Кражи культурных ценностей в пандемию

Интерпол: кражи культурных ценностей участились в связи с пандемией

Генри Поуп 

Преступления, связанные с культурными ценностями, такие как кража и незаконный вывоз картин, древних монет или других предметов, связанных с культурным наследием, участились во всем мире с начала пандемии коронавируса, говорится в докладе Интерпола, опубликованном на прошлой неделе.

АТАРСтраница продавца культурных ценностей в Facebook (любезно предоставленная ATHAR)

Коррадо Катези, координатор отдела произведений искусства Интерпола, объяснил, что музеи стали главными объектами краж после того, как политика пребывания дома в разных странах сделала практически невозможным взлом частных домов.

“Преступники были вынуждены искать другие способы кражи, незаконных раскопок и контрабанды культурных ценностей”, — сказал Катези.

Вот как пандемия “оказала значительное влияние на преступников, причастных к незаконному обороту культурных ценностей, но никоим образом не уменьшила спрос на эти предметы или возникновение таких преступлений”, — сказал он.

В докладе Интерпола анализируются данные, предоставленные 72 государствами-членами о преступлениях, арестах и маршрутах незаконного оборота культурных ценностей в 2020 году, когда в общей сложности было похищено 854 742 объекта культурных ценностей.

Это может включать в себя все, что угодно, начиная от монет и медалей и заканчивая картинами, скульптурами, археологическими предметами или архивными материалами.

Некоторые примечательные примеры, по данным Интерпола, включают кражу трех шедевров из колледжа Крайст-Черч в Оксфорде, Великобритания; а также кражу картины Ван Гога из музея Сингера Ларена в Амстердаме.

По данным международного полицейского агентства, нумизматические, археологические и палеонтологические предметы имеют более высокие показатели изъятия, чем другие культурные объекты.

Это объясняется тем фактом, что может быть трудно проследить происхождение объекта за пределами его местной среды, что затрудняет для правоохранительных органов надлежащую идентификацию культурных ценностей как похищенных.

В то время как большинство сотрудников правоохранительных органов являются новичками, когда дело доходит до идентификации культурных ценностей, преступные посредники, которые незаконно перевозят их из одной страны в другую, обычно являются экспертами в области изучения объекта.

Интерпол сообщил, что такие посредники играют жизненно важную роль в созданных преступных сетях, которые получают прибыль от продажи украденных или незаконно извлеченных предметов через границы, регионы и континенты иностранным коллекционерам.

Разведданные, собранные в докладе, описывают, как они часто работают на заказ, как для преступных групп, которые действуют, похищая как можно больше предметов, так и для тех, кто ищет исключительно ценные предметы для коллекционеров, которые иначе не могут приобрести их легально.

Однако такие группы не действуют исключительно в тени.

Кэти А. Пол, содиректор проекта ATHAR, который исследует цифровой преступный мир торговли древностями, сказала, что платформы социальных сетей широко используются для распространения этих незаконных рынков.

В одной группе Facebook, которая, как они обнаружили, является сайтом черного рынка древностей, насчитывается до 300 000 участников и быстро растет на протяжении всей пандемии.

“Также важно отметить, что это не изолировано от Facebook», — сказал Пол. “Такие платформы, как YouTube, монетизируют видео для создателей контента, а это означает, что мародеры могут получить прибыль от уничтожения [археологического] объекта, даже если они не совершают продажу”.

Пол отмечает, что мощь социальных сетей усугубила проблемы, связанные с тем, чтобы держать под контролем такие черные рынки. “У Facebook более двух миллиардов пользователей по всему миру, поэтому пользователи будут кросс-платформенно размещать свой контент, размещая монетизированные ссылки на YouTube в группах по торговле древностями Facebook, тем самым привлекая пользователей к своему контенту”, — говорит она.

Используя серию карт и графиков, отчет Интерпола описывает, как культуры во всех регионах мира страдают от незаконного хищения и оборота их исторических объектов. Более половины из этих предметов – 567 465, по данным Интерпола, – как сообщается, были изъяты только в Европе.

Кроме того, учитывая транснациональный характер организованной преступности, было отмечено, что все регионы одновременно являются районами происхождения, транзита и назначения похищенных культурных ценностей.

Интерпол в настоящее время разрабатывает новые методы обучения правоохранительных органов тому, как бороться с этой конкретной угрозой транснациональной организованной преступности.

Одним из примеров является база данных украденных произведений искусства, доступная как сотрудникам правоохранительных органов, так и широкой общественности для выявления культурно значимых исторических предметов. Как сообщается, в базе данных содержится более 52 000 объектов из 134 стран.

Другое-мобильное приложение ID-Art. Запущенное в мае этого года, приложение предоставляет пользователям “доступ к базе данных Интерпола, создает реестр частных коллекций произведений искусства и сообщает о культурных объектах, потенциально подверженных риску”.

По словам агентства, приложение уже помогло следователям в закрытии дел о преступлениях в сфере культурных ценностей.

В одном случае наводка в Лондоне позволила испанской национальной полиции вернуть три золотые монеты эпохи Римской империи стоимостью около 200 000 евро (232 710 долларов США), которые были украдены в Швейцарии в 2012 году, а также арестовать двух преступников, пытавшихся продать их на черном рынке.

https://www.occrp.org/en/daily/15380-interpol-cultural-property-thefts-rise-in-the-wake-of-pandemic

This entry was posted in 1. Новости, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.