИУМ ТАЙМС», — это господа Попула и Адегбенро из Эгуа; традиционные вожди деревень Ориле Игбо-Оро и Агбон, регент деревни Иджун и некий Олайод Уильямс.
The invitation was also extended to the traditional ruler of Igbo-Ita village and a retired teacher from Ijoun village, identified as Mr Fakambi, who are both dead.
Традиционный правитель, как сообщается, умер два года назад, в то время как г-н Факамби умер около четырех месяцев назад.
Следуя приглашению, в дело вмешался губернатор штата Огун Дапо Абиодун.
“Когда дело дошло до губернатора, он вмешался, и нам сказали, чтобы мы больше не беспокоились. Мы надеемся, что нас не арестуют в ближайшее время”, — сказал нашему корреспонденту один из обеспокоенных жителей деревни, который не хочет, чтобы его называли.
Вмешательство Игбохо
1 февраля самопровозглашенный националист Йоруба Санди Адейемо, он же Санди Игбохо, посетил Иганган в районе Ибарапа штата Ойо, чтобы “предостеречь пастухов от продолжающихся преследований жителей деревни.” За этим последовало жестокое нападение на поселение пастухов и сожжение их скота и рынка.
Сообщается, что один из пастухов, идентифицированный просто как Альхаджи Джиджи, был подожжен во время нападения.
“С того дня мир ускользнул от нас, — сказал мистер Адегбенро.
Больше записей о жестоких нападениях
От Игбогилы до Эггуа, Оджу-Огуна, Агбона, Иган-Аладе, Имеко, Афона, Ивойе-Кету, Оводе-Кету, Идофа, Иджуна, Оджа-Одана и Игбо-Оро, среди прочих, печаль, слезы и кровь наполняют землю Кету-Йева.
Через два дня после действий г-на Адейемо в штате Ойо люди, подозреваемые в том, что они были пастухами, подожгли всю деревню Оджу-Огун, недалеко от Эггуа, в штате Огун.
Председатель молодежного совета района местного самоуправления Йева-Норт Адекунле Акеревуси провел нашего репортера по некоторым пострадавшим общинам, но отказался сопровождать репортера в некоторые деревни, включая Оджу-Огун, опасаясь нападения.
— Смертей очень много. Мы больше не можем двигаться после четырех часов вечера, И больше двух недель я не мог посещать офис в штаб-квартире местного правительства в Айеторо. Нет даже транспорта, потому что все боятся.”
По словам Онимеко из Имеко Бенджамина Алаби, в январе Дела Оловонии, молодого фермера, убили на его ферме в Охе, пригороде Имеко.
Единственные сын и жена покойного, по словам монарха, были доставлены в Абеокуту его старшим братом.
Кроме того, Якубу Тиамию, 40-летний ремонтник генераторов и член бдительности в Имеко, был 4 февраля зарезан якобы пастухами во время конфликта на ферме в общине.
Его жена, Омовунми Тиамию, рассказала «ПРЕМИУМ ТАЙМС», как рано утром в тот роковой день его коллеги вызвали господина Тиамию на несколько ферм, захваченных скотом.
“Перед отъездом в то утро он дал мне N500, чтобы я отвез нашего трехлетнего сына Халида в школу, так как ему не терпелось это сделать. Я не знала, что это последний раз, когда я его вижу, — сказала она.
Старший брат покойного, Идову Тиамию, сказал, что их престарелые родители еще не оправились от шока, вызванного ужасным убийством.
24 февраля фермер из Имеко Айинде Огунтаде был ранен ножом в глаз якобы пастухами, которые пасли скот на его ферме.
Точно так же 1 марта Элизабет Паскаль, молодая женщина, была убита по дороге к ручью, предположительно пастухами общины САС Олорунда Мориви в районе местного самоуправления Имеко Афон.
Но мяснику Якубу Сануси повезло. Он был похищен, но освобожден после того, как расстался с N1, 25 миллионами в качестве выкупа.
— Я, как обычно, пошел купить корову, но пока мы торговались, раздались выстрелы, и все разбежались в разные стороны. К несчастью для себя, я упал. Вот так они поймали меня и связали руки”, — рассказывал мистер Сануси.
Он сказал, что его связали и держали в кустах в течение трех дней, пока члены его семьи не собрали выкуп за его освобождение.
Были также случаи, когда 31-летний Исиака Апесин был убит в Овод-Кету, и Байо Огунтосин, он же Аянгбе, который был убит в деревне Одан-Ига, оба из них якобы пастухами.
Адам Абубакар, он же “Оджонла», интерпретация йоруба Пятницы, является лейтенантом Серики Фулани в Имеко Афон ЛГА. Он осудил эскалацию конфликтов между фермерами и скотоводами в этом районе. Он сказал, что за последние 35 лет, что он жил в этом районе после переезда из своего родного штата Квара в Имеко, он не был свидетелем такого уровня враждебности и насилия между пастухами и сельскими жителями.
— К несчастью, имя Фулани уничтожается и издалека, и вблизи. Поэтому мы предпринимаем усилия, чтобы объединить усилия с сельскими жителями и фермерами, чтобы найти долгосрочное решение этой проблемы. Мы так же небезопасны, как и фермеры. Но мы уверены, что нет ничего, что находится вне Божьего контроля”, — сказал он.
Остановит ли Амотекун дрейф?
Хотя правительство штата создало различные комитеты по разрешению кризисов на разных уровнях и распределило паллиативы некоторым пострадавшим, сотни сельских жителей бежали в Республику Бенин.
Многие беженцы поклялись не возвращаться домой, пока им не будет гарантирована безопасность. Жители деревни заявили, что полицейские, развернутые в различных горячих точках, включая Эгуа и Ибеку, не могут защитить их от “импортированных наемников пастухов».”
Но полиция обязалась продолжать взаимодействие с воюющими группировками и усилить контроль и наблюдение в этом районе.
Председатель комитета по разрешению конфликтов между скотоводами и фермерами штата Огун Кайоде Оладеле звучал с надеждой во время беседы с «ПРЕМИАЛЬНОЙ ТАЙМС». Признавая серьезность столкновений, г-н Оладель заявил, что ситуация находится под контролем.
“Наш комитет был создан 20 февраля, но мы могли начать работу только через неделю. То, что мы встретили на земле, было невкусно; было так много смятения и враждебности. Были также споры по вопросу о беженцах, вернулись они или нет. Но я могу сказать вам, что мир вернулся в Юваланд.
“Что касается беженцев, то, как вы знаете, в Юваленде мы пересекаем две страны-Нигерию и Республику Бенин-за пределами колониальных границ. Наша земля простирается даже до Порт-Ново, столицы Бенинской Республики. Так что у нас есть те, кто переехал на другую сторону на пике кризиса, но многие вернулись домой.
“Таким образом, экономическая деятельность возобновилась, и в этом районе улучшен контроль и наблюдение за безопасностью. Помимо целевой группы по безопасности, которая была создана для борьбы с кризисом, правительство также только что открыло корпус Амотекун для оказания поддержки совместной целевой группе по безопасности, которая была создана в этом районе.
“Губернатор также подчеркнул, что первой задачей Амотекуна будет дать толчок деятельности действующих силовиков”, — сказал он.
Он добавил, что в еще не опубликованном докладе его комитета будут рассмотрены все нерешенные вопросы в стремлении обеспечить прочный мир в этом районе.
Но вопреки заверениям господина Оладеле, 9 апреля медицинский директор больницы общего профиля Имеко, назвавшийся просто Оладунни, и медсестра Оладжиде Дуроджайе были похищены в деревне Олубо на дороге Абеокута-Имеко.
Похитители также напали на местных дружинников и охотников, мобилизованных для поиска жертв, ранив двух из них и подожгли два их автомобиля и 10 мотоциклов.
Между тем попытки добиться реакции главы общины пастухов в штате Огун Кабира Мухаммеда не увенчались успехом. Г-н Мухаммед, который также является юго-западным региональным лидером группы, не отвечал на многочисленные звонки на его телефонную линию и не отвечал на сообщения, отправленные ему.
https://www.premiumtimesng.com/news/headlines/455866-investigation-inside-the-deadly-herders-farmers-crises-in-ogun-worsened-by-compromised-soldiers.html